Система охлаждения двигателя — описание конструкции
Система охлаждения двигателя жидкостная, герметичная с принудительной циркуляцией.
1 — радиатор; 2 — датчик температуры; 3, 17, 20, 22 — шланг; 5 — болт (М6х25); 6 — термостат в корпусе; 7 — прокладка; 3 — головка блока; 9, 13 — кольцо (20×3); 10 — шланг отопления; 11 — гайка (М6); 12, 15, 16 — болт; 14 — трубопровод; 18 — насос отопления; 19 — держатель; 21 — винт удаления воздуха; 23 — крышка ГРМ; 24 — кольцо (68×5); 25 — насос двигателя; 26 — шкив; 27 — болт (М6х16); 28 — гайка (Мб); 29 — расширительный бачок; 30 — пробка бачка
- рубашки охлаждения (головки и блока цилиндров);
- алюминиевый радиатор с поперечным потоком;
- насос охлаждающей жидкости;
- дополнительный насос системы обогрева и вентиляции с электроприводом;
- термостат;
- приводной ремень насоса охлаждающей жидкости;
- расширительный бачок;
- девяти лопастной вентилятор с мязкостной муфтой;
- теплообменник системы обогрева и вентиляции;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- охлаждающую жидкость.
Меры безопасности при работе с охлаждающей жидкостью
- При выполнении работ на системе охлаждения существует вероятность ожога парами охлаждающей жидкости, все работы проводить только на остывшем двигателе. Открывать систему охлаждения только при остывшем двигателе.
- При работах с контурами масла, топлива и охлаждающей жидкости следует предохранить генератор от возможного загрязнения.
- Охлаждающая жидкость токсична, избегать ее попадания на открытые участки кожи, слизистую оболочку дыхательных путей и в глаза. Поврежденные участки обильно промыть проточной водой и обратиться за медицинской помощью. Сливаемая жидкость повторному использованию не подлежит, отправить ее на утилизацию.
Система охлаждения и смазки двигателя «N62» автомобиля BMW X5 1 (E53, 1999-2006)
Система смазки — общие сведения
Система смазки всех двигателей комбинированная – под давлением и разбрызгиванием в виде масляного тумана. На всех бензиновых двигателях используется всесезонное масло класса вязкости по SAE от 15W-40 до 5W-20, в зависимости от климатических условий.
Масляный насос — описание конструкции
Конструктивное исполнение масляного насоса показано на рисунке 5.17. Масляный насос типа «Duocentic» с трохоидальным зацеплением, приводимым во вращение от коленчатого вала через цепную передачу. Установленный в поддоне двигателя, он забирает масло.
Масляный фильтр — описание конструкции
Конструктивное исполнение масляного фильтра показано на рисунке 5.18. Масляный фильтр имеет сменный фильтрующий элемент типа Mann Н296/3х. Периодичность замены масляного фильтра – при каждой смене масла – 15 000 км или по указанию диагностического.
Система охлаждения — описание конструкции
Конструктивное исполнение трубопроводов системы охлаждения двигателя показано на рисунке 5.19. Система охлаждения двигателя жидкостная, герметичная с принудительной циркуляцией. Система охлаждения включает: рубашки охлаждения (головки и блока.
Замена масляного насоса
Снятие масляного насоса необходимо проводить в следующем порядке. Снять пластину жесткости и слить масло из двигателя. Снять нижнюю часть (поддон) масляного картера двигателя. Отвернуть гайку М10х1,0 (25, см. рис. 5.15) и снять звездочку (24).
Замена уплотнения направляющей трубки маслоизмерительного щупа
Замену уплотнения направляющей трубки маслоизмерительного щупа необходимо проводить в следующем порядке. Снять впускной коллектор, слить масло из двигателя и отправить его на утилизацию. Расфиксировать и отсоединить вакуумный трубопровод (1, рис.
Указания по выполнению работ на системе охлаждения
При выполнении работ на системе охлаждения всегда существует опасность получения ожога паром, поэтому все работы проводить только на остывшем двигателе. Открывать систему охлаждения следует только на остывшем двигателе, чтобы исключить попадание.
Снятие и установка быстродействующих муфт
Снятие быстродействующих муфт необходимо проводить в следующем порядке. Вынуть фиксатор (1 и 2, рис. 5.160) в направлении, указанном стрелками, и отсоединить шланги. Проверить уплотнительные кольца круглого сечения (1, рис. 5.161), при установке на.
Замена охлаждающей жидкости
Внимание! Замену охлаждающей жидкости в проводить только на холодном двигателе, из-за возможности получить ожоги ее парами. Защитить генератор от загрязнения. Разместить емкость для сбора охлаждающей жидкости в месте ее слива. Заливать охлаждающую.
Замена насоса охлаждающей жидкости
Привод насоса охлаждающей жидкости осуществляется поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. Спереди, на валу насоса закреплена крыльчатка вентилятора с вязкостной муфтой. Конструктивное исполнение насоса охлаждающей жидкости приведено.
Замена термостата системы охлаждения
Внимание! Все работы выполнять только на холодном двигателе из-за вероятности ожога парами охлаждающей жидкости. Замену термостата системы охлаждения двигателя необходимо проводить в следующем порядке. Снять переднюю панель защиты вспомогательных.
Замена радиатора системы охлаждения
Замену радиатора системы охлаждения двигателя необходимо проводить в следующем порядке. Снять кожух вентилятора с электровентилятором. Снять переднюю панель защиты вспомогательных механизмов двигателя. Снять пластину жесткости и слить охлаждающую.
Замена кожуха электровентилятора с его приводом
Замену кожуха электровентилятора с его приводом необходимо проводить в следующем порядке. Считать информацию из ЗУ неисправностей ЭБУ КСУД (DME). Выключить зажигание. Внимание! Не класть среднюю часть передка на выводы системы принудительного.
Система охлаждения — описание конструкции
Конструктивное исполнение трубопроводов системы охлаждения двигателя показано на рисунке 5.19.
- рубашки охлаждения (головки и блока цилиндров);
- алюминиевый радиатор с поперечным потоком;
- насос охлаждающей жидкости;
- термостат;
- привод насоса охлаждающей жидкости;
- расширительный бачок;
- девяти лопастной вентилятор с мязкостной муфтой;
- теплообменник системы обогрева и вентиляции, датчик температуры охлаждающей жидкости и саму охлаждающую жидкость.
Давление проверки герметичности системы охлаждения – 1,5 кгс/см 2 .
Радиатор предназначен для отвода тепла от охлаждающей жидкости и выполнен в виде горизонтально расположенного набора алюминиевых трубок с правым и левом бачками. Радиатор со стороны двигателя прикрыт кожухом, в котором смонтирован вентилятор.
Шланги подвода охлаждающей жидкости закрепляются на патрубках радиатора винтовыми хомутами. Кронштейны крепления радиатора к кузову резинометаллические.
На автомобилях с автоматической коробкой переключения передач (АКПП) в радиатор встроен охладитель масла. Рабочее давление в системе АКПП – 8,0 кгс/см 2 .
Конструктивное исполнение насоса охлаждающей жидкости показано на рисунке 5.20.
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, смонтирован на передней торцевой стенке блока цилиндров двигателя. Валик насоса приводится во вращение многоручьевым ремнем одновременно с генератором, насосом привода гидроусилителя рулевого управления (и компрессора кондиционера) от шкива коленчатого вала. Включением вентилятора управляет вязкостная муфта. На двигателях устанавливается ремень марки «Hutchinson». Ремень привода имеет размер 5Кх1007, при наличии кондиционера – 7K-LBx1629. Требуемое натяжение ремня обеспечивается автоматически.
Термостат (7) предназначен для включения и отключения большого круга циркуляции охлаждающей жидкости двигателя, в зависимости от его температурного состояния. Температура начала открытия основного клапана – 88±5°С. Температура полного открытия основного клапана – 105 °С. Полный ход тарелки основного клапана – 8,0 мм.
Расширительный бачок (13, см. рис. 5.19) служит для заправки системы охлаждающей жидкостью, объемом, обеспечивающим сохранение расширяющейся, при повышении температуры жидкости, и для связи системы охлаждения с окружающей средой, при повышении или понижении давления в системе охлаждения.
Давление открытия редукционного клапана в крышке расширительного бачка – 1,8–2,1 кгс/см 2 . Разряжение открытия вакуумного клапана в пробке расширительного бачка 0,1 кгс/см 2 .
Вентилятор девяти лопастной, установлен на валу насоса охлаждающей жидкости и предназначен для создания потока воздуха через радиатор. Крыльчатка вентилятора имеет диаметр 420 мм и связана с приводом насоса охлаждающей жидкости через вязкостную муфту, изготовленную фирмой «Holset» или «Fichtel und Sachs». Включение и выключение вязкостной муфты вентилятора зависит от температуры двигателя и от частоты вращения его коленчатого вала.
Осевой зазор ротора вязкостной муфты – не более 0,4 мм.
Радиальный зазор ротора вязкостной муфты – не более 0,45 мм.
Температура включения вентилятора 88 – 96°С, температура отключения вентилятора – 60–65 °С.
Датчик температуры (4) охлаждающей жидкости трех контактный, установлен на штуцере с левой стороны головки блока цилиндров двигателя. Сигналы с датчика направляются в ЭБУ двигателя для расчета необходимого расхода топлива для требуемого мощностного режима.
Охлаждающей жидкостью является антифриз, при его замене обязательно промыть систему охлаждения умягченной водой или специальными составами. Дать двигателю поработать 3 – 5 минут, слить воду и продуть систему сжатым воздухом.
Емкость системы охлаждения двигателя, включая отопитель салона, – 12,2 л. Периодичность замены охлаждающей жидкости – каждые 2 года эксплуатации.