Рассказ о делах раздаточных.
В прошлый раз я поделился своими умозаключениями о необходимости изменения типа трансмиссии. Но вопрос о методе, которым я буду добиваться желаемого результата, оставался открытым. И здесь я мог полагаться только на опыт других соболеводов, поэтому углубился в изучения информации в сети.
Варианта оказалось три. Первый и, вроде бы самый популярный – это замена родной раздаточной коробки на заимствованную у ГАЗ-66. Второй – это перебрать имеющуюся раздаточную коробку, заменив часть ее начинки и превратив агрегат в честный пар-тайм. Третий – поставить раздаточную коробку от японского автопрома.
Третий вариант, что называется, не зашел сразу. Да, казалось бы, не секрет, что качество изделий, из страны восходящего солнца, на голову выше, чем отечественные поделки. Но объем переделок и возможные сложности с поиском запчастей, в случае поломки далеко от крупного города, отговорили меня от этого варианта в самом начале.
Мне больше всего нравился вариант поставить раздаточную коробку от ГАЗ-66. Во-первых, ее считают более прочной. Хотя так ли это, я судить не берусь, агрегат от ГАЗ 66 я не препарировал. Однако мощность двигателя на Соболе больше, чем у ГАЗ 66, при практически равном крутящем моменте. Про размер колес, массу и все такое давайте не будет начинать. Передаточное число главной пары у ГАЗ 66, согласно справочникам 6.83, у Соболя же от 4.1 до 5.1, смотря кто и что корячитm себе в мосты. Корпус у Шишиги, конечно внушает больше доверия, но, с другой стороны, нагрузка на него не такая уж огромная. Но что самое главное, если у Соболя попросту нет прямой передачи в раздатке, а обе, по сути, понижающие, первая 1.07, а вторая 1.86, то у Шишиги первая имеет честные 1.0, а понижающая 1.98, что, опять же, лучше, нежели у оригинальной соболевской коробки.
Читаю опыт Соболеводов, по установке РК от ГАЗ-66 и меня начинает смущать объем переделок. Фланцы хвостовиков. Траверса раздатки. Её вечно куда-то двигают, меняют длины карданов и наклоняют соседние агрегаты что бы выставить промежуточный вал между двумя коробками передач. Это, в свою очередь, влечет за собой изменение углов на основных валах и, соответствующие, нарушения аксиом теории карданных валов, проблем с вибрацией, износом и всем, из этого следующим. В общем я стал понимать, что работа предстоит не малая и так, сходу, я ее не сделаю. Решил, что пока буду дальше изучать опыт соболеводства, и искать раздаточную коробку от ГАЗ-66 с, хотя бы, удовлетворительном состоянии.
Варианты с покупкой коробки были от 10 000 рублей за видавшую виды, но, вроде бы еще живую, до 25 000 рублей за агрегат почти без пробега, с хранения. В итоге решил брать с хранения и уже договаривался с продавцом, когда прочитал отчет одного товарища о том, как он переделал свою фулл-тайм раздатку в честный пар-тайм, используя имеющийся в продаже кит-комплект. Так, стоп! Вот этот вариант я еще не рассматривал. Давайте подробнее, в деталях. Суть дела такова, покупается вал привода мостов, заботливо подготовленный группой ГАЗ для пар-тайма, и ставится вместо дифференциала. Так же заменяется ведомый вал переднего моста. Признаться, этот вариант мне очень понравился т.к. я получаю желаемое, не занимаясь сварочно-болгарочным и токарно-фрезерным колхозом и не получая штучные, индивидуальные детали. Но оставался один вопрос – стоимость, а точнее, какой из вариантов более приемлем с точки зрения финансов. При стоимости агрегата от ГАЗ-66 в 25 000, переделке карданных валов и фланцев, а так же работы по траверсе, думаю отдам за все около 30 000. В свою очередь вал переднего моста на Соболь стоит 5 500, а вал привода мостов в сборе около 28 000, что, конечно, в итоге дороже. Но, зачем мне брать это вал в сборе, когда шестерня и подшипники у меня уже есть, они такие же, что и ставятся вместе с дифференциалом. Поэтому, я думаю, что вполне помещусь в 20 000 рублей, и избегу колхоза в принципе. Все, отправляемся за покупками.
Это были планы. Разумеется они не сбылись и все оказалось не так прекрасно… Давайте разложим все номера и цены.
Нам потребуются два основных узла –это:
1. Привод мостов раздаточной коробки Соболь, ГАЗель 4х4, с дв УМЗ-4216 Евро-4. Артикул 33027-1802199-10. Стоимость 28 000 рублей.
2. Вал привода переднего моста в сборе раздаточной коробки ГАЗель 4х4 нового образца. Артикул 33027-1802108-10. Стоимость 5 800 рублей.
При этом в комплект привода мостов входят два подшипника 6-215, которые уже стоят в нашей раздатке, а так же ведомая шестерня дифференциала (артикул 33027-1802109), которая у нас так же есть. Остается купить собственно сам корпус привода мостов и подшипник 102304 ведущей шестерни моста УАЗ. Ну и, разумеется вторую позицию в сборе. Все записал на бумаге и, разбив свинью-копилку, поехал в большой магазин с огромным множеством горьковского железа.
В общем, друзья, давайте я не буду ходить вокруг да около. Маркетологи в Нижнем Новгороде не зря едят свой хлеб. Я прямо восхищаюсь ими. Они видят тенденцию, что многие владельцы ГАЗелей и Соболей, семейства 4х4, желают подключаемый передний привод, а не постоянный полный и, в принципе, дают страждущим готовое решение, поставляя установочный комплект. Но в довесок вам продадут еще много железа, которое у вас есть и без того. Привод мостов продается только в сборе. И отдельно на рынок эта, единственная, действительно необходимая для переделки агрегата, втулка привода мостов не отпускается. По сути это простая деталь, которая, через свой корпус, жестко соединяет ведомую шестерню с валом заднего моста и имеет посадку под подшипник для установки свободного вала привода переднего моста. Передний же мост подключается точно такой же шестерней, которой осуществляется блокировка дифференциала. Но, опять же, отдельно сам вал не поставляется, только в сборе с этой, уже имеющейся шестерней. Скотство, а что поделать.
Кроме того, после дефектовки… да, я забыл сказать, Фартовый стоит на яме и останется в боксе на ближайшие пару месяцев. Кстати, хорошо, что я выбрал Соболь, а не ГАЗель. Фартовый поместился в бокс идеально, а вот его старшая сестра уже не влезла бы…
Итак, после дефектовки раздаточной коробки, я обнаружил сильную проточку в месте работы сальника на всех трех фланцах и решил их заменить, отложив старые фланцы в ящичек, под восстановление. Под замену, заодно, пошел и передний карданный вал, так как его шлицевая уже имела большую выработку и сильный люфт. Сразу отвечу тем, кто скажет, что карданные валы и фланцы дешевле восстановить. Я обратился с этой проблемой в два сервиса, специализирующихся на подобных операциях, оказалось вовсе не дешевле. И, если фланцы я, позже, наварю обычным полуавтоматом и свезу к токарю, где мне за скромные деньги прогонят их в размер, то с карданом такой финт ушами не выйдет.
Вал карданный обошелся мне в 6 800рублей. Передний карданы, как и промежуточный, у полноприводных Соболя и ГАЗели одинаковые.
Фланцы на Соболе двух видов. На мостах стоят с узким шлицем (3302-2402138-20),
тогда как на раздаточной коробке с широким (69-1802044-10).
Интересно посмотреть, судя по артикулу, эта деталь перекочевала с ГАЗ-69. Значит она будет стоять и на УАЗах. Дело в том, что под узкую шлицевую фланцы продаются на каждом углу, а вот под широкую – это пришлось побегать и, если на раздаточную коробку Соболя подходят уазовские фланцы – это будет очень даже хорошо. Надо будет проверить, при случае. За три фланца на коробку я отдал 3100 рублей.
Сальники подходят стандартные от хвостовикjd Волга, ГАЗель. Размерность 42х75х10, артикул 2410-2402052-01. Стоимость 220 рублей за штуку. Можно, конечно найти специальный сальник, заточенный под левой и под правое вращение, который позиционируется для конкретных фланцев. Потом долго рассматривать направление бороздок, что бы не ошибиться. Кстати один такой, узкоспециализированный, сальник стоит более 700 рублей. А текут они точно так же, как и обычные. Я же за все три отдал 660 рублей.
Разумеется берется комплект прокладок. Но комплектом они не продаются, набираю россыпью, отдаю за все сумасшедшие 300 рублей.
Подушки и их распорные втулки, так же комплектом. Суть в том, что распорных втулок надо взять четыре штуки, а подушек восемь. Весь комплект обойдется в 600 рублей.
Так же решаю заменить подшипники:
50307 (6307N) 2 штуки, за 1200 рублей
50306 (6306N) 4 штуки за 1500рублей.
Итого, закупка железа для превращения фулл-тайм раздатки в полноценный агрегат с его текущим ремонтом обошлось мне, приблизительно, в 48 000 рублей. Дорого? Очень! Но радует то, что это, скажем так, разовая трата. Что приводу мостов, что валу переднего моста, в перспективе ближайших лет вряд ли что-либо станется. К тому же есть у меня одна мыслишка, но о ней позже.
Итак, карданы отстегнуты и лежат в стороне.
Сама раздаточная коробка водружена на верстак.
Теперь надо сдернуть гайки хвостовиков. Возможно отстегнуть из было бы проще. Если бы я сделал это до снятия раздаточной коробки с автомобиля. Еще проще было бы сделать это пневматическим гайковертом. Но коробка на верстаке, а гайковерта у меня нет. Поэтому из металлолома достаем железку. За печью находим обрезок трубы, пару болтов и варим приспособу, для фиксации фланца. Две трубы, в качестве двух рычагов и все открутилось без проблем.
Разбираем все до основания и смотрим как дела с износом шестерен и валов. Все весьма культурно и замены не требует. Подшипники, которые не понравились, спрессованы, вместо них посажены новые.
Старый дифференциал и вал переднего моста извлечены, а к установке подготовлены новые детали. Вот они, для сравнения.
Было. Фулл-тайм
Стало Пар-тайм
Так сказать было и стало, точнее станет. На что обратил внимание, так это на леность завода-изготовителя. Я заметил, что детали раздаточной коробки, от чего-то испачканы и имеют какой-то не нормальный цвет. Не сразу, но понял, что это кровь и она с моих рук. Дело в том, что после того, как была отфрезерована плоскость картера, производитель не счел необходимым снять фаску. Поэтому кромка стала достаточно острой, что бы порезать руки. Да, да. Надо работать в перчатках. Но в перчатках я работаю только с грязными деталями и мазутой. Новые и чистые железки я собираю голыми руками – привычка…
Ну ладно, побратавшись на крови с Фаротовым, собираю коробку и корячу ее на место. Давно хотел купить себе в гараж трансмиссионную стойку. Все же здоровье то дороже.
Но денег вечно жалко на нее. Закинул раздатку с домкрата, чуть ежа не родил, но закинул. Установил на место промежуточный карданный вал. Передний и задний пока ставить не буду, так как собираюсь перебирать оба моста.
Следующим шагом будет перенос рычагов управления РК с корпуса МКПП на раму и внедрение демпфирующих и гасящих элементов в кулису, дабы избавиться от навязчивого шума в салоне.
На сегодняшний день, в самом начале проекта, затраты на него составляют 320 000 рублей.
А сейчас позвольте откланяться. С пожеланием ровной дороги и чистого неба.
#bugumich, #vanlife, #Соболь4х4
Цена вопроса: 48 000 ₽ Пробег: 124000 км
Соболь 4х4 раздатка от уаз
собстна взял заднеприводного соболя (405 инж)
появилась идея воткнуть патромосты и даймос с раздаткой
есть смысл? идеи? предложения?
Оно нужно? до 1 гибедешника, или изменения в конструкцию вносить. Что не дешево. Нужно было тогда брать полноприводного соболя, и колхозить колхозить и колхозить. лучше его на раму ГАЗ 66 и приидет счастье.
собстна взял заднеприводного соболя (405 инж)
появилась идея воткнуть патромосты и даймос с раздаткой
есть смысл? идеи? предложения?
тоже давно думаю над этой идеей.правда я изначально беру полноприводного соболя.задний мост там и так не плох, рк от 66, передний мост колхозить из картера 21 волги и чулков колхозного моста.много резать и варить, но на мой взгляд оно того стоит.укрепляем раму в критичных местах, и получаем вип бухань) мосты от патра на 10 см уже, если ставить оба то на мой взгляд резина будет тереть.а вообще н адрайве есть соболь белый, зовётся франкинштейн в соболях.вот там как раз реализован на перед мост от уаза, почитай
Оно нужно? до 1 гибедешника, или изменения в конструкцию вносить. Что не дешево. Нужно было тогда брать полноприводного соболя, и колхозить колхозить и колхозить. лучше его на раму ГАЗ 66 и приидет счастье.
тоже давно думаю над этой идеей.правда я изначально беру полноприводного соболя.задний мост там и так не плох, рк от 66, передний мост колхозить из картера 21 волги и чулков колхозного моста.много резать и варить, но на мой взгляд оно того стоит.укрепляем раму в критичных местах, и получаем вип бухань) мосты от патра на 10 см уже, если ставить оба то на мой взгляд резина будет тереть.а вообще н адрайве есть соболь белый, зовётся франкинштейн в соболях.вот там как раз реализован на перед мост от уаза, почитай
а если оставить задний мост родной, а вперед поставить гибрид переднего патра и заднего соболя? (правда пока не прикинул как)
просто парттайм соболячий не рассматриваю совсем
мне привычнее подключаемый перед и т.д.