Снятие и установка двигателя
В зависимости от периода выпуска автомобиля и модели, компоновка его оборудования, электрические жгуты, трубопроводы и шланги могут быть проложены в двигательном отсеке с индивидуальными особенностями.
Внимание! Отсоединение провода «массы» при включенном зажигании приводит к выходу из строя ЭБУ-КСУД. Отсоединение проводить только при выключенном зажигании. При отсоединение «минусовой» клеммы от АБ из запоминающего устройства ЭБУ стираются коды неисправностей КСУД, коды противоугонной системы и индивидуальной настройки аудиоаппаратуры. При монтажных работах на системе охлаждения заменить ленточные хомуты, если они были установлены, срезав их бокорезами, на винтовые хомуты.
Примечание. Перед расстыковкой и снятием элементов провести их маркировку с помощью бирок или клейкой ленты. Зафиксировать на плане двигательного отсека места расположения снимаемых узлов и деталей.
Перед началом работы подготовить рабочее место (стенд или верстак и стеллаж), приспособления («11.0.000», «51.2.170» и «00.0.200»), гаражный домкрат, подставные опоры (козлы, подставки) и грузоподъемное устройство типа крана (тали). Приготовить защитный чехол или плотный тканевый материал для закрытия поверхность крыльев двигательного отсека кузова при выполнении работ. Двигатель следует снимать с автомобиля — вверх. При отсоединенной коробке передач и зафиксированном капоте в верхнем положение.
Снятие двигателя необходимо проводить в следующем порядке. Установить автомобиль на рампе, эстакаде, подъемнике, смотровой яме или ровной площадке с использованием подставок. Затянуть стояночный тормоз. Снять показания с ШР диагностики КСУД. Выключить зажигание и отсоединить «-» клемму от АБ, клемму заизолировать. Зафиксировать капот на кузове в открытом положении с использованием приспособления «51.2.170».
Сбросить давление в топливных магистралях, отсоединить трубопровод от распределительной магистрали и заглушить концы трубопроводов/шлангов пробками или струбцинами.
Вынуть заглушки (стрелки, см. рис. 3.32) и вывернуть болты, снять защитные кожухи с двигателя.
Отвернуть болты (1 и 2, рис. 3.56) и снять переднюю панель (3) защиты вспомогательных механизмов двигателя.
Отвернуть болты (1, рис. 3.57) крепления пластины жесткости в передней части, а затем болты (2) в задней части и снять пластину жесткости.
Отстыковать ШСы от датчиков содержания кислорода в ОГ.
Отсоединить маслопроводы от теплообменника АКПП и снять. Отверстия заглушить пробками. Предпринять меры против опрокидывания двигателя после снятия КПП и снять ее. Снять корпус воздушного фильтра.
Снять ремень привода компрессора кондиционера. Снять компрессор кондиционера с опорного кронштейна, отвести его в сторону и закрепить на кузове проволочной скобой. Трубопроводы оставить подсоединенными.
Слить охлаждающую жидкость, пробка для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров расположена на стороне выпуска ОГ, в районе второго цилиндра. Слитая охлаждающая жидкость подлежит утилизации.
Снять фиксаторы (1, рис. 3.58) и отсоединить шланги (стрелки) от корпуса термостата.
Снять радиатор системы охлаждения двигателя. Снять впускной коллектор. Отсоединить шланги от трубок системы охлаждения и от клапанного блока отопителя.
Отсоединить ШС жгута проводов двигателя на блоке управления и отсоединить его. Расфиксироватъ ответвление жгута проводов катушек зажигания на блоке управления и отсоединить его. Жгуты проводов остаются на двигателе. Отсоединить «+» провод от вывода АБ.
Снять оба контрольных датчика содержания кислорода в ОГ. Отсоединить вакуумный трубопровод от усилителя тормозов. Расфиксироватъ и отсоединить провод от клапана вентиляции топливного бака.
Откачать жидкость из бачка (резервуара) насоса гидроусилителя рулевого управления, жидкость отправить на утилизацию. Вывернуть болты (рис. 3.59) крепления бачка, отвести его а сторону и закрепить проволочной скобой на кузове.
Трубопроводы оставить подсоединенными.
Снять с насоса охлаждающей жидкости крыльчатку вентилятора вместе с вязкостной муфтой привода вентилятора. Снять ремень привода генератора. Снять насос гидроусилителя рулевого управления, отвести его в сторону и закрепить проволочной скобой на кузове. Трубопроводы оставить подсоединенными.
Установить на грузоподъемные проушины двигателя подъемный такелаж, приспособление «11.0.000» (рис. 3.60), и слегка натянуть его талью.
Расположение передних и задних проушин для снятия двигателя показано на рис. 3.61.
Подпереть двигатель с помощью деревянного бруска, закрепленного на поперечной балке переднего моста.
Отсоединить провод «массы (рис. 3.62), расположенный с правой стороны двигателя.
Отвернуть гайки крепления левой и правой подушек опор двигателя (левая стрелка). Отсоединить приемные трубы системы выпуска ОГ от выпускных коллекторов двигателя.
Убедиться, что отсоединены все шланги и жгуты проводов связывающие двигатель с кузовом.
Плавно приподнять двигатель талью (краном) и вынуть двигатель из отсека, следя за тем, чтобы не повредить смежные конструкции при случайном их касании. Установить двигатель на стенд для разборки или на рабочий верстак.
Внимание! Двигатель должен находится постоянно в вертикальном положении, что обеспечивает сохранность масла в цилиндрах гидротолкателей. При необходимости перевернуть двигатель следует предварительно снять гидротолкатели или двигатель должен быть в повернутом состоянии не более 5 минут. При расстыковки элементов гидроприводов в систему попадает воздух. После сборки системы необходимо прокачать ее для удаления воздуха.
Установку двигателя следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо проверить опоры двигателя, шланги охлаждающей жидкости, масла и топлива на отсутствие пористости, расслоений и трещин. При обнаружении дефектов заменить детали новыми.
- болт М8 компрессора 25 Н·м (2,5 кгс·м);
- болт М10 компрессора 30 Н·м (3,0 кгс·м);
- болты насоса 20 Н·м (2,0 кгс·м).
Восстановить все электрические соединения, состыковав ШСы. Установить впускной коллектор. Восстановить все гидро- и пнемносоединения.
Заменить уплотнительное кольцо пробки сливного отверстия блока цилиндров и затянуть пробку (М 14×1,5) моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м). Проверить уровень масла в двигателе и АКПП, антифриза в системе охлаждения и рабочей жидкости в усилителе рулевого управления.
Запустить и прогреть двигатель, проверить герметичность систем. Повторно проверить уровень масел и антифриза. Проверить частоту вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода и содержание СО в ОГ.
Установить пластину жесткости двигательного отсека. При этом обязательно установить прокладочные шайбы. Момент затяжки новых болтов крепления состоит из двух приемов — моментом 5,6 кгс·м (56 Н·м) + с доворотом на угол 90°. Установить панель защиты вспомогательных механизмов двигателя.
Снятие и установка двигателя
Внимание! Отсоединение «–» клеммы от АБ проводить только при выключенном зажигании. При этом из запоминающего устройства стираются коды неисправностей КСУД, коды противоугонной системы и индивидуальная настройка аудиоаппаратуры.
Примечание. Отсоединение провода «массы» при включенном зажигании приводит к выходу из строя электронных приборов.
В зависимости от периода выпуска автомобиля и его модели, компоновка его оборудования, электрические жгуты, трубопроводы и шланги могут быть проложены в двигательном отсеке с индивидуальными особенностями.
Примечание. Перед расстыковкой и снятием элементов провести их маркировку с помощью бирок или клейкой ленты. Зафиксировать на плане двигательного отсека места расположения снимаемых узлов и деталей.
Перед началом работы подготовить рабочее место (стенд, верстак или стеллаж), приспособления «11.0.020», «13.5.281», «13.5.282», гаражный домкрат, опоры (подставки) и грузоподъемное устройство типа крана (тали). Приготовить защитный чехол или плотный тканевый материал для закрытия поверхности крыльев кузова при выполнении работ. Двигатель следует снимать с автомобиля вверх, при отсоединенной коробке передач и зафиксированном капоте. Снятие двигателя необходимо проводить в следующем порядке.
Установить автомобиль на рампе или ровной площадке с использованием подставок. Затянуть стояночный тормоз. Зафиксировать показания с ШР диагностики КСУД.
- Оба выпускных коллектора остаются на двигателе.
- Не отсоединять маслопроводы от АКПП к теплообменнику. Существует опасность повреждения маслопровода на рулевом механизме.
- При установке соблюдать моменты затяжки соединений.
Все работы следует проводить с помощником. Выключить зажигание и отсоединить «–» клемму АБ. Снять переднюю панель защиты картера двигателя и пластину жесткости.
Предпринять меры против опрокидывания двигателя вперед. Снять систему выпуска ОГ, АКПП/РКПП, передний приводной вал. Задний приводной вал закрепить на кузове.
Слить и направить на утилизацию охлаждающую жидкостью. Отвернуть крепление компрессора кондиционера, отвести его в сторону и закрепить на кузове проволочной скобой, шланги не отсоединять.
Снять ремень привода генератора и корпус воздушного фильтра вместе с измерителем расхода воздуха (ИРВ). Отвернуть крепление теплообменника АКПП от радиатора системы охлаждения двигателя . Снять радиатор охлаждения двигателя и отсоединить маслопроводы. Снять бачок для жидкости стеклоомывателя и перегородку отопителя.
Зафиксировать стартер (1, рис. 5.29) с помощью болта (2) коробки передач для предотвращения его выпадения.
Отвернуть резьбовые соединение подающего маслопровода усилителя рулевого управления, отложить его вперед в двигательном отсеке и принять меры против падения маслопровода. Снять насос гидроусилителя рулевого управления. Для предотвращения падения насоса закрепить его на стабилизаторе поперечной устойчивости бандажом или проволочной скобой.
Снять подводящий топливопровод с распределительной магистрали и заглушить шланги с помощью приспособлений «13.5.281» и «13.5.282». Собрать вытекшее топливо. Ослабить хомут и отвести шланг отвода жидкости от отопителя.
Ослабить хомут (1, рис. 5.30), отсоединить вакуумный трубопровод (2) от вакуумного насоса. Извлечь из держателя (3) вакуумный трубопровод.
Освободить вакуумный трубопровод (1, рис. 5.31) из держателя (2) и отвести его в сторону. Разблокировать и вынуть клапан (3) вентиляции топливного бака.
Отсоединить жгут проводов двигателя от отсека управляющей электроники, отсоединить «+» провод от вывода «+» АБ. Отсоединить ответвление жгута проводов от КПП и вынуть датчики кислорода в ОГ, закрепит их на двигателе.
Снять перегородку (3, рис. 5.32), для чего необходимо освободить из зажимов шланги и провода, отсоединить ШС (1), отделить жгут (2) проводов, отвернуть гайку и вывернуть болты.
Установить приспособление «11.0.020» на двигатель и таль (рис. 5.33). Отвернуть верхние гайки подушек крепления двигателя на левом и правом передних лонжеронах кузова. Снять перемычку соединения двигателя с «массой» кузова.
- топливопроводы около головки блока цилиндров;
- компрессор кондиционера;
- трубопроводы компрессора кондиционера;
- конденсатор кондиционера;
- выпускной коллектор;
- редуктор переднего моста;
- вал рулевого управления.
Установку двигателя на автомобиль следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо проверить опоры двигателя, шланги охлаждающей жидкости, масла и топлива на отсутствие пористости, отсутствие расслоений и трещин. Проверить наличие центрирующих втулок для соединения двигателя с КПП. При обнаружении дефектов, заменить детали новыми.
Внимание! Существует опасность повреждения трубопроводов АКПП и маслопроводов гидравлических приводов.
При установке пластины жесткости обязательно отследить наличие прокладочных шайб. Процесс затяжки новых болтов ее крепления состоит из двух приемов – затянуть моментом 56 Н·м (5,6 кгс·м) + довернуть на угол 90°.