Соло 3 микролаб схема кроссовера
Попала недавно в мои руки мультимедийная акустика Microlab Solo3C. Наряду с весьма пристойным внешним видом, приличной выходной мощностью, вполне достаточной для озвучивания комнаты квадратов в 20, таким элементом сладкой жизни, как пульт ДУ, есть у неё и ряд проблем, вызывающих серъёзные претензии.
Вот анализом и устранением этих проблем попробуем заняться.
В отличие от уже опубликованых доработок серии Solo не будем укреплять конструкцию корпуса, строить новый кроссовер и делать прочие азбучные вещи. Обо всём этом можете прочитать сами (гугл вам в помощь). Отмечу только что все эти доделки-переделки весьма полезны и нелишне будет проделать их в любом случае.
Проблема первая:
При подключении источника сигнала с приличным уровнем выхода в колонках звучит сплошная каша. Замечено было при подключении DVD-плейера Samsung, и стало совершенно очевидно при прослушивании CD на CD-плейере Pioneer PD-104 с его 2V выхода при 0дб сигнала. Налицо имеем явный перегруз по входу.
Проблема вторая:
Невзрая на красивые АЧХ, публикуемые в заказных обзорах, звук при нулевом положении регуляторов тембра на слух весьма неприличен — низ практически отсутствует, вместо него невнятная «нижняя середина». Вместо высоких частот — явно завышеная свистящая верхняя середина без малейших признаков кристального звучания.
Попытка применить штатные регуляторы тембра лишь усугубляла проблему. Поднятие НЧ лишь увеличивало невнятный бубнёж. Манипуляции с высокими привели к явному перегрузу по верхней середине пищалки. Самих высоких частот при этом замечено вовсе небыло.
Проблема третья:
При отключении от сети все регулировки слетают в ноль, и после включения с трудом подобраный тембр приходится ставить по новой. Вариант оставления колонок в «дежурном режиме» не рассматривался, так как при этом силовой трансформатор остаётся в сети, а это не есть хорошо. Впрочем эта проблема меркнет перед первыми двумя.
Видим вполне годный усилитель мощности на микросхеме TDA7265
По ссылке можно скачать даташит по этой микросхеме. К этому блоку претензий не предъявляем. Единственное — производим замену электролитических конденсаторов в источнике питания 4700 мкф на 10000 мкф. Эффект даёт замечательный.
На второй плате имеем микросхему контроллера (отвечает за обработку сигналов от пульта ДУ, индикацию и I2C шину, по которой управляется аудиопроцессор), и непосредственно сам аудиопроцессор.
Аудиопроцессор применён R2S15904. Схема включения следующая:
Даташит на эту микросхему пока нигде найти не удалось, если кто интересуется, вот ссылка на даташит другой микросхемы серии R2S1590. С нашей она совпадает далеко не полностью, но даёт возможность ознакомиться с основными параметрами и принципами управления этой микросхемой. Подчеркну только, что эта чудо-микросхема и есть причина нашего перегруза по входу.
Кроме всего прочего внутри расположен кроссовер
кроссовер выходит за рамки нашей переделки, хотя разобраться с ним в будущем стоит однозначно.
Заранее хочу предупредить: тут не идёт разговора о том, чтобы из стобаксовых мультимедийных колонок получить конкурентов чего-нибудь вроде B&W. Просто пытаемся несложными усилиями исправить явные огрехи и недочёты.
Пункт первый: переделка входных цепей.
На входе аудиопроцессора имеем следующее:
Самый простой и очевидный способ избавиться от перегруза — изменить значения резисторов во входном делителе. Запаса усиления вполне достаточно, чтобы раскачивать колонки на приличной мощности, плюс мы добавим усиления в пункте 2 (но об этом позже)
Резистор ставим на 100к (если покажется мало усиления — с номиналом можно поиграть в меньшую сторону). Параллельный ему конденсатор решает 2 задачи:
1 — обеспечивает подьём самой верхней части частотного диапазона относительно верхней середины, что кардинально отражается на чистоте и прозрачности звучания ВЧ-динамика.
2 — избавляет нас от необходимость прибегать к регулятору высоких частот аудиопроцессора, который весьма далёк от совершенства.
Результирующая АЧХ по результату моделирования в Микрокапе приведена ниже:
Получаем снижение входного уровня сигнала по НЧ-СЧ на 10дб — о перегрузе по входу можно забыть.
Пункт второй: разбираемся с низкочастотной частью спектра и частично компенсируем потерю усиления. Тут несколько сложнее. Так как сигнал с аудиопроцессора подаётся непосредственно на вход усилителя мощности, придётся добавить каскад усиления на операционном усилителе. В других моделях колонок между процессором и УМ уже стоит каскад линейного усиления — тогда можно модернизировать его.
Воспользуемся тем, что пред. соединён с УМ через разъём.
В этот разрыв и вставим наш усилительный каскад.
по данным симуляции в микрокапе АЧХ выглядит следующим образом:
вот такой вот получился супербас. Операционник я поставил RC4136 по простой причине — их есть у меня. Да и зарекомендовали они себя неплохо. При желании меняем на любой широкого применения, либо на что-либо получше.
С2 отвечает за спад в области инфранизких частот.
Увеличивая R3 при необходимости увеличиваем общий коэффициент усиления (не забываем, что при этом начинает уплывать АЧХ(регулируется подбором R4 — C3))
Печатная плата под RC4136 такова:
на плате предусмотрены стабилизаторы питания +-15В (за отсутствием подобного питания в модели Solo3C
В результате получаем приличный подъём частот в обл. ниже 100 Гц и некоторое общее усиление, для частичной компенсации падения уровня сигнала на входном делителе. Так же забываем о существовании регулятора тембра НЧ, частота регулировки которого была такова, что кроме бубнения ничего толком не давала.
Результирующая АЧХ канала усиления у нас получилась вот такая
И последний по очереди, но непоследний по значимости — производим замену электролитических конденсаторов в источнике питания 4700 мкф на 10000 мкф.
Никаких акустических измерений мной не проводилось, кроме обычного прослушивания в неподготовленой жилой комнате (где их и планировалось использовать). Для начала были использованы тестовые диски от Chesky Records и от B&W. Главные отличия от «оригинальной версии» — исчезла каша в звуковой картине, появился достаточно приятный бас (особенно хорошо заиграла акустическая ударная установка с тестового диска), в области высоких частот исчезло шипение-сипение. Вместо него — чётко проработанные высокочастотные звуки. Остались некоторые вопросы по воспроизведению нижне-средней середины, но тут, думаю, надо колдовать над кроссовером (возможно это ещё впереди) — что-то не вызывает он доверия (но сейчас мы такой задачи и не ставили)
В целом результат этих максимально несложных, но эффективных переделок таков:
колонки стало возможно слушать, получая не раздражение а удовольствие.
Ещё раз подчеркну — никто не пытался достичь недостижимого и заставить конкурировать эти колонки с дорогим Hi-Fi (и не дай бог Hi-End, не к ночи сказано). Потому и метод доработки может некоторым Hi-end-евангелистам показаться спорным (и тут они полностью правы). Но на выходе мы получили весьма приличное звучание мультимедийных колонок средней ценовой категории.
Данная публикация представляет собой репост с моего старого сайта. С того времени появились некоторые идеи, после воплощения которых обязательно размещу пост-отчёт под названием «этап 2».
Соло 3 микролаб схема кроссовера
Вы здесь: Home Апгрейд акустики Соло без солиста или модернизация Solo-3 MK-3. Часть 3
Главное меню
Форма входа
Новости
По теме
Соло без солиста или модернизация microlab solo 3 MK-3
Часть 3. Продолжение Соло без Солиста
Статья вызвала интерес и вопросы, по этому было решено достать свои записи и продолжить статью. Это не составляет большого труда. Схема фильтра Solo-3 MK-3 и усилителя начерчена по печатному монтажу, для анализа. На момент модернизации в Интернете схемы я не нашёл.
Изменение АЧХ АС Solo-3 MK-3 после модернизации незначительные, это видно на характеристиках (карандашом — заводская, шариковой ручкой после модернизации). После модернизации расширился диапазон воспроизводимых частот в области низких частот 40Гц , до модернизации 20мВ с искажениями, после модернизации 60мВ и искажения наступают на 20Гц, а это расширение диапазона вниз в два раза и повышение отдачи в 3 раза. Появился небольшой подъём на 4 кГц связанный с тем, что я вытащил железный сердечник из катушки фильтра НЧ, увеличилась частота среза фильтра НЧ, изменилась частота раздела фильтров ВЧ и НЧ.
А вот переходная характеристика изменилась значительно, это видно на двух маленьких картинках вверху. Заводская Solo-3 MK-3 начерчена карандашом, после небольшой модернизации начерчено ручкой. Из сравнения переходных характеристик видно:
1. Система стала с фазирована.
2. Снизилась амплитуда колебания диффузора с 0,1В до 0,03В более чем в 3раза.
3. Количество колебаний после импульса снизилось до 1 периода, на заводской их гораздо больше, сколько специально не мерил.
1. Система стала хорошо демпфирована.
2. Расширился частотный диапазон в области НЧ.
3. Расширился динамический диапазон в области НЧ.
Все измерения проводились по одной методике до и после модернизации усилителя и акустической системы Solo-3 MK-3.