- Система зажигания автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Схема системы зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Катушка зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Прерыватель-распределитель зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Характеристика центробежного регулятора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Характеристика вакуумного регулятора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Свечи зажигания и провода высокого напряжения системы зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Включатель зажигания и стартера УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Катушка зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Прерыватель-распределитель зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Установка зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Вам будет интересно:
Система зажигания автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
УАЗ-469
В систему зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 входят: катушка зажигания, прерыватель-распределитель зажигания, свечи зажигания, провода и включатель зажигания. Первичная цепь системы зажигания питается током от аккумуляторной батареи или генератора (рис.1).
Схема системы зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- 1-свеча зажигания;
- 2 — гасящий резистор;
- 3 — конденсатор;
- 4 — прерыватель;
- 5 — катушка зажигания;
- 6 — распределитель;
- 7 — аккумуляторная батарея;
- 8 — включатель зажиганиям,
- 9 — дополнительное реле стартера;
- 10 — тяговое реле стартера.
Катушка зажигания Б7-А (рис.2) автомобиля УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 представляет собой трансформатор, преобразующий низкое напряжение первичной цепи в высокое напряжение вторичной цепи.
При работе двигателя ток в первичную обмотку катушки зажигания проходит через добавочный резистор 18, расположенный в изоляторе между лапами скобы крепления катушки.
При пуске двигателя стартером этот резистор автоматически выключается и ток в первичную обмотку поступает, минуя его, чем достигается усиление искры и облегчение пуска двигателя.
Катушка зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- 17 — изолятор резистора;1-ввертной вывод высокого напряжения;
- 2—крышка;
- 3 — вывод высокого напряжения;
- 4 — контактная пружина;
- 5 — зажим низкого напряжения;
- 6 — уплотнительная прокладка;
- 7 — магнитопроводы;
- 8—скоба крепления;
- 9—контактная пластина;
- 10 — первичная обмотка;
- 11 —вторичная обмотка;
- 12—корпус;
- 13 — изоляционные прокладки;
- 14—изолятор;
- 15— железный сердечник;
- 16 — изоляционная масса;
- 18 — добавочный резистор;
- 19 — пластина крепления добавочного резистора;
- 20 — винт крепления резистора.
Прерыватель-распределитель (трамблер) зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.3) имеет центробежный и вакуумный регуляторы, автоматически изменяющие угол опережения зажигания, и октан-корректор для ручной регулировки угла зажигания в зависимости от октанового числа применяемого бензина.
Центробежный регулятор изменяет угол зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя или валика распределителя.
Прерыватель-распределитель зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- 1 — зажим низкого напряжения;
- 2—конденсатор;
- 3— фильц-щетка;
- 4 — тяга вакуумного регулятора;
- 5 — вакуумный регулятор;
- 6 — диафрагма;
- 7, 17, 25 — пружины;
- 8 — подшипник;
- 9— валик;
- 10 — корпус;
- 11—шарикоподшипник;
- 12—неподвижная панель прерывателя;
- 13 — подвижная панель;
- 14 — пружинный держатель крышки;
- 15 — крышка;
- 16 — вывод высокого напряжения;
- 18 — центральный контакт с подавительным резистором;
- 19 — ротор;
- 20 — токоразносная пластина;
- 21 — кулачок;
- 22 — пластина кулачка;
- 23 — штифт грузика;
- 24 — грузик центробежного регулятора;
- 26 — пластина валика;
- 27 и 28 — пластины октан-корректора;
- 29 — гайки;
- 30 — стопорный винт;
- 31 — пружина прерывателя;
- 32 — пластина с неподвижным контактом;
- 33 — контакты;
- 34 — рычажок прерывателя;
- 35 — регулировочный винт.
Характеристика центробежного регулятора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Частота вращения валика распределителя, об/мин 200, 500, 1000, 1900—2200 Угол опережения по кулачку прерывателя, град 0—3, 3 – 6, 8—11, 17,5-20 Вакуумный регулятор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 изменяет угол зажигания в зависимости от нагрузки двигателя (разряжения в смесительной камере карбюратора).
Характеристика вакуумного регулятора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Разряжение в смесительной камере карбюратора, мм рт. ст. . . . 60 100 200 280 Угол опережения зажигания, град 0 — 2,5 5,5 — 8,5 10-13 Октан — корректор служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа применяемого бензина.
С помощью октан- корректора можно изменять угол опережения зажигания в пределах ±10° по углу поворота коленчатого вала.
Свечи зажигания и провода высокого напряжения системы зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Для воспламенения рабочей смеси в камере сгорания цилиндров двигателя применены свечи зажигания А12БС неразборной конструкции. Длина ввертной части корпуса свечи равна 14± 0,5 мм, резьба метрическая M14Xl,25, зазор между электродами 0,8—0,9 мм.
Провода высокого напряжения, соединяющие катушку зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 с распределителем и распределитель со свечами зажигания, изготовлены из провода ПВЛ-1.
К центральному электроду 5 свечей провода подсоединяются с помощью наконечников 1, внутри которых вмонтированы подавительные резисторы 4 сопротивлением 8—13 кОм.
Включатель зажигания и стартера УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- 1- подвижная контактная пластина;
- 2 — пружина контактной пластины;
- 3 — ротор;
- 4 — запорные личинки;
- 5 — гайка крепления замка к панели;
- 6 — стопорное кольцо;
- 7—запорный цилиндр;
- 8 — пружина ротора;
- 9 — корпус;
- 10 — неподвижный контакт;
- 11 — изолятор с контактами;
- 12 — фиксаторные шарики;
- 13 — пружина.
Включатель зажигания и стартера УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 типа ВК-330 (рис.4) служит для включения и выключения тока в первичной цепи системы зажигания и для включения стартера и радиоприемника.
На пластмассовом изоляторе 11 включателя размещены зажимы AM (амперметр), КЗ (катушка зажигания), СТ (стартер) и ПР (приемник). Зажим AM находится под постоянным напряжением.
Катушка зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Через одно ТО-2 проверить состояние катушки непосредственно на автомобиле с помощью переносного прибора НИИДТ Э-5. Катушка зажигания считается исправной, если при искровом промежутке, равном 7 мм, наблюдается бесперебойное и интенсивное искрообразование.
При отсутствии прибора НИИАТ Э-5 катушку зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 можно проверить на стенде СПЗ-6 путем сравнения ее с эталонной катушкой стенда по длине искры на регулируемом разряднике.
Если длина искры проверяемой катушки окажется меньше длины искры эталонной катушки на 2 мм, проверяемую катушку необходимо заменить.
Прерыватель-распределитель зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
При проведении ТО-1 необходимо проверить надежность электрических соединений и крепления прерывателя-распределителя трамблера УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 к двигателю и смазать распределитель.
Валик распределителя смазать, повернув крышку колпачковой масленки на один оборот. Капнуть одну каплю масла, применяемого для двигателя, на ось рычажка прерывателя, одну-две капли на фильц-щетку кулачка и три-четыре капли во втулку кулачка, предварительно сняв ротор и фильц под ним. При смазке кулачка и оси необходимо следить, чтобы масло не попало на контакты прерывателя.
При проведении ТО-2 осмотреть контакты распределителя (трамблера) зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, удалить с контактов грязь и масло, протирая их замшей, слегка смоченной в бензине. Затем протереть их чистой сухой замшей или тканью.
Обгоревшие или окисленные контакты надо тщательно зачистить абразивной пластинкой, входящей в комплект инструмента водителя, или мелкой стеклянной шкуркой.
После зачистки контакты протереть замшей, слегка смоченной в бензине, и проверить щупом зазор между ними. Если зазор больше чем на 0,05 мм отличается от номинального (0,35—0,45), отрегулировать его. Однако заданный зазор между контактами обеспечивает нормальную работу системы зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 только при новых контактах.
Более надежной является регулировка зазора в контактах прерывателя путем изменения угла замкнутого состояния контактов.
Установка зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Порядок операции при установке зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 следующий:
- снять крышку распределителя и ротор и проверить величину зазора между контактами прерывателя. В случае необходимости отрегулировать зазор и поставить ротор на место;
- вывернуть свечу первого цилиндра и, закрыв пальцем отверстие для свечи первого цилиндра, повернуть коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале хода сжатия в первом цилиндре;
- убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачивать коленчатый вал двигателя до совпадения отверстия на шкиве со штифтом, затем гайками плавной настройкой установить шкалу октан-корректора на нулевое деление;
- ослабить винт крепления корпуса прерывателя и повернуть корпус распределителя зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 против часовой стрелки настолько, чтобы замкнулись контакты прерывателя;
- взять переносную лампу и при помощи дополнительных проводов подключить один из проводов ее на корпус, другой к зажиму низкого напряжения на катушке (к которому крепится провод, идущий к распределителю);
- включить зажигание и поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до загорания лампочки. Вращение распределителя следует прекращать точно в момент загорания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;
- закрепить корпус распределителя винтом, поставить крышку и центральный провод на место. После каждой установки зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и после регулировки зазора в прерывателе необходимо проверить точность установки момента зажигания горючей смеси, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля.
Доводку установки зажигания можно делать по октан-корректору, не ослабляя крепежного винта. Для этого достаточно вращать гайки плавной настройки, отвертывая одну и завертывая другую.
Наиболее выгодным опережением зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 будет такое, при котором во время резкого разгона (полного открытия дросселя) полностью нагруженного автомобиля на горизонтальной дороге с начальной скоростью 30—35 км/ч на прямой передаче едва прослушиваются единичные детонационные стуки в цилиндрах двигателя.
Если при интенсивном разгоне автомобиля стуки отсутствуют, это значит, что зажигание позднее, наоборот, появление ряда последовательных отчетливых стуков свидетельствует о слишком раннем зажигании.