Замена насоса системы охлаждения и термостата двигателя УМЗ-417
Неисправностями насоса системы охлаждения (далее — помпа) являются:
-Разрушение подшипникового узла помпы. Проявляется виде ненормального шума. При покачивание шкива помпы рукой будет ощущаться люфт в подшипниках
-Разрушение сальника илии уплотнительной шайбы помпы. Обычно эта неисправность является следствием чрезмерного люфта в подшипниках. Проявляется виде подтеков ОЖ в районе фланца помпы.
-Деформация корпуса (трещины, коробление) помпы вследствие перегрева или ударных механический воздействий.
Во всех вышеперечисленных случаях требуется немедленный ремонт или замена помпы. Поскольку ее полный отказ приведет к перегреву двигателя, что чревато короблением блока цилиндров или ГБЦ.
Неисправностями термостата двигателя является частичное или полное заклинивание клапана термостата в одном из положений. Заклинивание клапана термостата в верхнем положении (открыт большой круг циркуляции ОЖ) не является опасным. Это всего лишь сказывается на увеличении времени прогрева двигателя. В условиях зимы это может привести к тому, что двигатель не сможет достичь рабочей температуры.
Гораздо более опасным является заклинивание термостата в нижнем (закрытом) положении, когда ОЖ циркулирует только по малому кругу. Это приводит к перегреву двигателя.
Косвенно, заклинивший в нижнем положении термостат можно вычислить по нагреву верхнего патрубка радиатора. Если температура верхнего патрубка ощутимо ниже температуры двигателя, то с большой долей вероятности можно утверждать, что клапан термостат «завис» в закрытом положении.
Полную картину о состоянии термостата можно получить, нагрев его до 90о в емкости с водой. При достижении температуры воды ~70о клапан термостата должен открыться. Если этого не произошло, то термостат неисправен и подлежит замене.
При замене помпы целесообразно так же заменить ОЖ.
Нужно обязательно помнить, что при замене ОЖ важно не смешивать жидкости, имеющие разные основы. А именно – жидкости на основе этиленгликоля и жидкости на основе пропиленгликоля. Еще раз:
НЕДОПУСТИМО СМЕЩИВАТЬ ОЖ НА ОСНОВЕ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ И ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЯ! Щелочность этого смешанного раствора такова, что он разъедает любой металл за очень незначительный промежуток времени.
Обычно в практике ОЖ на основе этиленгликоля окрашены в зеленый, желтый или голубые цвета. На основе пропиленгликоля – в красный цвет. Но это всего лишь мое наблюдение, не смотря ни на что, надо внимательно изучить состав ОЖ, который изготовитель указал на этикетке.
Касательно общих сроков замены ОЖ, то для этиленгликолевых жидкостей, это 60000км. пробега или 3 года, в зависимости от того, что наступит раньше. Замена этиленгликолевых ОЖ вызвана тем, что сам по себе водный раствор этиленгликоля — очень агрессивная к металлам жидкость и поэтому в его состав вводят комплекс нейтрализующих присадок (ингибиторов). С течением времени эти присадки разрушаются и перестают защищать детали системы охлаждения, и ОЖ надо менять.
Жидкости на основе пропиленгликоля менее агрессивны, поэтому срок замены таких ОЖ – раз в 5 лет. Или 100000км пробега.
Последнее – все ОЖ на основе спиртов крайне токсичны!! Соблюдайте меры предосторожности – не вдыхайте пары, не допускайте попадания ОЖ на открытые участи кожи и ни в коем случае не допускайте попадания ОЖ внутрь организма! 35см3 – смертельная для человека доза!
Необходимый инструмент:
Набор торцевых головок – 10, 12, 13, 17, трещетка и вороток
Набор комбинированных ключей – 10, 12, 13
Шланг диам. 10мм и длиной не менее 40см
Емкость для сливаемой ОЖ – не менее 15 литров.
А. Замена термостата:
1. Сливаем ОЖ из двигателя и радиатора (если планируется только поменять термостат, то всю ОЖ сливать не надо, достаточно слить 4-5 литра). Для этого есть 2 краника – один справа на блоке, другой – слева на радиаторе. Если машина укомплектована штатным предпусковым подогревателем, то вместо краника на блоке сливаем ОЖ через краник в котле подогревателя.
Внимание! Кран печки должен быть открыт, а пробка радиатора снята!
Одев один конец шланга на кран, а другой опустив емкость, тянем за тягу флажка краника. Если тяга отсутствует, то рукой поворачиваем флажок краника по часовой стрелке.
2. Дождавшись, когда ОЖ полностью сольется (или сольется требуемый объем), отверткой отворачиваем хомуты верхнего патрубка радиатора. Затем ключом или головкой на 12 отворачиваем 2 болта крепления крышки корпуса термостата.
Снимаем крышку вместе с верхним патрубком. Вынимаем термостат. Если рукой снять его не удается, то уцепившись за него длинногубцами, раскачивая из стороны в сторону, выдираем его.
3.Установка термостата. Термостат требуется установить и сориентировать таким образом в корпус, чтобы небольшое (~2мм) отверстие, в котором болтается типа заклепочка, располагалось в наиболее высоком месте относительно клапана термостата.
Это вызвано тем, что это отверстие предназначено для выхода воздуха во время заправки системы ОЖ и т.к пузырьки воздуха скапливаются всегда в самом высоком месте, то и отверстие должно располагаться наиболее высоко.
Приблизительная ориентация термостата:
При установке крышки термостата обратно нужно отчистить посадочное место от следов старой прокладки, иначе возможна негерметичность системы охлаждения.
4. Заливаем ОЖ. Прогреваем двигатель до рабочей температуры, затем, дождавшись, когда двигатель остынет до 40-50о, проверяем уровень ОЖ. При необходимости – доливаем.
Б. Замена помпы:
1. Проделываем пункт 1 из раздела «Замена термостата».
2. Снимаем ремень генератора. Если машина оснащена ГУРом, то сперва снимаем ремень насоса ГУРа и только затем ремень генератора.
Внимание! Не оставляйте висеть ремни на шкиве коленвала, на них может попасть ОЖ или масло и вызвать разрушение ремней.
3. Снимаем боковые щитки радиатора. Откручиваем 2 болта крепления верхних тяг крепления радиатора. Отводим тяги в сторону.
4. Снимаем вентилятор. Для этого откручиваем 4 болта, одновременно удерживая вентилятор от проворачивания рукой за лопасть.
Затем, отклонив радиатор максимально вперед, протаскиваем вентилятор между кожухом и шкивом помпы. Снимаем шкив помпы, который удерживался этим же болтами.
5. Снимаем кожух вентилятора. Он крепиться 4 болтами М6 и тягой краника радиатора.
6. Откручиваем хомуты крепления оставшихся патрубков системы охлаждения.
Снимаем патрубки с помпы, корпуса термостата и радиатора.
7. Снимаем хомут шланга печки и демонтируем шланг со штуцера помпы
8. Далее я рекомендую снять радиатор. Хотя, можно с определенными трудностями снять помпу без демонтажа радиатора. Но я не советую. Сначала снимаем шланги с масляного радиатора. Затем окручиваем провод датчика аварийной температуры. После откручиваем отверткой винты крепления тросика механизма поворота жалюзи.
Сам радиатор установлен на 2х опорах снизу. Длинногубцами расшплинтовываем гайки и головкой на 17 окручиваем их. Снимаем радиатор, потянув его вверх.
Сняв радиатор, переворачиваем его заливной горловиной вниз и сливаем из радиатора остаток ОЖ. Приблизительно 0,5 литра. Снятый радиатор так же целесообразно промыть.
Изнутри – 10% раствор соды, снаружи – струя воды под малым давлением и очень мягкая щетка.
9. Снимаем помпу. Если помпа нового образца (такая же, как и на 421 двигателе), то она крепиться 6 гайками. Их удобнее отворачивать головкой на 13. К одной из шпилек крепиться планка генератора. Отвернув 6 гаек, стягиваем помпу со шпилек. Вместе с помпой так же снимается ее задняя крышка.
В итоге должно получится следующие:
Если при отворачивании гаек помпы, одна (или несколько) из шпилек обломилась, то можно поступить 2 способами: воспользоваться шпильковертом или сварочным аппаратом.
Или надеть на шпильку гайку и обварить ее:
10. Тщательно удаляем следы старой прокладки на блоке. Для этого можно воспользоваться дрелью с одетой на нее щеткой-крацовкой. Особое внимание в районе шпилек, там сложнее всего отчистить качественно от старой прокладки. Новую прокладку лучше ставить на герметик. Так надежнее.
11. Ставим помпу. После того, как установлена прокладка задней крышки помпы, можно смонтировать саму помпу обратно. Ставиться она так же, как и снимается.12. Осуществляем сборку в обратной последовательности.
Выполняем пункт 4 раздела «Замена термостата»
При заправке системы охлаждения, жидкость в радиатор надо заливать тонкой струей. Это необходимо для того, что бы не произошло завоздушивание системы.
Замена помпы УАЗ
Было несколько машин с 417 двигателями как у меня и 402, которые были похожи на мою помпу. Вероятно, есть и другие модификации, где насос установлен на головке блока цилиндров, а не на двигателе. В общем статья о ремонте и замене помпы УАЗ 3303.
Помпа или при ее неисправности водяной насос является элементом системы охлаждения, обеспечивающим циркуляцию охлаждающей жидкости. Поэтому для нее важна герметичность и работоспособность.
В чугунных насосах старого образца для УАЗ с двигателем 417 имелось отверстие, через которое вытекала охлаждающая жидкость, что свидетельствовало об их неисправности. Утечку удалось временно остановить, опрыскав насос.
Течь устраняется заменой сальника рабочего колеса и уплотнительной шайбы. Но если хотите решить проблему с ремонтом надолго, то лучше ремонтировать в комплекте с подшипниками. Просто потому, что вошедшая вода уже навредила им.
Еще лучшим решением будет просто заменить насос на более новый. Все зависит от того, как часто вы пользуетесь машиной. Пользуясь УАЗом часто, приходилось его ремонтировать раз в год. Ремонт не дорогой, но трудоемкий и простой. Заменив насос на новый пробоотборник, я забыл о ремонте на несколько лет.
Признаки поломки и их причины
- Об одной причине уже упоминалось, это течь антифриза. Причиной его появления могут быть изношенные сальники или втулки, случайный износ подшипников или слишком сильное натяжение ремня.
- Увеличение шума. Он появляется при производстве подшипника. Легко раскрыть, встряхнув вентилятор.
- Перегрев двигателя. Коррозия крыльчатки из-за плохого антифриза или сломанных лопастей.
- Перегрев двигателя, шум насоса, запах, отсутствие нагрузки. Заклинил подшипник водяной помпы.
Все это касается как новых, так и старых образцов. После диагностики и определения неисправности принимается решение о ремонте или замене насоса. В своей машине, как я уже говорил, в основном ремонтировал сам водяной насос (ВД), ну и смотреть состояние кузова. Поэтому при ремонте пришлось купить.
Заодно решил установить новый вентилятор
Ремонт
Он почти такой же, как описано в статье с ремонтом ГАЗ 53. Видео по ремонту помпы двигателя 417:
Замена
Перед снятием бомбы с УАЗа подготавливаем инструмент и машину. Вам понадобится инструмент:
- рожковый ключ на 10-12, при необходимости открутить вентилятор и кожух;
- ключ на 7 или 8 для откручивания хомутов;
- головка или ключ на 13;
- ключ на 17, при необходимости заменить кожух;
- отвертка для откручивания кабеля от датчика температуры;
- герметик
Перед началом работ по замене ставим УАЗ на стояночный тормоз и сливаем охлаждающую жидкость.
- ослабьте натяжитель и снимите генератор и высоковольтный ремень;
- открутить вентилятор и снять его, а также шкив;
- ослабьте хомуты сверху с нижней перепускной трубки и снимите их;
- откручиваем гайки, которые держат помпу и снимаем ее.
При необходимости снимите ВН целиком:
Как видите, снять помпу на старых моделях УАЗ несложно, и отремонтировать ее своими руками вполне возможно. В «буханке» еще нужно снять дополнительный шланг к внутренней печке. Инжекторные модели ремонтировать несколько сложнее.
Сборка
Перед сборкой и установкой соединения очистите место. Нанесите герметик на корпус или саму прокладку согласно инструкции и приступайте к сборке в обратном порядке.
На видео можно увидеть процесс замены помпы на УАЗ хоть и 31512 модели, но суть одна и та же: