Двигатель. Смазочная система УАЗ — 3741
Система смазки (другое наименование — смазочная система) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя
Тип системы — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей смазываются под давлением, остальные детали разбрызгиванием.
Система состоит из масляного насоса, в крышке которого установлен редукционный клапан маслоприемника, системы масляных каналов, полнопоточного масляного фильтра с перепускным и обратным клапанами, масляного радиатора и масляного картера.
Фильтрация масла полнопоточным масляным фильтром
Вместимость системы, л 5,8
Масло ..М-8-В или М-6з/10-В(ДВ-АСЗп-10В), М-4з/8ГРК
Перепад давления открытия перепускного клапана масляного фильтра, кгс/см2 0,6-0,75
Давление масла в смазочной системе прогретого двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала (600 мин1) на холостом ходу при открытом кранике масляного радиатора должно быть не менее 39 кПа (0,4 кгс/см2); на непрогретом двигателе давление может достигать 441 — 490 кПа (4,5 — 5,0 кгс/см2); при скорости автомобиля 45 км/ч давление должно быть 196 — 392 кПа (2,0 — 4,0 кгс/см2), а в жаркую летнюю погоду не менее 147 кПа (1,5 кгс/см2).
Давление в смазочной системе менее указанных величин свидетельствует о неисправности в двигателе. Работа двигателя при этом должна быть прекращена до устранения неисправности.
Для охлаждения масла в смазочной системе установлен масляный радиатор, который включают, открывая кран, при температуре воздуха выше 20 °С.
При более низких температурах радиатор должен быть отключен. Однако, независимо от температуры воздуха, при движении в тяжелых условиях (с большой нагрузкой и высокой частотой вращения коленчатого вала двигателя) также необходимо открывать кран масляного радиатора.
Уровень масла в картере двигателя поддерживайте вблизи метки «П» маслоизмерительного стержня. Замеряйте уровень масла через 2-3 мин после остановки прогретого двигателя.
Не наливайте масло выше метки «П», так как это приведет к увеличению разбрызгивания масла и, как следствие, к закоксовыванию колец, нагарообразованию в камере сгорания головки блока цилиндров и на днищах поршней, течи масла через сальники и прокладки. Понижение уровня масла ниже метки «0» может вывести из строя подшипники двигателя. Меняйте масло в картере двигателя и масляный фильтр через 16000 км пробега или при перепаде давления масла 58 — 73 кПа (0,6 — 0,7 кгс/см2) до фильтра и после него.
При замене масла после обкатки автомобиля фильтр не меняйте.
Для замены фильтра отверните его руками вращением против часовой стрелки.
При установке масляного фильтра следите за тем, чтобы резиновая уплотнительная прокладка 49 находилась в специальном пазу корпуса фильтра.
Через 32000 км пробега прочищайте трубопроводы (шланги) системы вентиляции картера двигателя и промывайте детали регулятора разрежения, установленного на передней крышке коробки толкателей.
При эксплуатации автомобиля следите за работой датчиков давления масла. Датчик аварийного давления масла срабатывает при падении давления в системе до 39 — 78 кПа (0,4 — 0,8 кгс/см2).
При включении зажигания лампа аварийного давления масла загорается, а после пуска двигателя гаснет. Горение лампы на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или смазочной системы двигателя.
Рекомендуется через две смены масла промывать смазочную систему двигателя.
Для этого слейте из картера прогретого двигателя отработавшее масло, залейте специальное моющее масло ВНИИНП-ФД на 3 — 5 мм выше метки «О» на указателе уровня масла и дайте двигателю поработать в течение 10 кош. Затем моющее масло слейте, замените масляный фильтр и залейте свежее масло. В случае отсутствия моющего масла промывку можно производить чистым моторным маслом
1. Трубка нагнетательная масляного насоса
2. Подшипник шатуна
3. Заглушка
4. Канал для подвода масла к шатунным подшипникам
5. Прокладка масляного картера передняя
6. Маслоотражатель
7. Манжета коленчатого вала передняя
8. Радиатор масляный
9. Шланг подвода масла к масляному радиатору
10. Шланг отвода масла от масляного радиатора
11. Указатель давления масла
12. Датчик аварийного падения давления масла
13. Датчик указателя давления масла
14. Штуцер датчика давления масла
15. Краник масляного радиатора
16. Канал для подвода масла к кореншлм подшипникам коленчатого вала
17. Штуцер переходной крепления масляного фильтра
18. Фильтр полнопоточный масляный
19. Крышка коромысел
20. Крышка маслоналивной горловины
21. Канал для подвода масла к коромыслам
22. Канал для подвода масла к оси коромысел
23. Канал для подвода масла главный
24. Канал для подвода масла к втулкам распределительного вала
25. Шестерня вала привода масляного насоса
26. Картер двигателя масляный
27. Насос масляный
28. Маслоприемник масляного насоса
29. Сетка маслоприемника
30. Болт крепления маслоприемника 31. Пружина редукционного клапана
32. Каркас сетки маслоприемника
33. Клапан редукционный масляного насоса
34. Крышка масляного насоса
35. Пластина масляного насоса
36. Корпус масляного насоса
37. Шестерня масляного насоса ведущая
38. Штифт
39. Валикпривода масляного насоса
40. Втулка направляющая валика
41. Ось ведомой шестерни масляного насоса
42. Шестерня ведомая
43. Прокладки корпуса масляного насоса
44. Пружина перепускного клапана масляного фильтра
45. Отверстие в масляном фильтре для выхода отфильтрованного масла
46. Клапан обратный масляного фильтра
47. Отверстие в пластине для подачи масла на фильтрование
48. Пластина крышки масляного фильтра
49. Прокладка уплотнительная масляного фильтра
50. Крышка масляного фильтра
51. Элемент фильтрующий бумажный
52. Отверстия для прохождения отфильтрованного масла в центральной трубке
53. Корпус масляного фильтра
54. Трубка центральная масляного фильтра перфорированная
55. Клапан перепускной масляного фильтра
56. Лампа контрольная аварийного падения давления масла
57. Канал для подвода масла к распределительным шестерням
Система смазки УАЗ Буханка
Одним из важнейших компонентов силового агрегата является система смазки. Именно о ней и пойдет речь сегодня.
ВАЖНО! В этой статье мы рассмотрим систему смазки УАЗ Буханка с двигателем ЗМЗ-409.
Элементы
Система смазки УАЗ Буханка включает следующие компоненты:
- Масляный картер;
- Масляный насос с редукционным клапаном и приемным патрубком;
- Привод насоса;
- Масляные каналы в коленвале, ГБЦ и блоке;
- Масляный фильтр (полнопоточный);
- Указатель уровня масла;
- Датчики давления масла;
- Крышка маслозаливной горловины.
Особенности
Уровень масла должен держаться посредине между ними.
В системе смазки УАЗ Буханка сам процесс циркуляции масла осуществляется по следующей схеме. Масло засасывается из картера насосом и поступает к полнопоточному фильтру по каналу в блоке. Далее оно попадает в главную масляную магистраль и распределяется по каналам к подшипникам промежуточного вала, коренным подшипникам, а также верхнему подшипнику валика привода масляного насоса, после чего поступает к гидронатяжителю цепи I ступени привода распределительных валов.
Далее масло от верхнего подшипника валика привода масляного насоса подается через внутреннюю полость валика и поперечные сверления к опорной поверхности ведомой шестерни привода и нижнему подшипнику валика.
Смазка шестерней привода маслонасоса происходит струей через сверление в главной масляной магистрали.
Также система смазки УАЗ Буханка подразумевает охлаждение поршня. Для этого на его днище разбрызгивается масло через отверстие в верхней головке шатуна.
В ГБЦ масло попадает через главную магистраль. Там оно смазывает опоры распредвалов, а также подходит к гидронатяжителю цепи II ступени привода распредвалов, к датчикам давления масла и гидротолкателям. Затем оно вытекает через зазоры и стекает в картер в передней части ГБЦ. При этом происходит смазывание маслом цепей, рычагов натяжного устройства и звездочки привода распредвалов.
Давление масла контролируется работой датчика давления, который отражает ситуацию на щиток на приборной панели. Дополнительно двигатель укомплектован сенсором и сигнализатором аварийного давления масла. Срабатывание аварийного сигнализатора происходит при достижении значения в 40-80 кПа или 0,4-0,8 кгс/см². Сами сенсоры давления стоят в штуцере, который, в свою очередь, вмонтирован в масляный канал ГБЦ.
Масляный насос в системе смазки УАЗ Буханка имеет шестеренчатую конструкцию и интегрирован в масляный картер – он зафиксирован на блоке цилиндров посредством 2-х болтов и держателя масляного насоса. Ведущая шестерня неподвижно зафиксирована на валике штифтом, тогда как ведомая свободно вращается на оси, что запрессована в корпус самого насоса.
Масляный насос:
- ведущая шестерня;
- корпус;
- валик;
- ось;
- ведомая шестерня;
- перегородка;
- приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном.
Корпус насоса выполнен из сплава на основе алюминия. Для изготовления перегородки используется чугун, а для шестерней в ход идет металлокерамика. Приемный патрубок с сеткой, отлитый из сплава на основе алюминия, 3-мя винтами зафиксирован к корпусу.
Для привода масляного насоса предназначена пара шестерен (винтовых) от промежуточного вала привода распредвалов. Вращение промежуточного вала происходит во втулках, которые запрессованы в расточки блока цилиндров.
Ведущая шестерня закреплена на валу фланцевой гайкой и шпонкой. Сама же шестерня в зацеплении с ведомой шестерней, которая напрессована на валик, что вращается в расточках блока цилиндров.
Сверху в ведомую шестерню запрессована втулка с 6-гранным внутренним отверстием. В него вставится 6-гранный валик, а его нижний конец вводится в 6-гранное отверстие валика масляного насоса.
Привод масляного насоса:
- промежуточный вал;
- ведущая шестерня;
- шпонка;
- крышка;
- прокладка;
- втулка;
- ведомая шестерня;
- валик:
- шестигранный валик привода масляного насоса.
В корпусе маслоприемника установлен плунжерный редукционный клапан, который отрегулирован с завода с помощью тарированной пружины. По этой причине не стоит самовольно регулировать клапан.
На двигатель УАЗ Буханка 409 ставится масляный фильтр 2101-1012005-НК-2.
Такая система смазки УАЗ Буханка с двигателем ЗМЗ-409 гарантирует эффективную работу мотора и его надежность.