Венгерский АвтоВАЗ
Что вы знаете о венгерском автопроме? Автобусы «Икарус»? На самом деле, машиностроение является одной из ключевых статей доходов в экономике этой небогатой страны. Одним из крупнейших автомобильных предприятий Венгрии считается завод Magyar Suzuki, расположенный практически на самой границе со Словакией.
Что вы знаете о венгерском автопроме? Автобусы «Икарус»? На самом деле, машиностроение является одной из ключевых статей доходов в экономике этой небогатой европейской страны, причем большая часть продукции местных предприятий поставляется на экспорт.
Сегодня в Венгрии фактически не осталось собственных марок – тот же Ikarus сейчас на ладан дышит. Зато здесь размещены производственные мощности Audi – в городе Дьер, Mercedes-Benz (в Кечкемете), General Motors (в Сентготтхарде), Ford (в Секешфехерваре). Есть и заводы, выпускающие комплектующие для автомобилей: Denso, Alcoa, Magna Steyr и Raba. Но одним из крупнейших автомобильных предприятий Венгрии считается завод Magyar Suzuki, что в городе Эстергом, расположенном практически на самой границе с соседней Словакией. Он же является и старейшим автомобильным предприятием, построенным в постсоветский период истории страны – Suzuki обосновалась на венгерских землях еще в 1991 году. По количеству выпускаемых и продаваемых автомобилей этот завод для Венгрии, что «АвтоВАЗ» для России. На венгерских дорогах Suzuki всех мастей встречаются столь же часто, как и «Лады» в нашей стране. Именно Suzuki и пригласила нас на «Угорщину», дабы познакомить с деятельностью своего европейского филиала и его продукцией.
Производственная площадка Magyar Suzuki, расположенная в городе Эстергом, занимает 572 тысячи квадратных метров. Владельцами завода являются компании Suzuki Motor Corporation (97,52 процента акций), Itochu Corporation (2,46 процента акций), IFC, а также венгерские акционеры в лице Autokonszern Corporation, которым принадлежит ничтожная доля в 0,02 процента акций. Производственные мощности предприятия составляют 200 тысяч автомобилей в год, однако, при желании, мощность завода в короткие сроки можно увеличить до 300 тысяч машин.
Казалось бы, какое дело россиянам до этого завода? Ответ прост: с сентября нынешнего года Suzuki полностью перенесет производство автомобилей SX4 для европейского рынка, и для России в частности, на свое венгерское предприятие. Кроме того, компания решила выпустить на наш рынок новую комплектацию – с навигацией – и еще раз напомнить о различиях между европейской и японской версиями машины. Наконец, нам предложили посетить посетить завод Magyar Suzuki, посмотреть на производственный процесс и убедиться, что машины, собранные в Венгрии, по качеству ничем не уступают японским собратьям.
Европейская версия Suzuki SX4 отличается от японской другим дизайном переднего бампера, задними фонарями (они окрашены в оранжевый цвет) и расположением радиоантенны в передней части крыши (у японской версии она располагается рядом с багажной дверью). Салон венгерской версии можно узнать по комбинированной двухцветной отделке, косметическим зеркалам в солнцезащитных козырьках и подстаканникам квадратной формы на центральном тоннеле. Цены на все модификации после переезда производства в Европу останутся прежними.
Строительство венгерского завода началось в 1991 году – объемы инвестиций в этот проект составили 1,5 миллиарда евро, а уже год спустя с конвейера сошел первый автомобиль, которым стал Suzuki Swift. Появление нового предприятия неожиданно быстро отразилось на состоянии внутреннего рынка страны – согласно статистике, в 1993 году марка Suzuki заняла первое место в Венгрии по продажам новых автомобилей, с результатом в 10 тысяч машин. В последующие годы темпы производства росли как грибы после дождя, причем большая часть продукции отправлялась на экспорт в другие страны. Уже в 1996 году предприятие произвело 100 тысяч автомобилей и прошло сертификацию соответствия стандарту качества ISO 9002, а марка Suzuki достигла 20-процентной доли рынка новых автомобилей в Венгрии. Спустя еще год завод получил сертификат ISO 14001 – на предприятии была внедрена система экологического менеджмента.
У полноприводных версий SX4 за счет новых пружин и амортизаторов дорожный просвет увеличен на 15 миллиметров (с 175 до 190 миллиметров) и уменьшена передняя колея — на 5 миллиметров (с 1500 до 1495 миллиметров), а настройки подвески стала более жесткой и упругой.
В 1999 году была пройдена очередная отметка – 250 тысяч автомобилей, причем венгерское предприятие оказалось не только способным выпускать гражданскую технику, но и специализированные автомобили, такие, например, как ралли-кар Suzuki Ignis Super 1600 серии JWRC!
В 2006 году предприятие выпустило миллионный автомобиль. На протяжении 11 лет после открытия завода, компания Suzuki стабильно удерживала лидерство по продажам на рынке Венгрии. В 2008 году, после занявшего несколько лет процесса расширения и обновления технологического парка завода, компания достигла производственной мощности в 300 тысяч машин в год, а в сентябре того же года был произведен 1,5-миллионный Suzuki. Это был, пожалуй, самый удачный год для венгерской компании – в последующем, кризисном 2009-м, произошел спад производства почти в два раза: было выпущено чуть больше 180 тысяч автомобилей. Число сотрудников предприятия сократилось с шести тысяч до четырех. В 2010-м было выпущено всего 170 тысяч автомобилей, а число работников сократилось еще на сто человек. Резко упала и доля внутренних продаж – если в 2005 году внутри Венгрии продавалось около 40 тысяч автомобилей Suzuki, то после 2008 года на внутренний рынок за два года поступило всего 14,5 тысячи машин!
Suzuki Grand Vitara нового поколения: теперь кроссовер
Игорь Владимирский
С 1997 по 2017 год имя Grand Vitara носили полноценные внедорожники с продольным расположением двигателя и понижающей передачей, но возвращаться к этой концепции компания Suzuki уже не будет. Еще в 2014-м название Vitara досталось обыкновенному кроссоверу, и производство этих машин продолжается до сих пор в Венгрии. Теперь же представлена новая модель Suzuki Grand Vitara — и это не замена для Витары, а ее доработанная и увеличенная версия, предназначенная для рынков Индии и Африки.
Новый кроссовер разработан при участии компании Toyota, причем она показала свою версию даже раньше: модель Toyota Urban Cruiser Hyryder дебютировала еще 1 июля. Grand Vitara отличается от нее только дизайном передка и кормы, другими колесами, декором салона и нюансами оснащения. Хотя вклад Suzuki в проект все-таки больше, ведь платформа Global C (с полузависимой задней подвеской), силовая структура кузова и базовый силовой агрегат те же, что у исходной Витары.
Сходство прослеживается в пропорциях, формах дверей и некоторых элементах, хотя все наружные кузовные панели новые. Колесная база растянута с 2500 до 2600 мм. Длина кроссовера — 4345 мм против 4175 мм у Витары. Ширина увеличена на 20 мм (до 1795 мм), а высота — на 35 мм (до 1645 мм). В базе Grand Vitara имеет галогеновые фары, светодиодные ходовые огни и стальные 17-дюймовые колеса. У дорогих версий — полностью светодиодная оптика, легкосплавные колеса такого же размера и двухцветная окраска кузова. Задние фонари, в отличие от родственной Тойоты, здесь объединены светодиодной перемычкой.
В оформлении пятиместного салона можно найти множество элементов от индийских моделей Maruti Suzuki, включая руль, блок климат-контроля (он есть уже в базе) и некоторые кнопки. Начальная комплектация включает две подушки безопасности, ESP, простую аудиосистему, бесключевой доступ, кнопку запуска двигателя, задний парктроник и многое другое. Начальная медиасистема имеет семидюймовый экран, у более дорогих версий — девятидюймовый дисплей и акустическая система Arkamys. Также среди опций есть шесть подушек безопасности, виртуальные приборы (экран на семь дюймов), проекционный дисплей, панорамная крыша, камеры кругового обзора, «кожаный» салон и вентиляция передних сидений.
Базовая версия оснащена бензиновым атмосферником Suzuki K15C объемом 1,5 л (103 л.с., 137 Нм). Он штатно оборудован 12-вольтовым стартер-генератором и литий-ионным аккумулятором на 6 А·ч, что позволяет разработчикам называть такой кроссовер «мягким» гибридом. На выбор — пятиступенчатая «механика» или шестиступенчатый «автомат». А для трехпедальных машин можно заказать еще и полный привод All-Grip с муфтой на задней оси и четырьмя ездовыми режимами (Auto, Sport, Snow и Lock).
Альтернатива — полноценный гибрид, в создании которого участвовала Toyota. Силовая установка здесь практически та же, что у моделей Yaris или Yaris Cross. Бензиновый атмосферник Toyota M15A объемом 1,5 л работает по экономичному циклу Аткинсона, отдача — 92 л.с. и 122 Нм. В тандеме с ним — электромотор (80 л.с., 141 Нм) и электромеханический вариатор, а пиковая мощность гибридной системы — 115 л.с., но привод только передний. Литий-ионной батареи должно хватить на 25 км пробега в электрическом режиме, зарядка от розетки не предусмотрена.
Выпускать кроссоверы Suzuki Grand Vitara и Toyota Urban Cruiser Hyryder будут на одном конвейере индийского совместного предприятия Toyota Kirloskar. Прием заказов откроется в августе, а старт продаж намечен на октябрь. На рынке Индии модели-близнецы будут конкурировать с паркетниками Hyundai Creta, Kia Seltos, Skoda Kushaq и Volkswagen Taigun, причем наличие полноприводной версии станет одним из преимуществ.