Согласно новому закону, с первого дня 2017 года каждый новый автомобиль, выпущенный в России или ввезенный в страну из-за границы, должен будет иметь оборудование ЭРА-ГЛОНАСС, которое в случае ДТП мгновенно передаст координаты места, где произошла авария. Кроме того, водитель, если ему потребуется помощь, сам сможет связаться с диспетчером, нажав на специальную кнопку SOS.
Содержание:
- История развития ЭРЫ-ГЛОНАСС
- Как работает ЭРА-ГЛОНАСС
- Обязательная установка с 2017 года
- Что ждет потребителя
- Видео о работе ЭРА-ГЛОНАСС
Разработчики оборудования и инициаторы законопроекта уверены, что система ЭРА-ГЛОНАСС поможет повысить безопасность дорожного движения и снизить уровень смертности.
История развития ЭРЫ-ГЛОНАСС
Сначала стоит немного становиться на истории возникновения системы, работающей по аналогичному с GPS принципу.
Когда средство только начало разрабатываться, никто и подумать не мог, что настанет время, когда его станут использовать во всех автомобилях. Работы по созданию системы экстренного реагирования при авариях начались в далеком 2000 году. Лишь 10 лет спустя пошли первые разговоры о возможной в обозримом будущем обязательной установке ЭРА-ГЛОНАСС: сторонники законопроекта (впрочем, в 2010 году никакого закона не было и в помине, а всего лишь велись его обсуждения) утверждали, что более 50% людей, получивших тяжелые травмы из-за ДТП, можно было бы спасти, если бы врачи прибыли на место аварии быстрее.
Реализация проекта потребовала колоссальных финансовых вложений, которые полностью взяло на себя государство.
Точные цифры неизвестны, но к 2015 году затраты составили уже 4,5 млрд. рублей (сюда не входят расходы на создание самой системы, в процессе разработки которой было проведено несколько неудачных запусков спутников), также сообщалось, что ежегодные траты на поддержание работоспособности системы будут составлять около 1,5 млрд. рублей.
В итоге к 2016 году установить ЭРА-ГЛОНАСС должны были на весь пассажирский и грузовой транспорт, а, начиная с января 2017 года, как гласит закон ЭРА-ГЛОНАСС, подобные устройства обязаны будут иметь все новые машины в стране.
Как работает ЭРА-ГЛОНАСС
О GLONASS в последние пару лет говорили так много, что, наверное, не осталось ни одного человека, который никогда не слышал бы такого слова. Если слышали многие, то, как именно работает модуль ЭРА-ГЛОНАСС, представляют не все.
В каждый автомобиль устанавливается прибор, чем-то напоминающий обыкновенный сотовый телефон (у него есть сим-карта, навигационный модуль, антенна и динамик), и датчики.
Порядок работы следующий:
- При срабатывании датчиков (они отреагируют при столкновении с другим автомобилем или при переворачивании транспортного средства) осуществляется экстренный вызов вне зависимости от желания водителя (впрочем, нажать кнопку SOS можно и самостоятельно при необходимости).
- Система автоматически определяет координаты места происшествия и фиксирует факт ДТП.
- С помощью GSM (как уверяет Минтранс, более 95% федеральных дорог охвачены этой сетью, как обстоят дела с дорогами региональными, серьезных аварий на которых случается ничуть не меньше, неизвестно) осуществляется связь со службой спасения. Оператор единой службы оказания помощи тут же попытается связаться с водителем и пассажирами.
Модуль, помимо координат, передает в контактный центр информацию о том, пристегнуты ли были пассажиры в момент ДТП или нет, VIN-номере автомобиля и других его характеристиках (цвет кузова, тип топлива и пр.), скорости в момент столкновения и иных необходимых параметрах, зная которые можно оказать более полную и квалифицированную помощь.
Устройство ЭРА-ГЛОНАСС способно передавать данные с помощью сети любого мобильного оператора на территории РФ. Несмотря на обилие важной информации в одном сообщении, его размер не будет превышать 140 байт, благодаря чему отправить его получится даже при низком уровне сигнала. Время для передачи данных в колл-центр составляет 10 секунд.
ЭРА-ГЛОНАСС: обязательная установка с 2017 года
Требование об обязательном оснащении автомобилей модулем для вызова оперативных служб вступает в законную силу с 1 января 2017 года. С этого же числа в паспорте всех выпускаемых машин должна стоять отметка об установке подобного модуля.
Правда, тут тоже есть свои тонкости: если компания-импортер успеет до последнего дня 2016 года получить сертификат на транспортное средство, то продаваться оно сможет в России и без модуля до самого конца 2019 года.
С производством оборудования имеются некоторые сложности: стоит оно порядка 200 евро, а выпускать его смогут любые предприятия, занятые в сфере электроники. Зато выдавать лицензию, без которой даже работоспособный прибор не может быть использован, может лишь АО ГЛОНАСС. Будучи монополистом, компания установила заоблачные цены на свои услуги, ввиду чего немалая часть производителей оборудования будет вынужденной покинуть рынок.
Первым российским автомобилем с ГЛОНАСС стала Лада Веста.
Что ждет потребителя?
Поскольку для прохождения сертификации придется потратить значительные денежные средства (около 1 миллиона евро для каждой модели), ряд автопроизводителей может на долгое время, если не навсегда, исчезнуть с российского рынка. Например, первыми кандидатами «на вылет» считают такие компании как «Ягуар» и «Роллс-Ройс»: машины, выпускаемые ими, стоят дорого, и затраты на прохождение процедуры просто-напросто могут не окупиться из-за недостаточного уровня продаж.
Для крупных компаний создание устройств для работы в системе ГЛОНАСС не является таким уж затратным мероприятием, чего нельзя сказать о расходах, связанных с сертификацией оборудования. Более того, зарубежные автопроизводители не понимают, зачем вообще это нужно делать, если уже и так существует давно отлаженная система GPS. В связи с этим, не исключено, что недоступными для россиян могут оказаться далеко не одни дорогостоящие модели.