Все о самом экстремальном виде автоспорта — Джип Триал
Джип-триал – соревнования внедорожников, проходящие на специальной трассе, где участники соревнуются на скорость в прохождении дистанции. Прототипом такого популярного на сегодняшний день вида спорта стал американский трак-триал. Именно они первыми начали соревноваться, носясь по лесам, горам и болтам на тяжеловесных грузовиках.
В Россию этот вид спорта пришел примерно в конце 20го века. Поначалу он не был столь популярен и собирал всего-навсего пару сотен человек со всей страны. Лишь в 2003 году джип соревнования был официально признан спортом. Именно тогда и прошли первые соревнования, привлекшие тысячи людей, интересующихся автостроением. Со временем этот спорт обрел теперешнюю популярность и стал привлекать толпы народу.
В этом году соревнование «Джип триал 2013» уже наделало шуму – оно стало одним из самых известных соревнований по триалу 2013 года в мире и собрало несколько десятков тысяч зрителей, тем самым прославив такое мероприятие.
Кроме Российских соревнований проходят различные соревнования и в Европе. В том числе каждое лето проводится чемпионат Европы, который именуется EuroTrial.
Типы трасс Джип-триал
Проводятся соревнования на специальных трассах. Как правило, трасса являет собой закрытый участок, разделенный на специальные зачетные участки, предназначенные для фиксации позиций участвующих команд. Участки разделяются воротами, прохождение, которых является обязательным условием. Пересечь ворота можно только с определенной стороны и только в определенном порядке. В зависимости от сложности соревнований, количество ворот может варьироваться от нескольких штук до десятков.
Трассы могут быть двух типов:
1. Природная трасса – простой участок пересеченной местности с минимумом изменений, призванный показать мастерство гонщиков в реальной обстановке на бездорожье. Это может быть лес, болото, горы или комбинированные участки.
2. Искусственные — трассы, созданные для показных выступлений. Чаще всего это земляная дорога с равномерно расположенными препятствиями, по бокам, которой установлены трибуны, предназначенные для размещения зрителей, следящих за соревнованиями.
Классы Джип-триал
Такие соревнования также разделяются на классы, соответствующие тем или иным машинам. Триал-классов всего пять:
1. Оригинал (Original) –класс, основным требованием, которого является наличие внедорожника без каких-либо наворотов. В идеале – машина в том же состоянии, что и была выпущена с конвейера на заводе, однако разрешается модифицировать машину соответственно более новым версиям, выпущенным этой же фирмой. Участвовать тут может практически каждый желающий. Существуют также некоторые ограничения, призванные сделать игру более захватывающей и честной. Размер покрышек машины ограничен 825 х 275 мм с целью предотвращения аварий, пожаров, поломок двигателей и прочих неожиданностей. Причиной этому – недостаточная мощность заводских двигателей так, как правила запрещают их модификацию. Глубина протектора ограничена в максимальные 16 мм.
2. Стандарт (Standart) – по сути это тот же оригинал, но с некоторыми изменениями. В этом классе разрешены следующие модификации:
- Лифт кузова ограничен 5 сантиметрами.
- Тюнинг подвески машины с сохранением ее типа (рессоры/пружины/ресоро-пружины).
- Максимальный размер покрышек немного больше, чем в оригинале — 900 х 320 мм.,
- Глубина протектора увеличена на 5 мм и составляет целые 2 сантиметра.
- Разрешается тюнинг двигателя за исключением его кардинальной переделки или полной замены и установки дополнительных систем таких, как: нитро-оксидной системы, турбо или простого наддува двигателя.
- Менять тип оригинального привода тоже запрещено. Но в этом классе разрешены любые типы блокировки дифференциалов.
3. Модифайт (Modified) – разрешены практически любые модификации, но обязательным условием является соблюдение типа прежней системы. Так, вы можете, например, поставить мосты от другой машины, но их тип должен соответствовать вашему стандартному мосту и. т. д.
4. Промодифайт (Promodified) – тут у участников полная свобода мысли. Разрешены все модификации, включая полную замену рамы, двигателя, тормозной системы и прочего. Единственное, запрещенное в этом классе – управляемый задний мост.
5. Прототип (Prototypes) – самый зрелищный тип соревнований. В классе прототип разрешены абсолютно все модификации, доступные вам. Разрешена даже установка заднего управляемого моста, позволяющего преодолевать любые препятствия на пути.
Отметим, что все машины проходят осмотр на соответствие требованиям перед тем, как попасть в один из классов триальных соревнований.
Мероприятия
Что такое джип-триал и чем он отличается от других внедорожных дисциплин? Большинство джиперов считают триалом любое передвижение по сильнопересеченной местности, преодоление всевозможных спусков, подъемов, косогоров и ям. Что, в принципе, недалеко от истины, но немногие знают, что обязательным условием джип-триала, как официального вида спорта, является наличие курсовых ворот расположенных в секции (закрытом, огороженном участке рельефа с искусственными или, чаще, естественными препятствиями). К тому же, триал тем и отличается от спринта, что решающим фактором, определяющим победителя, является количество штрафных очков, а не время прохождения трассы.
Количество ворот обычно не более пяти, ворота пронумерованы и должны проходиться строго по порядку. За каждое касание вешки или её сбитие накладываются штрафные очки, как и за задний ход. Так что задача спортсмена, в идеале, не задев ни одной вешки, ни разу не включив заднюю передачу, пройти все ворота и уложится в отведенный лимит времени, который обычно составляет 5 минут. Количество таких секций за соревнование может быть от двух и более в зависимости от масштаба мероприятия.
К тому же покрытие секций от этапа к этапу может сильно отличаться – мокрая глина, рыхлый песок, камни и известняк. И, соответственно, тактика преодоления препятствий при этом тоже разная. Пилот должен чувствовать свой автомобиль на сто процентов, как в работе с газом и тормозом, так и понимать критические углы наклона.
За пять минут нахождения в секции, экипаж должен показать все, на что способен, без права на ошибку, ведь по правилам нельзя даже отстегивать ремень безопасности и выходить из машины, это сразу ведет за собой прекращение движения в секции. Чтобы пройти некоторые ворота, не задев вешку, приходиться ускоряться и «низко пролетать» над препятствием, избегая сноса или соскальзывания.
Казалось бы, совсем не скоростной спорт раскрывается со всех сторон, соединяя в себе несовместимые вещи. Всё это происходит на глазах у зрителей и соперников на относительно небольшом участке земли. Так что настоящий джип-триал характеризуется в первую очередь наличием зрелищности.
Триал кардинально отличается от более популярного в России трофи. Если трофи, по большому счету, можно назвать спортивным туризмом, то триал, как нам кажется, все-таки ближе к классическому автоспорту, где в рамках трассы спортсмен должен показать мастерство управления автомобилем.
К тому же в триале, по сути, нет права на ошибку. Помощь запрещена, возможность выйти из машины и использовать различные способы самовытаскивания тоже отсутствует. То есть пилот полагается только на себя и свой автомобиль, иногда на подсказки штурмана. Но все же, если в трофи без «второго водителя» полноценное участие невозможно, в триале можно обойтись и без него. Тем не менее, триал – спорт достаточно демократичный. Имея в распоряжении стандартный внедорожник без какого-либо дополнительного оборудования, без обременительных вложений, можно успешно выступать в оригинальном классе (Д1) и занимать места на подиуме.
Тут всё просто: Д1 (оригинал), Д2 (стандарт), Д3 (модифайд), Д4 (промодифайд), Д5 (прототип) – именно так называются классы в триале по РАФовским правилам.
Д1 – полностью стандартный автомобиль как он вышел с завода, но возможна установка задней блокировки.
В классе Д2 уже разрешен небольшой лифт, максимальный внешний диаметр шин ограничен и составляет 35.5 дюймов.
Д3 – это уже серьезно модифицированные, но все-таки серийные автомобили – разрешается резать кузов, совершенствовать подвеску при сохранении её типа. Размер шин не ограничен.
Д4 и Д5 – автомобили свободной конструкции. Но если в Д4 машина должна хотя бы отдаленно напоминать серийную, то в Д5 такого ограничения нет – разрешается почти всё, включая управляемый задний мост.
При всём при этом популярностью со стороны участников триал, конечно, пока не может соперничать со всевозможными ориентированиями и спринтами. Но такие знаменитые соревнования как «Лебедушкино озеро» в Твери и «Медвежесть» в Ярославле стабильно пользуются спросом в среде любителей триала. Так же можно отметить знаменитый Старицкий этап с его высокими склонами, камнями и многочисленными переворотами.
В московском регионе регулярных триальных соревнований, к сожалению, не так много как хотелось бы. Из основных — это любительский кубок «Trial Group», теперь уже очень редкие триалы от клуба «Леший». Заслуживают внимания и соревнования от команды «Внедорожные Братья», которые, к тому же, проводят и бесплатные тренировки, на них каждый может приобщиться к триалу, понять, что это такое, или показать мастер-класс. Вершиной джип-триала можно смело признать «Евротриал» – европейское соревнование, которое ежегодно собирает десятки экипажей из разных стран, в том числе и из России. И надо отдать должное нашим спортсменам, они из года в год составляют неплохую конкуренцию своим европейским соперникам.
Подводя итог можно сказать, что джип-триал – уникальный вид автомобильного внедорожного спорта, где могут сочетаться все дисциплины.
Водитель должен обладать навыками управления автомобилем на бездорожье, чувствовать машину на быстрых виражах и подъемах, уметь пускать автомобиль в управляемый занос, иногда даже обладать мастерством езды на двух колесах. Так же вызывает восхищение навык некоторых пилотов, который не встречается больше нигде: умение поставить свой автомобиль из лежачего положения обратно на четыре колеса, чтобы продолжить движение в секции и не набрать штрафных очков. И все это на глазах у зрителей, что добавляет азарта и позволяет экипажу раскрыться и показать настоящее мастерство.
Автор текста: Никита Кучинский, организатор и участник соревнования по джип-триалу «Внедорожные братья».
Фото: автора и Александра Зайцева.
Во Владимире определили победителей третьего этапа Кубка ЦФО по джип-триалу
Соревнования прошли 10 июня под Владимиром. Победителями стали четверо автомобилистов, занявшие первые места в четырех категориях: Д1 – Дмитрий Даниловский, Д2 – Алексей Зюбанов, Д3 – Максим Щадрин и Open – Сергей Щетинин.
Чемпионат проводит клуб «Регион 33» уже во второй раз, отметил один из организаторов Игорь Щербаков. В 2022 году состоялись два этапа, в этом году запланированы еще два. В рамках Кубка ЦФО соревнования также прошли в Красноармейске и в Авсютино.
Трасса для джип-триала обычно состоит из квадрата или прямоугольника. Эта территория называется секцией, время прохождения которой ограничено – около 5-6 минут. Обычно секция содержит в себе ворота всех категорий.
– Тяжело найти место для каждой отдельной категории. Это неудобно не только судьям, но и участникам и зрителям, которые насмотревшись приходят к нам пробовать свои силы. Ворота в секции различаются по классам: от лайта Д1 до харда Д3. В классе Д1 ворота из Д3 по техническим параметрам автомобиля “взять” не получится, – рассказал Щербаков. По его словам, место для соревнования должно быть рельефным с препятствиями для преодоления. На ровном поле чемпионат не будет таким зрелищным, подчеркнул собеседник. Иногда для постройки трассы привлекают даже тяжелую технику, например, экскаваторы и бульдозеры. Препятствия могут быть как природные, так и искусственные в виде бетонных изделий, поваленных деревьев или автомобильных шин.
– В триале подготовка автомобиля играет важную роль, но им управляет пилот. И от его навыков, владения автомобилем зависит результат. Триал учит чувствовать габариты своего автомобиля, его устойчивость к кренам, маневрировать в стесненных территориях, поэтому его навыки полезны в обычной жизни, – уверен Щербаков.
К слову, владимирские любители внедорожников участвуют в еще одном виде соревнований – трофи-рейды. Как объяснил Щербаков, зачастую автомобили из триала и трофи – это разные машины, но «близкие по духу»:
«В триале не надо наматывать километры ради победы. И обычно после соревнований не нужно отмывать авто от грязи. Также это удобно для зрителей, они могут лицезреть все происходящие рядом. Многие уже заранее едут со своими стульчиками и занимают удобные места. У штурманов, в отличии от трофи, в конце соревнования всегда есть силы, ведь они не тратят их на вытягивание авто из грязи с помощью ручных лебедок, не бегают в поисках точек, и не толкают авто».
В триале у штурманов задача – подсказать пилоту, где находятся ворота и как оптимально к ним подъехать, ведь из 6 секций по 5 минут они «в пути» 30 минут, в отличие от суточных гонок, где уже через 6 часов силы на исходе.