Suzuki SX4 WRC. Пополнение
В высшей категории чемпионата впервые за шесть лет появился новый производитель, но компания Suzuki станет и последним производителем, пришедшим в класс WRC, так как правила данной категории будут заменены регламентом Группы N или Super 2000.
В преддверии кончины нынешней категории World Rally Car новый технический директор Suzuki Motorsport Мишель Нандан подтвердил, что автомобиль SX4 WRC сконструирован с учетом предстоящей конверсии в машину, соответствующую правилам Super 2000. Версия SX WRC-2008 будет омологирована в следующем году, а машина, выступавшая на «Корсике» и заявленная на ралли «Великобритания» для Себастьяна Линдхольма, — всего лишь переходная модель.
Серийная модель SX4, по масштабам WRC, небольшая: колесная база — 2500 мм, более узкие кузов и колея, чем у машин C4, Impreza и Focus. Важным моментом является тот факт, что кузова машин WRC и S2000 похожи, и это позволяет принимать при конструировании компромиссные решения.
Основой для создания двигателя послужил J20 с алюминиевыми блоком и головкой цилиндров, устанавливаемый на серийные SX4. Двухлитровый мотор оснащен турбонаддувом. Диаметр цилиндра серийного двигателя — 84 мм с ходом поршня 90 мм, но для раллийной машины цилиндры расточили до 86 мм, а ход укоротили. Трансмиссию с 5-ступенчатой КП подготовила компания Xtrac. «Мы старались, насколько это возможно, упростить конструкцию. Никакой экзотики и революционности. Машина мне сразу понравилась — ее размеры, подвеска и двигатель очень хорошо подходят для создания версии WRC, — говорит Мишель Нандан. — Сегодня FIA вводит все больше запретов. Нельзя использовать передний и задний активные дифференциалы, ограничено применение легких материалов и титановых сплавов. И, конечно, не надо забывать об ограничениях финансовых».
Главной задачей Нандана была организация производственной базы во Франции и подбор команды специалистов. Сейчас здесь работают более 30 человек, включая четырех инженеров, в чьи обязанности входит работа над шасси и трансмиссией. Еще 80 человек работают над машиной в Японии, в подразделении Suzuki Sport, занимаясь кузовом и двигателем. Обязанности японской и французской сторон строго определены, но все работы ведутся в тесном сотрудничестве.
Что касается пилотов, то Николя Бернарди произвел сильное впечатление на шефа команды Нобухиро Таджима еще в 2004‑м, когда выступал на Renault Clio S1600, достойно соревнуясь с официальной командой Suzuki. Теперь Николя первый пилот заводской команды Suzuki, а его партнером стал Себастьян Линдхольм, проделавший большую часть тестовой работы. Уже объявлено, что имена гонщиков на сезон-2008 будут объявлены 13 декабря, а пока в тестах, помимо Бернарди и Линдхольма, участвовали Тони Гардемайстер и Франсуа Дюваль.
Suzuki SX4 WRC
Снаряженная масса | 1230 кг |
Габариты | 4135/1770/1450 мм |
База | 2500 мм |
Двигатель | J20, рядный, 4-цилиндровый, 16-клапанный, с турбонагнетателем; 1998 см3; 320 л.с. при 4450 мин-1; 600 Нм при 3500 мин-1; диаметр цилиндра и ход поршня 85/88 |
Трансмиссия | Xtrax, передний и задний дифференциалы механические, центральный с электронным управлением; 5-скоростная, секвентальная КП; сцепление 3-дисковое, карбон |
Размер и марка шин | BF Goodrich, 20/65R18 — асфальт, 17/65R15 — гравий |
Подвеска колес | McPherson, амортизаторы Ringer |
Тормоза | передние дисковые, вентилируемые; гравий — 300 мм, асфальт — 370 мм; задние дисковые, вентилируемые; гравий — 300 мм, асфальт — 355 мм |
Рулевое управление | реечное |
Suzuki SX4 | Раллийное будущие
В этом году заводская команда Suzuki вступает в борьбу за звание чемпиона в WRC. Завоевывать кубок пилоты поедут на автомобиле, созданном на базе Suzuki SX4. Говоря о динамичных машинах соспортивными нотками в характере, мы обязательно вспомним славноераллийное или рейдовое прошлое, победы на Дакаре или в Монте-Карло. А отчего бы не поговорить о раллийном будущем?
Нет, мы не предсказатели, просто так уж вышло, что наш тест Suzuki SX4 практически совпал с сообщением о вступлении заводской команды Suzuki в борьбу за звание чемпиона в WRC – мировом раллийном первенстве. Ну а прототипом боевой машины объявлен наш нынешний герой – SX4. Впервые в истории чемпионата раллийный болид сделают на базе автомобиля повышенной проходимости. Тоже прецедент…
Всего год назад прошла презентация первого в истории марки Suzuki кроссовера – SX4. Индекс расшифровывается очень просто – Спортивный Кроссовер, где S – это спорт, Х – от принятого написания «кросс» («крест») с соответствующим сокращением, а четверка – все времена года. Проект SX4 с самого начала был интернациональный. Внешний вид и интерьер поручили разрабатывать джуджаровской студии Italdesign, платформу позаимствовали у компактного Swift, бензиновые двигатели японские, дизель итальянский. Кроме того, под маркой FIAT выпускается близнец SX4 – кроссовер Sedici. Впрочем, тут уместно будет сделать маленькое отступление. Дело в том, что SX4, по сути, един в двух лицах. Под таким индексом производится фактически два автомобиля – переднеприводной хетчбэк гольф-класса и полноприводной кроссовер. Мы, разумеется, говорим исключительно о кроссовере. Версии можно легко отличить по внешним признакам: а) у полноприводного больше колеса и дорожный просвет, б) по периметру кузова пущена защитная пластиковая «юбка» черного цвета, состоящая из молдинга и порожков. У итальянского братца нашего героя, кстати, также есть дорожная вариация.
ПЛОХО ЖИТЬ БЕЗ «АВТОМАТА»
С момента выхода в серию силовая гамма европейских Suzuki SX4 не изменилась. К нам поставляется только один из трех доступных в Старом Свете моторов – новейшая версия хорошо известного G16A с технологией VVT мощностью 106 л. с. В Европе есть еще версии с 1.5-литровым 96-сильным мотором, они переднеприводные, а также полноприводные с турбодизелем объемом 1.9 литра и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Полный привод коробкой«автоматом» не комплектуется. В Америке и Японии продаются кроссоверы с 2.0-литровыми 143-сильными моторами, и Suzuki подумывает о поставках таких версий к нам.
МОМЕНТ С УМОМ
У Suzuki SX4 электроусилитель руля и умный полный привод. В совокупности с очень бодрым и эластичным двигателем это означает, что быстрая езда на нем дело не только приятное, но и полезное, в смысле – безопасное. Главное в этом деле – поскорее бросить сцепление, ибо механизм работает невнятно, и первые километры нащупывать момент схватывания можно долго и безрезультатно. Попривыкнув, сцепление все же начинаешь чувствовать, и удается сконцентрироваться на управлении. Особенно интересно ведет себя Suzuki на скользком покрытии. Основной привод у кроссовера передний. В положении Auto при старте и далее, при наборе скорости, на заднюю ось будет передаваться все больше момента, начиная с 10 процентов в самом начале движения. При этом характер поведения автомобиля практически все время соответствует переднеприводному с четкой недостаточной поворачиваемостью. Это сделано из соображений безопасности. Однако стоит перейти грань разумного и сорвать все колеса в пробуксовку, загнать машину в боковое скольжение или спровоцировать управляемый занос, как от былой предсказуемости поведения не остается и следа! Стоит перейти грань, и все – машина потеряна, можно бросить руль, педали и ждать, пока она сама не стабилизируется. Очень увлекательно!
На шоссе же преимущества «городского болида» оборачиваются недостатками – руль слишком чуток, амортизаторы чересчур жесткие, на скоростях, больших 120 км/ч, машина начинает ощущать каждое дуновение ветерка и нервно проходит колею. А раз так, плюнем на асфальт и свернем с него прочь!
НА ВОЛЮ
Ох, хорошо на SX4 по проселку нестись, только снежная пыль шлейфом. Однако нам интересны и его внедорожные способности. Полный привод осуществляется электронно-управляемой многодисковой муфтой, которая имеет три положения: полностью свободна, автоматический режим и полностью заблокирована. Дорожный просвет полноприводной версии составляет 190 мм. В минусах отсутствие электронных блокировок, большой передний свес и приличная для столь короткой машины колесная база. На практике оказалось, что свес действительно надо беречь, тем более что бампер отформован из огромного куска пластика, и если его повредить, то придется менять всю «морду», на брюхо усесться на переломе рельефа – раз плюнуть, но там мощные лонжероны, а вот с чем беда, так это с тягой двигателя… Не хватает ее на низах катастрофически! Движение внатяг невозможно вовсе. То есть возможно, но натяг получается при 3000 оборотах – тут уж сцеплением попахивает. Зато с ходу пролетаются такие места, где, кажется, сядешь наверняка. Ан нет, машинка легкая, 1200 кг снаряженной массы, брюхо гладкое, дорожный просвет приличный. Если заведомо избегать откровенно гиблых мест и не смущаясь давить на газ, то Suzuki очень даже поддержит реноме марки, знаменитой своими легкими внедорожниками.
РАЙ ДЛЯ ДВОИХ
Салон Suzuki SX4 просторен только впереди. Сзади рослый человек упрется либо коленками в спинки передних кресел, либо головой в потолок. Водителю же со штурманом раздолье. Кресла удобные, приятно жесткие, с хорошей боковой поддержкой и регулировкой по высоте подушки. Рулевая колонка подстраивается только по углу наклона, но это не мешает найти удобную позу. Большинство органов управления расположены на руле и подрулевых переключателях, некоторые дублируют кнопки и клавиши с центральной консоли. Все чрезвычайно экономично и симпатично, разве только пластик, из которого сделана большая часть элементов салона, выглядит чересчур дешево и цвета скучноваты. Этого никак нельзя сказать о подсветке приборов: яркая, кроваво-красная, она освещает не только шкалы, но и весь салон демоническим светом. Автомобиль оборудован автоматическим климатом, недурной аудиосистемой и бесключевым доступом, причем в стандарте. Багажник невелик – 270 литров, если заполнять его до уровня шторки. Однако пространство для груза легко увеличить, сложив сиденья второго ряда. В недостатки же запишем очень уж большую погрузочную высоту.
ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
Несмотря на некоторые мелкие и досадные недочеты, Suzuki SX4 показал себя весьма неплохо. Он одинаково хорош на асфальте и на проселке, чуть менее уверенно чувствует себя на шоссе и требует оглядки при езде по бездорожью. У него совсем нет конкурентов, и когда еще они появятся. Он очень прост по конструкции, комфортен и обладает истинным бойцовским характером. Что сказать – настоящий Suzuki!
Suzuki SX4 WRC 2008
Suzuki SX4 — 5-дверный хэтчбек, разработанный Suzuki совместно с Fiat в 2005 году. В это время в чемпионате WRC (JWRC) в классе Super 1600 принимал участие более компактный Swift. Решив сменить класс машины и одержать обеду, компания выбрала в качестве базовой модели SX4.
В соревновании со Swift жесткость кузова новой модели на кручение — на 10%, жесткость при изгибе — на 20%, а жесткость креплений задней части подвески — на 190% выше. Поскольку SX4WRC была первым спорт-каром ралли-класса, разработанным Suzuki Sport, компания ориентировалась на классическую гоночную модель.
Был установлен 2-литровый рядный 4-цилиндровый двигатель типа J20, выдающий мощность 319 л.с. при 4000 об/мин — 4500 об/мин и крутящий момент 588,0 Нм при 3500 об/мин. В комплект к двигателю ставилась секвентальная 5-ступенчатая КПП X Trac с электронным управлением, подвеска представляла собой стойки спереди и сзади.
В 2007 году в ходе WRC белая SX4 сделала два пробных заезда, а в 2008 году была перекрашена в бело-желтый цвет Suzuki Works и приняла участие в чемпионате. Пилотами стали Тони Гардемайстер и Пер-Гуннар Андерссон. Хотя на первом этапе в Монте-Карло Андерссон набрал неплохие очки, проблемы с машиной помешали им добиться дальнейшего успеха, и из Финляндии была доставлена улучшенная версия.
На 14 этапе в Японии команда показала неплохой результат — Андерссон пришел пятым, а Гардемайстер — шестым. В ходе последнего этапа в Великобритании SX4 пришла пятой и седьмой, а в следующем году ожидались еще лучшие результаты. Впрочем, в связи с экономическим кризисом 15 декабря 2008 года Suzuki отказалась от участия в Чемпионате мира по ралли.
Характеристики автомобиля Suzuki SX4 WRC 2008
Объем двигателя: 1997 см3
Максимальная мощность: 320 л.с./ 4000-4500 об/мин
Максимальный крутящий момент: 588,0 Нм/ 3500 об/мин
Пивод/наддув: Полный/ТБ
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, нажмите на кнопку
или выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl+Enter.