Снятие и установка двигателя ЗМЗ-402
Для снятия двигателя необходима таль или другое подъемное устройство грузоподъемностью не менее 300 кг.
Автомобиль нужно установить на подъемник, смотровую канаву или эстакаду.
Перед снятием двигателя необходимо подготовить надежную подставку, на которой двигатель должен стоять устойчиво.
Снять аккумуляторную батарею.
Снять передний брызговик двигателя.
Слить жидкость из системы охлаждения двигателя. Статья — Как заменить охлаждающую жидкость двигателя
Слить масло из коробки передач. Статья — Как заменить масло в коробке передач
Снять радиатор системы охлаждения. Статья — Как заменить радиатор
Отсоединить от распределителя зажигания центральный провод высокого напряжения и низковольтный провод.
Отсоединить провода от стартера, сняв резиновые защитные колпаки 1.
Отсоединить топливопровод 2 от топливного насоса.
Отсоединить провод от датчика аварийного давления масла, установленного снизу масляного фильтра.
Отсоединить подводящий шланг масляного радиатора от крана, расположенного в нижней части блока с левой стороны.
Отсоединить провод 1 от датчика 2 указателя температуры охлаждающей жидкости.
Ослабить затяжку хомута 3 и отсоединить шланг 4 от крышки корпуса термостата.
Отсоединить провода от генератора, отсоединив колодку 1 и отвернув винт 2.
Отсоединить провода 1 от микровыключателя 2 на карбюраторе.
Отсоединить от рычага привода воздушной заслонки карбюратора тягу воздушной заслонки 2 и, отвернув винт 1, вынуть тягу 2 из кронштейна.
Тягу привода акселератора 4 отсоединить от сектора привода дроссельных заслонок, отвернуть гайку 3 и вынуть тягу 4 из кронштейна.
Отсоединить от карбюратора шланг слива топлива 1.
Отсоединить вакуумный шланг 2 электромагнитного клапана ЭПХХ и вакуумный шланг от трубки подвода разрежения к клапану ЭПХХ с другой стороны карбюратора.
Отсоединить вакуумный шланг 3 усилителя тормозов от штуцера на впускной трубе двигателя, ослабив затяжку хомута 4.
Отсоединить шланг подвода масла из масляного радиатора от штуцера в нижней части блока с правой стороны.
Отсоединить провод от датчика указателя давления масла на блоке с правой стороны.
Отсоединить шланги подачи и слива жидкости из отопителя от штуцеров радиатора отопителя.
Снять систему выпуска отработавших газов.
Снять рабочий цилиндр сцепления, не отсоединяя от него шланг, и оставить цилиндр висеть на шланге.
Отсоединить провод на «массу» от картера сцепления.
Отвернуть с каждой стороны болт крепления кронштейна подвески двигателя к подушке.
Проверить, все ли шланги и провода отсоединены от двигателя.
Осторожно вынуть двигатель вверх.
Устанавливают двигатель в обратном порядке.
При установке двигателя на подушки следить за тем, чтобы установочные штифты на подушках вошли в отверстия на кронштейнах двигателя, при этом должны совместиться отверстия под болты на кронштейнах и подушках.
ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сливаем из двигателя масло (см. Замена масла и масляного фильтра).
Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости) и снимаем радиатор (см. Снятие радиатора).
Отсоединяем от коллектора приемные трубы.
Снимаем карбюратор (см. Снятие карбюратора) и крыльчатку вентилятора (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости). Это убережет их от случайного повреждения.
Ключом “на 14” выворачиваем штуцер и отсоединяем шланг масляного радиатора.
Второй шланг масляного радиатора отсоединяем от крышки распределительных шестерен (см. Замена передней манжеты коленчатого вала). Запомнив или записав расположение остальных шлангов и электропроводки, отсоединяем их.
Ключом “на 12” отворачиваем два болта и снимаем с картера сцепления цилиндр выключения сцепления.
Снимаем коробку передач (см. Снятие коробки передач).
Отсоединяем “массовый” провод от крышки картера сцепления.
Ключом “на 17” отворачиваем два болта крепления двигателя к опорам (см. Замена опор силового агрегата).
Тельфером или лебедкой поднимаем двигатель, аккуратно выводим его из моторного отсека и устанавливаем на стенд.
Снимаем ведущий, ведомый диск сцепления и маховик.
Ключом “на 14” отворачиваем шесть гаек и два болта крепления картера сцепления…
Ключом “на 24” отворачиваем болт и отсоединяем трубку от корпуса масляного фильтра.
Ключом “на 13” отворачиваем четыре гайки, крепящие масляный фильтр,…
Снимаем генератор (см. Снятие генератора).
Снимаем топливный насос (см. Снятие и разборка топливного насоса).
Снимаем стартер (см. Снятие стартера).
Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости).
Снимаем головку блока цилиндров (см. Снятие головки блока цилиндров).
Ключом “на 24” отворачиваем и снимаем кран масляного радиатора и масляную трубку.
Ключом “на 12” отворачиваем штуцер и вынимаем трубку указателя уровня масла.
Снимаем крышку распределительных шестерен (cм. Замена передней манжеты коленчатого вала).
Ключом “на 13” отворачиваем две гайки, крепящие крышку коробки толкателей…
Вынимаем восемь толкателей клапанов и нумеруем их (либо раскладываем по порядку).
Легкими ударами молотка через бородок выбиваем шпонку…
…и снимаем маслоотражатель с коленчатого вала.
Головкой или торцевым ключом “на 12” через отверстие в шестерне отворачиваем два болта крепления упорного фланца…
…и вынимаем распределительный вал вместе с шестерней.
Чтобы гильзы цилиндров не выпадали фиксируем их приспособлением и переворачиваем блок.
Головкой “на 13” отворачиваем две гайки, крепящие масляный насос…
Шестигранным ключом “на 8” отворачиваем две гайки…
…и снимаем держатель сальника заднего подшипника.
Головкой “на 15” отворачиваем две гайки крышки шатуна…
Нажимая деревянной ручкой молотка на шатун, выталкиваем поршень из цилиндра. Вынимаем остальные три поршня.
Головкой “на 19” отворачиваем две гайки…
…и снимаем крышку коренного подшипника. Снимаем остальные четыре крышки.
Извлекаем из блока коленчатый вал.
Снимаем приспособление для фиксации гильз цилиндров. Рисками, краской и т.п. отмечаем их положение в блоке, чтобы при установке старых гильз оно не изменилось.
Как разобрать двигатель ЗМЗ-402
Двигатель после снятия с автомобиля нужно тщательно отмыть и очистить.
Устанавливаем двигатель на стенд или подставку.
Подготавливаем необходимый инструмент для разборки
При разборке нужно маркировать детали, которые будут в дальнейшем эксплуатироваться.
Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому их разукомплектовывать нельзя.
Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления крышки блока цилиндров и снимаем крышку вместе с прокладкой.
Ключом на 12 ослабляем болт верхнего крепления генератора
Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления регулировочной пластины к головке блока
Снимаем пластину со шпильки головки блока
Отворачиваем ключом на 13 две гайки крепления крайних стоек крепления оси коромысел
Ключом на 17 равномерно ослабляем и отворачиваем четыре гайки крепления основных стоек оси коромысел
Снимаем ось коромысел со шпилек
Вынимаем восемь штанг толкателей и раскладываем их по порядку, чтобы потом поставить их на свои места
Головкой на 19 отворачиваем десять гаек крепления головки блока в последовательности обратной затяжке
Снимаем наконечники высоковольтных проводов и выворачиваем свечи зажигания.
Отсоединяем шланг от фильтра тонкой очистки топлива.
Отсоединяем от карбюратора шланг вакуум-корректора датчика распределителя зажигания.
Снимаем головку со шпилек блока цилиндров.
Снимаем прокладку головки блока цилиндров
Переворачиваем двигатель поддоном вверх и ключом на 13 отворачиваем восемнадцать гаек крепления поддона.
Под угловыми гайками крепления поддона установлены фигурные шайбы
Снимаем с поддона переднюю и заднюю части прокладки
Снимаем с блока боковые части прокладки
Уплотнительные прокладки вторично нельзя использовать.
Все прокладки продаются в ремкомплектах.
Головкой на 12 с удлинителем отворачиваем два болта крепления топливного насоса
Между насосом и блоком установлена прокладка
Ключом на 24 отворачиваем болт и отсоединяем трубку от корпуса масляного фильтра
Ключом на 13 отворачиваем четыре гайки крепления масляного фильтра
Ключом на 14 отворачиваем шесть гаек и два болта крепления картера сцепления
Ключом на 24 отворачиваем и снимаем кран масляного радиатора и масляную трубку
Ключом на 12 отворачиваем штуцер и вынимаем трубку указателя уровня масла
Снимаем крышку распределительных шестерен для этого:
Торцевым ключом на 46 отворачиваем храповик
Головкой на 12 отворачиваем шесть болтов крепления шкива
Снимаем шкив коленчатого вала
Трехпалым съемником стягиваем ступицу шкива
Ключом на 13 отворачиваем восемь гаек крепления передней крышки
Снимаем крышку распределительных шестерен
Ключом на 13 отворачиваем две гайки крепления крышки коробки толкателей.
Снимаем крышку толкателей
Вынимаем восемь толкателей клапанов и маркируем их или раскладываем по порядку
С помощью бородка выбиваем шпонку
Снимаем маслоотражатель с коленчатого вала
Головкой на 12 через отверстие в шестерне отворачиваем болты крепления упорного фланца
Вынимаем распределительный вал вместе с шестерней
Фиксируем гильзы от выпадения с помощью подходящих втулок, шайб и гаек
Если не зафиксировать гильзы цилиндров, то при возможном проворачивании коленчатого вала они могут приподняться за счет трения об их зеркала поршней.
Под посадочные буртики гильз попадут частицы окалины из водяной рубашки, и при сборке двигателя гильзы неплотно сядут на свои места, что приведет к просачиванию охлаждающей жидкости в масляный картер.
Переворачиваем блок цилиндров.
Головкой на 13 отворачиваем две гайки крепления масляного насоса
Шестигранником на 8 отворачиваем две гайки крепления держателя сальника
Снимаем держатель сальника заднего подшипника
Головкой на 15 отворачиваем две гайки крышки шатуна
Деревянной ручкой молотка выдавливаем поршень из цилиндра.
Вынимаем также остальные поршни.
Головкой на 19. отворачиваем две гайки крепления крышки коренного подшипника
Снимаем крышку коренного подшипника. Снимаем также остальные крышки коренных подшипников.
Извлекаем из блока коленчатый вал
Отворачиваем приспособление, удерживающее гильзы и вынимаем их. Маркируем гильзы
После этого промываем все детали и подготавливаем их для дефектации