Разбираемся в АКПП Рав 4
Rav 4
На автомобилях Рав 4 автомат от компании Aisin отличается надежностью и большим ресурсом. Первые коробки, ставящиеся на авто концерна Тойота, относились к числу «долгоиграющих». Ресурс АКПП мог доходить до предельных значений по пробегу кроссовера. Ниже речь идет об особенностях автомата на Рав 4, специфики его обслуживания.
Автоматическая коробка передач Рав 4 первого поколения
Конструкция АКПП Rav4 первого поколения представлена взаимозаменяемыми деталями, предназначена для передачи большого крутящего момента. Автомат А540E – это четырехступенчатая версия, произведенная АйсинВорнер, которая в слегка измененном виде (модификация 540H) стала устанавливаться на кроссоверы Рав 4 с 1998 года.
Конструктивно очень продуманная, АКПП на Рав 4 имела несложную электронику и настройки. Благодаря этому железо не нагружается до предела, а коробка сверхнадежна. Автомат при разумной эксплуатации демонстрирует повышенный ресурс, поэтому говорить об уязвимых местах затруднительно.
Время капитального ремонта наступает, когда гидроблок и соленоиды забиваются, фильтр не выдает чистого масла.
На автомобилях Тойота Рав 4 автомат можно считать не убиваемым. Пожалуй, единственным проблемным местом оказывается задняя передача, но на коробках A540H, производившихся до 1991 года.
АКПП Рав 4 для двухлитрового мотора
Четырехступенчатые трансмиссии U140E, U240 и U241 для Рав 4 2 и третьего поколений считаются самыми популярными, но перспектива модернизации до пяти ступеней привела к введению третьего планетарного ряда. Именно это новшество увеличило количество ремонтов, хотя и позволило АКПП сохранять позицию надежного устройства.
Это семейство автоматических коробок передач надежно. В зоне риска автомобили с трехлитровыми моторами, потому что КПП работает в предельных режимах. Чаще всего выходят из строя передний планетарный ряд и солнечная шестерня. После рестайлинга 2011 года на Рав 4 с бензиновым мотором 2.0 устанавливают вариатор.
АКПП на Рав 4 2 поколения – это семейства U140, U240 и U241. Пилотная версия U140E вышла в 1998 г., была сориентирована на 2,4-литровый Лексус. После модернизации усиленная модификация пошла практически на все модели Тойота. На полноприводные авто ставился автомат с литерой «F» (т.е. U140F). Но коробка не подошла трехлитровым моторам, поэтому было принято решение заменить ее более сильной версией.
Пакеты U240-241 продемонстрировали успех на популярных автомобилях, в том числе Рав 4. Предельно нагруженным стал пакет Underdrive (автомат U241). Усилению подверглись насос, оси, барабаны и планеты. Пятиступенчатая семья (U150-250) родилась на базе предшествующих коробок, прошедших боевое крещение (после выявления «болезней» трансмиссии стали неубиваемыми).
Причина большого количества ремонтов АКПП на Рав 4 заключается в том, что они идут в тандеме с двигателями «миллионниками».
Безупречная работа ДВС усыпляет бдительность водителей, поэтому регламент ТО не соблюдается. Если же речь идет о трехлитровых двигателях, то искушение испытать их предел приводит к снижению ресурса автомата.
Стремление производителей довести автомат Rav 4 до уровня комфорта вариатора (с незаметным переключением), и усилить разгон привело к отрицательным последствиям. В итоге ресурс «долгоиграющих» 4-ступок U140 был утрачен.
В тандеме с 2,5-литровыми моторами Тойота Рав 4 коробка автомат представлена в нескольких модификациях. Речь идет о шестиступенчатых трансмиссиях производства Айсин. Модификация АКПП U660 (имеется в виду U660E) устанавливалась на популярные автомобили Toyota (Camry, Avensis, RAV4). Базовая коробка на Камри ставится практически на всех заводах концерна, а для авто с AWD, полным приводом идет версия U660F.
С 2009 года стала выпускаться новая версия U760E. Улучшенная АКПП под меньший крутящий момент рассчитана на двигатели объемом меньше 2,7 л. Полноприводный вариант, ориентированный на минивэны и кроссоверы (т.е. Рав 4), – это U760F.
Семейство U660-U760 родилось за счет усиления коробок предшествующих поколений, снижения нагрузки на узлы, испытывающие наибольшую нагрузку. Можно утверждать, что новые автоматы вытеснили механику.
Комфорт от вождения, экономичность и долговечность – вот характерные признаки современных АКПП.
Как продлить жизнь автоматической коробке
Эксплуатация АКПП Тойота Рав 4 должна соответствовать определенным требованиям.
Цены и сроки капитального ремонта могут напугать, поэтому информация о причинах преждевременного износа деталей трансмиссии окажется полезной.
Коробка автомат Rav 4 прослужит дольше, если:
- Трансмиссионное масло в холодное время года будет прогреваться до начала движения. Для надежности можно попереключать передачи с драйва на реверс. Разгоняться и буксовать также не стоит.
- Проверять масло не меньше двух раз в год, на авто с пробегом на этом нужно сделать акцент. Грязь (из-за забитости фильтра тонкой очистки масла) приводит к износу втулок, нарушает работу клапанов гидроблока и затрагивает другие узлы.
- Не допускать перегрева трансмиссионной жидкости. Износ фрикционов, уплотнителей увеличится при превышении допустимого температурного режима. На кроссоверы Рав 4 с большим пробегом стоит ставить дополнительный радиатор охлаждения. К перегреву приводит использование некачественного масла, долгая пробуксовка, редкая замена смазки.
- Эксплуатировать машину без чрезмерных нагрузок – перегрузов и буксировки увесистых авто. Загруженный до предела Рав 4 в жаркую погоду погубит автомат быстрее. Повышенная скорость также пагубно сказывается на ресурсе АКПП. Если производитель допускает буксировку, то она должна отвечать требованиям.
При обнаружении проблем, свидетельствующих об износе автомата Рав 4, нужно готовиться к ревизии узла (возможно, к капитальному ремонту). Грязное масло, текущие сальники, следы трения металла в поддоне — характерные признаки износа.
Заключение
АКПП Тойота Рав 4 обладает повышенным ресурсом и редко напоминает водителю о проблемах. Последние, как правило, возникают при несвоевременной ревизии узла.
Обслуживайте коробку автомат в соответствии с требованиями производителя, и агрегат прослужит также долго, как и двигатель.
Коробки передач Toyota RAV 4 2021: обзор КПП
Рекламные проспекты продвижения пятой модификации Тойота Рав 4 для нашего российского брата содержат такие определения, как стремительная и брутальная внешность, современный интерьер, интеллектуальная бесступенчатая коробка, активная безопасность и комфорт.
Что касается внешности и салонного комфорта японской модели-бестселлера предыдущих российских продаж, то для этого требуется отдельный разговор. А наша теперешняя задача – это обзор особенностей трансмиссий нового поколения Равчика – именно так на своем сленге погоняют его наши гаражные собратья.
Системы привода нового Равчика
Одна – это классическая уже применяемая на предшествующих моделях Рав 4 Dynamic Torque Vectoring в виде AWD System или контролируемый электроникой полный привод-автомат с наличием адаптивного и дискретного распределения момента вращения на оси колес. Попросту говоря, это автоматическая полноприводная система с подключением задних колес в тех случаях, когда начинают буксовать передние колеса.
А вторая – это уникальная Dynamic Torque Vectoring или такая же AWD автоматическая технология полного привода, однако с наличием разделительных муфт, на каждой из осей.
Уникальность этой системы в том, что обеспечивается независимое друг от друга управление векторами колесной тяги с помощью индивидуального распределения моментов вращения между осями, что значительно улучшает степень управляемости авто на повышенных скоростях в виде:
- устойчивости соблюдения траектории движения;
- уверенного прохождения виражей;
- снижения вероятности утраты управляемости либо напротив избыточной чуткости к водительским манипуляциям управления на повышенных скоростях.
Это что касается поведения Рав 4 на асфальтовом дорожном покрытии.
Относительно характера внедорожного поведения Равчика, то это:
- довольно редкие случаи пробуксовок колес;
- уверенное преодоление сложных по проходимости участков ландшафта;
- бес проблемное прохождение участков с возможностью диагонального вывешивания шасси.
Кстати, насчет самих приводов, то они, между прочим, являются составными частями трансмиссий. Если считать, что трансмиссии – это механизмы, которые передают вращательные усилия от движков к колесам с различными параметрами, как по величинам моментов, так и по направлениям вращения.
Наша следующая задача – это сделать обзоры, как МКПП, так и коробки-вариатора, чем оснащены новые Равчики, потому что с обзором этих машин можно ознакомиться в предыдущей публикации достоинств и недостатков АКПП.
При этом следует иметь в виду, что некоторые из наших гаражных товарищей вариатор ошибочно называют не иначе, как роботом.
Механическая коробка Рав 4
Очень легко определить, какая стоит коробка на том или ином Равчике. Для этого нужно заглянуть в салон и, если на центральном тоннеле будет красоваться такой рычаг, как на фото:
А также, если под баранкой наличествуют три педали, то это свидетельства того, что на машине стоит механическая коробка.
При этом МКПП на Равчике имеет алюминиевый корпус, где на подшипниковых опорах установлены шлицевые валы с наборами шестерен, а на крышке коробки — рычаг, который располагается в салоне и предназначенный для того, чтобы с помощью кулисы осуществлять включение тех или иных скоростей.
При этом для переключения скоростных режимов коробки нужно всяких раз нажимать на педаль сцепления для прекращения передачи мощности от мотора.
Достоинствами механики являются:
- возможность переключения скоростей в принудительном порядке в тяжелых дорожных условиях без риска перегрузки коробки;
- высокая динамичность по сравнению, как с АКПП, так и с вариатором или с CTV;
- низкий топливный расход, опять же в сравнении, как с автоматической, так и с бесступенчатой коробками;
- простота и дешевизна, как обслуживания так и ремонта.
По поводу недостатков механической КПП следует сказать, что ее минусы заключаются:
- в необходимости постоянного переключения передач и нажатия педали сцепления при движении в пробках с последующим выходом из строя сцепления в качестве неизбежного следствия этих манипуляций;
- а также к быстрому износу синхронизаторов и системы блокировки;
- с последствиями либо затруднений включения или самопроизвольного выключения скоростей.
Бесступенчатая или CTV трансмиссия
Насчет коробки CTV на Равчике следует сразу сказать, что японский производитель для повышения надежности езды на вариаторе по бездорожью, где нагрузочные характеристики являются фатальными для любой бесступенчатой коробки пошел на ухищрение, поставив на первую передачу классику механики. А именно в виде блока механических шестерен.
Теперь для того, чтобы выехать из сугроба или болота водитель Равчика может спокойно врубить первую скорость, нисколько не беспокоясь о рисках перегрузки вариатора.
Единственным недостатком такой комбинированной CTV коробки является увеличение массы и количества деталей бесступенчатой трансмиссии, зато чуть ли не на порядок повысились надежность и долговременность службы дорогостоящего агрегата.
Что касается принципа работы вариаторной коробки, то со старта, когда усилия на коробку имеют максимальные значения, используется либо первая или шестеренная, либо вариаторная аналогичная второй скорости передача.
После чего по мере разгона или по мере нажатия педали газа в работу вступает электронное управление перевода шкивов вариатора. Обеспечивая при этом плавный переход скоростных вплоть до спортивных секвентальных режимов (последовательно повышающих обороты колес) нового Рав 4.