Силовой бампер — правомерна ли его установка?
Силовой бампер – неотъемлемый атрибут любого внедорожника. Помимо функций защиты автомобиля от неожиданных препятствий, он снабжен конструкцией для монтажа лебедки, а так же специальными местами для установки реечного домкрата, что позволяет удобно и безопасно работать с ним. Работа с лебедкой тоже покажется Вам удобнее, чем при скрытой установке внутри штатного бампера – в “силовике” предусмотрены необходимые технологические вырезы и отверстия. Но насколько законна установка силовых бамперов сейчас?
Тех. регламент
Не так давно все автомобильные сообщества просто сотрясались по поводу выхода нового “Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств” (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc.. и http://www.referent.ru/1/165091) . Причиной тому – запрет на установку “кенгурятников” (пункт 6). Мнение, о том, что в последней редакции из запрета исключили категорию “G” (внедорожники) – ошибочно. “G” не является отдельной категорией, и не может применяться отдельно от основной категории (пункт 1.2.3 Приложения № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств “Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента о безопасности колесных транспортных средств”). Внедорожники являются подвидом категории M1 и обозначаются M1G (или N1 и N1G – пикапы). Поскольку запрет на установку стальных “кенгурятников” распространяется на всю категорию М1 и N1 , то он распространяется и на подкатегории M1G и N1G. Фраза “включая транспортные средства повышенной проходимости”, которая присутствовала в первой редакции, была избыточной, поэтому она была исключена. Таким образом, установка стальных кенгурятников запрещена!
Регламент не при чем
Но, для тех, кто установил или собирается установить на свой автомобиль силовой бампер этот запрет никакого значения не имеет. Почему? Все очень просто: “Кенгурятник” и “Силовой бампер” – это абсолютно разные вещи. Понятия “кенгурятник” вообще не существует – это чисто жаргонное выражение. Вот как определяет “кенгурятник” технический регламент (раздел II пункт 6): “конструкция, выступающая вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности”. Иными словами “Кенгурятник” – это то, что перед бампером, а сам бампер, даже с защитной дугой – это вовсе не кенгурятник и под запрет не попадает! Так же под этот запрет не попадают любые “защиты” и другие силовые элементы, которые не выступают перед бампером.
Изменение конструкции ТС
Но не торопитесь радоваться. Если вы ставите на свой автомобиль силовой бампер, то это уже изменение конструкции транспортного средства, которое должно быть разрешено ГИБДД, о чем будет сделана соответствующая запись в ПТС. Получать это разрешение обязывает документ с длинным названием “Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”, который гласит: “Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств: . 7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации”. Это означает, что установив силовой бампер без разрешения — Вы становитесь нарушителем.
Что же полагается за такое нарушение? В соответствии с “Кодексом РФ об административных правонарушениях” (КоАП РФ) за это полагается штраф в размере 100 руб.: ”Статья 12.5, часть 1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей“.
Регистрация изменений в ГИБДД
Чтобы не быть нарушителем необходимо получить разрешение на внесенные изменения в конструкцию автомобиля. Процедура эта не сложная, но отнимает немало времени. Сначала Вам необходимо собрать все требуемые документы:
• Копия сертификата на бампер, заверенная печатью организации, где был приобретен.
• Заявление-декларация о внесении изменений в конструкцию транспортного средства.
• Копия сертификата, на установку дополнительного оборудования, заверенного печатью.
• Заказ-наряд на установку бампера.
Первое прилагается к бамперу при приобретении, остальное выдается организацией производившей установку. Если Вы установили бампер самостоятельно, то придется брать заключение экспертной конторы, о том, что переделка не является опасной. Такое заключение обойдется недешево, поэтому экономить на самостоятельной установке не стоит.
Когда все документы будут на руках, необходимо отправиться в МРЭО ГИБДД по месту регистрации транспортного средства к эксперту по спецтехнике и дополнительному оборудованию. У эксперта Вам необходимо будет написать заявление на регистрацию изменений. После проверки всех документов экспертом, Вас направят на внеплановый ГТО (Тех. Осмотр). С пройденным осмотром Вы снова возвращаетесь в МРЭО, на этот раз к начальнику, который и подпишет заявление. Вам останется лишь отсидеть традиционную очередь в МРЭО с осмотром автомобиля на площадке. После получения заветной записи в документах силовой бампер узаконен.
Что же на деле?
Собрав все необходимые сертификаты, декларации и даже заполнив заявление, я так и не нашел времени на прохождение процедуры регистрации, решив: “когда начнут часто штрафовать — тогда и буду тратить свое время на бюрократию”. Четвертый год весь комплект документов ездит под козырьком моего автомобиля. За это время ни одного штрафа мне так никто и не выписал, а документы я доставал лишь однажды, при прохождении ГТО.
Отсутствие интереса к установленным силовым бамперам со стороны инспекторов ГИБДД, предположительно, связано с тем, что контроль за техническим состоянием автомобилей должен производиться только на стационарных постах ГИБДД инспекторами технического надзора — об этом должна быть запись в удостоверении инспектора (в соответствии с приказом МВД №1240). Кроме того, контроль должен производиться только сертифицированными и поверенными средствами технического диагностирования. Кроме того, останавливать автомобиль только лишь потому, что он оборудован силовым бампером – неправомерно. Сама установка не является нарушением, нарушение – это отсутствие разрешения, а его определить по внешним признакам нельзя.
Если, при проверке документов на стационарном посту, инспектора технического надзора еще можно встретить, то какое средство технического диагностирования следует применять для определения наличия изменений конструкции автомобиля – непонятно. В итоге гораздо проще ловить за “встречку” или “превышение”, чем доказывать водителям, что у них незаконно установлен силовой бампер. На момент написания этой статьи мне были известны только случаи проблем у владельцев внедорожников с силовым бампером при совершения регистрационных действий с автомобилем (например, продажа).
Для своего внедорожника я специально выбирал такой силовой бампер, чтобы его можно было легко снять вместе с лебедкой и вернуть на место штатный, например, в случае прохождения тех. осмотра. Но до сих пор этого так и не потребовалось — комплекта документов для ГТО оказалось достаточно, а штатный бампер так и лежит у дальней стенки в гараже…
Если у инспектора появились вопросы
При общении с инспектором на тему силового бампера следует помнить:
1. Силовой бампер – это не кенгурятник, он не запрещен!
2. По действующему законодательству (на момент написания этой статьи) за установленный силовой бампер при отсутствии соответствующей записи в документах, Вам полагается только штраф 100 рублей по 12.5 ч.1!
3. Инспектор не имеет законных оснований снимать номерные знаки или производить “задержание” транспортного средства (Нарушение при которых осуществляется снятие ГРЗ и задержание ТС описаны в статье 27.13 части 1 и 2 КоАП РФ и 12.5 ч.1 туда не входит).
Если это происходит – сообщайте о неправомерных действиях инспектора по телефону доверия: (812) 335-43-80 и “02”. В крайнем случае обращайтесь в Управление собственной безопасности ГУВД Санкт-Петербурга и Лен. области по тел. (812) 541-02-02.
Силовой бампер
Стальной кенгурятник
Пластиковый кенгурятник