Система охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи, состав, устройство, принцип работы, водяной насос и его привод, термостат, опора вентилятора.
Система охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на грузовых автомобилях Уаз Профи жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости в системе.
Система охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи, состав, устройство, принцип работы, водяной насос и его привод, термостат, опора вентилятора.
В целом, система охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на грузовых автомобилях Уаз Профи состоит из:
— Рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока цилиндров.
— Водяного насоса.
— Термостата.
— Сливного краника или пробки.
Вентилятор системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 и шкив привода вентилятора установлены на опоре вентилятора. Она объединена с передней крышкой головки блока цилиндров.
Схема системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.
Заправочный объем системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) составляет 3,5 литра. Без учета заправочного объема радиатора, отопителя салона, расширительного бачка и соединительных шлангов. Для заливки в систему охлаждения двигателя нужно использовать рекомендуемые охлаждающие жидкости приведенные ниже.
Температурный диапазон применения выше минус 40 градусов.
Основные охлаждающие жидкости — ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02, ОЖ-40 «Тосол-ТС» ТУ 2422-006-36732629.
Дублирующие охлаждающие жидкости — Тосол-А40М ТУ 6-57-95, «Термосол» А-40 ТУ 301-02-141.
Температурный диапазон применения выше минус 65 градусов.
Основные охлаждающие жидкости — ОЖ-65 «Лена» ТУ 113-07-02, ОЖ-65 «Тосол-ТС» ТУ 2422-006-36732629.
Дублирующие охлаждающие жидкости — А65М ТУ 6-57-95, «Термосол» А-65 ТУ 301-02-141.
Принцип работы системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 создается центробежным водяным насосом, приводимым от коленчатого вала. Насос подает жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров. Оттуда жидкость поступает в рубашку головки блока цилиндров и в термостат. Термостат автоматически регулирует подачу охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от ее температуры.
Через штуцер из корпуса термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через пробку расположенную на левой стороне блока цилиндров.
Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости в системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.
Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80-100 градусов. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически.
Контроль температурного режима двигателя осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа). Они находятся в составе комбинации приборов автомобиля. Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры размещенного в корпусе термостата.
Водяной насос системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.
Водяной насос центробежного типа. Установлен на крышке цепи. Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров. Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением. Оно запрессовывается в корпус водяного насоса и напрессовывается на валик подшипника.
Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость закрытую заглушкой. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через контрольные отверстия. В эксплуатации необходимо, для предотвращения преждевременного выхода подшипника водяного насоса из строя, очищать эти отверстия от загрязнения.
Размеры и зазоры сопрягаемых деталей водяного насоса системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.
Наличие постоянной течи из контрольного отверстия дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или замены водяного насоса. Подшипник насоса удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором. Он завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе. В процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.
На валик подшипника напрессованы стальная штампованная крыльчатка и ступица, к которой крепится тремя болтами изготовленный из пресс-материала дозирующегося стекловолокнита шкив привода насоса.
Привод водяного насоса и вентилятора системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.
Привод водяного насоса и генератора производится поликлиновым ремнем 6PK1275 от шкива коленчатого вала. Передаточное число привода водяного насоса – 1,15. Натяжение ремня и демпфирование возникающих в приводе колебаний обеспечивается автоматическим механизмом натяжения. В процессе эксплуатации автоматический механизм натяжения не требует обслуживания и регулировки.
Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях без компрессора кондиционера производится от коленчатого вала дополнительным поликлиновым ремнем. Натяжение ремня осуществляется изменением положения насоса ГУР.
Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях с компрессором кондиционера производится совместно с приводом водяного насоса, генератора и компрессора кондиционера одним ремнем от коленчатого вала. Натяжение ремня осуществляется автоматическим механизмом натяжения. Компрессор кондиционера и генератор устанавливаются на чугунный кронштейн агрегатов, закрепленный на двигателе.
Термостат системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.
Термостат с твердым наполнителем, двухклапанный, с автоматическим дренажным клапаном. Расположен в алюминиевом корпусе, установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки блока цилиндров. И соединен шлангами с водяным насосом, радиатором и расширительным бачком.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Отключая и включая циркуляцию жидкости по большому кругу через радиатор. На холодном двигателе основной клапан термостата закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан термостата в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор.
Схема работы термостата системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.
Во время прогрева двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до плюс 80-84 градуса, основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной — закрываться. При этом часть охлаждающей жидкости начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения.
При температуре плюс плюс 95-99 градусов основной клапан открыт полностью на величину не мене 8,5 мм. Перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу.
Во фланце термостата выполнено отверстие с автоматическим дренажным клапаном. Отверстие служит для выхода воздуха при заправке системы охлаждения. При работе двигателя водяной насос создает давление жидкости, под действием которого шарик клапана поднимается и закрывает отверстие, препятствуя утечке жидкости в радиатор.
Герметичность соединения крышки термостата с корпусом обеспечивается резиновой прокладкой П-образного профиля, устанавливаемой на опорный фланец термостата. Термостат в корпус должен быть установлен таким образом, чтобы выступ на стойке термостата зашел в паз корпуса. Это обеспечивает наименьшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости.
Запрещается эксплуатация двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 без термостата. Это приведет в летнее время к перегреву двигателя, а зимой — к долгому прогреву и работе двигателя на пониженном температурном режиме. Поддержание термостатом рабочего температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.
Опора вентилятора системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.
Опора вентилятора объединена с передней крышкой головки блока цилиндров. В передней крышке головки блока цилиндров, отлитой из алюминиевого сплава, установлен на анаэробном герметике комбинированный специальный подшипник с двухсторонним уплотнением. На его валик напрессована ступица крепления шкива вентилятора. Подшипник заполнен смазкой на заводе-изготовителе. В процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.
Со стороны головки блока цилиндров подшипник закрыт крышкой установленной на анаэробном герметике. Передний конец ступицы имеет левую резьбу для установки вязкостной муфты с вентилятором. Конструкция передней крышки головки блока цилиндров с опорой вентилятора не разборная, при выходе из строя подшипника следует заменить узел в сборе.
Похожие статьи:
УАЗ запустил линейку оригинальных масел и эксплуатационных жидкостей
Ульяновский автомобильный завод информирует о начале поставок оригинальных масел и эксплуатационных жидкостей под брендом УАЗ, разработанных совместно с компанией «Лукойл». В ассортименте оригинальных эксплуатационных жидкостей УАЗ представлены все необходимые для обслуживания автомобиля продукты: трансмиссионные масла, жидкость для гидроусилителя руля, тормозная жидкость и антифриз.
Ульяновский автомобильный завод информирует о начале поставок оригинальных масел и эксплуатационных жидкостей под брендом УАЗ, разработанных совместно с компанией «Лукойл».
В ассортименте оригинальных эксплуатационных жидкостей УАЗ представлены все необходимые для обслуживания автомобиля продукты: трансмиссионные масла, жидкость для гидроусилителя руля, тормозная жидкость и антифриз.
Ключевые преимущества новой линейки оригинальных масел и жидкостей — высокое качество и доступная стоимость.
Оригинальные масла и эксплуатационные жидкости УАЗ разработаны в соответствии с требованиями Ульяновского автомобильного завода и адаптированы под российские условия эксплуатации, что подтверждено многочисленными лабораторными и дорожными испытаниями. Все продукты изготовлены специально для автомобилей УАЗ и соответствуют высшей категории качества по международной классификации.
Новые продукты обеспечивают выполнение требуемых автопроизводителем технических показателей, а также в среднем на 40% ниже стоимости импортных аналогов.
УАЗ рекомендует использовать оригинальные масла и технические жидкости для долгосрочной эксплуатации автомобиля и надежной защиты от износа.