Chevrolet El Camino: и в церковь, и свинок возить
Среди пользователей зарубежных сайтов при ответе на вопрос о том, какую модель непременно стоит возродить GM, регулярно всплывает звучное и красивое имя — El Camino. Очень специфичный и, без сомнения, ставший культовым автомобиль, сочетающий в себе черты купе, внедорожника и пикапа, выпускался General Motors между 1959—1960 и 1964—1987 годами. А появился он как попытка американцев ответить на успех земляков из Ford с их моделью Ranchero. За саму же идею создания этого класса машин фанатам автомобильной классики следует благодарить жену скромного австралийского фермера, разводившего свиней.
Место, где впервые обрела очертания идея утилитарного легкового автомобиля с открытой платформой, – Австралия. Конструкторам здешнего подразделения Ford ее подарила жена простого фермера из Джилонга, штат Виктория. В своем письме в Ford Australia, датированном 1932 годом, она писала, что их семье не помешало бы «транспортное средство, пригодное для того, чтобы доехать в церковь в воскресенье, а в понедельник перевезти свиней на рынок». Письмо попало на стол главы Ford Australia Хьюберту Фрэнчу. Вместо того чтобы отделаться вежливым отказом, он решил посоветоваться о перспективах такого авто с менеджером по продажам Скоттом Инглисом. В результате тот вместе с управляющим заводом Ford Australia Слимом Вестманом отправился в конструкторский отдел компании, состоявший в 1932 году… из одного человека.
Им был 22-летний Льюис Торнет Бандт. Молодой человек уже имел приличный опыт работы в качестве дизайнера Ford. На этом посту он оставался вплоть до 1976 года, успев в промежутке, который совпал с годами второй мировой, отдать часть своего таланта авиации – он проектировал навесные топливные баки для истребителей Spitfire и Thunderbolt. Молодой дизайнер быстро воплотил идею в чертежи, и уже в 1934 году компания выпустила первый автомобиль типа Ute.
В ходе создания первого Ute пришлось решать проблему прочности конструкции. Нельзя было просто отпилить часть кабины и заменить ее грузовой платформой: груженый авто мог переломиться пополам, поскольку точки крепления кузова к раме изменились и выросла грузоподъемность. Конструкцию укрепили еще одной стойкой, в месте соединения кабины и платформы.
Всего через несколько недель Бандт построил два прототипа с колесной базой 112 дюймов и грузовой платформой в 5 футов 5 дюймов, способных перевозить груз весом в 1200 фунтов (540 кг). После презентации прототипов Скотт Инглис санкционировал запуск ограниченной серии из 500 автомобилей, и первые утилитарные купе сошли с конвейера в Джилонге в 1934 году. Запуск модели обошелся компании в 10 000 фунтов стерлингов. Необычно комфортный для фермерского авто, Ford Ute был быстро принят в качестве необходимого атрибута сельской жизни и завоевал признание как идеальный автомобиль фермера или торговца.
Успех конкурентов не остался незамеченным, и дочерняя компания концерна GM, австралийская Holden, выпустила свой пикап-купе в 1935 году. В рекламном ролике Holden (см. ниже) наглядно показано, как эволюционировал этот тип автомобилей GM на Зеленом континенте.
Шевроле эль камино пикап
В 1964 г., после четырёхлетнего отсутствия на рынке, Chevrolet El Camino возродилась на новой среднеразмерной платформе A-body с колёсной базой 115″ (2921 мм). Как и в случае с полноразмерной моделью 1959-1960 гг., это был наполовину легковой автомобиль, наполовину пикап с металлической грузовой платформой. В сравнении с грузовиками серии C10 его грузоподъёмность была небольшой, потому что в основе Chevrolet El Camino лежала стандартная рама от Chevrolet Chevelle с ведущим мостом на винтовых пружинах. Дизайн передней части, обновлявшийся ежегодно, у El Camino и Chevelle был одинаковым. Сзади El Camino выглядела несколько иначе, потому что наличие откидного борта определяло вертикальную форму задних фонарей. В салоне базовая Chevrolet El Camino имела самую простую отделку с резиновым полом, как у серии Chevelle 300, а El Camino Custom отличалась ковровым покрытием и более комфортабельным диваном с тканево-виниловой обивкой. За дополнительную плату можно было заказать отдельные ковшеобразные сиденья Strato и напольную консоль с рычагом КПП.
Chevrolet El Camino 1964 г. оснащалась всеми двигателями, которые были доступны для Chevelle: 3.2-литровым рядным 6-цилиндровым мощностью 120 л.с., 3.8-литровым 6-цилиндровым мощностью 155 л.с. и 4.6-литровым V8 283 мощностью 195 или 220 л.с. К концу года к ним присоединился 5.4-литровый V8 327 мощностью 250 или 300 л.с., а в 1965 г. появилась его высокопроизводительная версия L79 мощностью 350 л.с. С 1966 г. на пикап можно было установить даже большеблочный 6.5-литровый мотор V8 396 мощностью 325, 360 или 375 л.с. Пакета SS (Super Sport) для El Camino ещё не предусматривалось, но многим владельцам моделей 1966 и 1967 гг. не составило труда раздобыть соответствующие значки. Модификации с меньшими моторами комплектовались 3-ступенчатой механической или 2-ступенчатой автоматической коробкой передач, а большие V8 обычно заказывали с 4-ступенчатой механической коробкой передач. В 1967 г. в список опций вошли передние дисковые тормоза и 3-ступенчатая автоматическая трансмиссия Turbo Hydramatic.
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Chevrolet El Camino Custom |
Годы выпуска | 1965 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Категория | Muscle-кары |
Тип кузова | Двухдверный пикап |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 5354 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 11.0:1 |
Максимальная мощность | 350 л.с. при 5800 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 488 Нм при 3600 об/мин |
Трансмиссия | 4-ступенчатая механическая |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Барабанные гидравлические |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёса | 14″ |
Колёсная база | 2921 мм |
Chevrolet El Camino Custom (1966)
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Chevrolet El Camino Custom |
Годы выпуска | 1966 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Категория | Muscle-кары |
Тип кузова | Двухдверный пикап |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 6489 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 10.2:1 |
Максимальная мощность | 360 л.с. при 5200 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 570 Нм при 3600 об/мин |
Трансмиссия | 4-ступенчатая механическая |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Барабанные гидравлические |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёса | 14″ |
Колёсная база | 2921 мм |
Chevrolet El Camino SS (1967)
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Chevrolet El Camino SS |
Годы выпуска | 1967 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Категория | Muscle-кары |
Тип кузова | Двухдверный пикап |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 6489 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 10.2:1 |
Максимальная мощность | 325 л.с. при 4800 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 556 Нм при 3200 об/мин |
Трансмиссия | 4-ступенчатая механическая |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёсная база | 2921 мм |
Chevrolet El Camino (1968)
В 1968 г. Chevrolet El Camino получила новый кузов с наклонными стойками крыши, на платформе A-body с удлинённой до 116″ (2946 мм) колёсной базой, как у седанов и универсалов Chevelle. Внешняя и внутренняя отделка El Camino теперь соответствовала серии Chevelle Malibu. Базовая El Camino оснащалась 3.8-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 140 л.с., 4.1-литровым 6-цилиндровым мощностью 155 л.с., 5-литровым V8 307 мощностью 200 л.с. и 5.4-литровым V8 327 мощностью 275 или 325 л.с. Высокопроизводительная версия El Camino SS предлагалась с 6.5-литровым мотором V8 Turbo-Jet 396 мощностью 325, 350 или 375 л.с. в паре с 4-ступенчатой механической или 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. Как и в линейке Chevelle, модификация SS отличалась спортивными колёсами и чёрной решёткой радиатора. За доплату её можно было оборудовать передними дисковыми тормозами, самоблокирующимся дифференциалом Positraction и ковшеобразными сиденьями, разделёнными консолью.
В 1969 г. 5.4-литровый двигатель V8 327 был заменён 5.7-литровым V8 350 мощностью 255 или 300 л.с. В 1970 г. то же самое произошло с 6.5-литровым V8 396, который уступил место 6.6-литровому V8 402 мощностью 330, 350 или 375 л.с. На El Camino SS в 1970 г. был установлен 7.4-литровый мотор V8 454 мощностью 360 или 450 л.с., превративший её в самый быстрый пикап, когда-либо произведенный в США. Пакет SS был доступен с теми же опциями, что и на модели Chevelle, включая двойные гоночные полосы, внешние защёлки капота и воздухозаборник у основания лобового стекла, открывавшийся при нажатии педали газа. После 1970 г. мощность силовых агрегатов снизилась в связи с переходом на неэтилированный бензин. В 1972 г. в пересчёте по методу SAE net она составила 110 л.с. для 4.1-литрового 6-цилиндрового двигателя, 130 л.с. для 5-литрового V8 307, 165 или 175 л.с. для 5.7-литрового V8 350, 240 л.с. для 6.6-литрового V8 402 и 270 л.с. для 7.4-литрового V8 454. Пакет SS в 1971-1972 гг. предлагался с любым опционным V8.
Продажи Chevrolet El Camino второго и третьего поколений были следующими: 32548 ед. в 1964 г., 34724 ед. в 1965 г., 35119 ед. в 1966 г., 34830 ед. в 1967 г., 41791 ед. в 1968 г., 48385 ед. в 1969 г., 47707 ед. в 1970 г., 41606 ед. в 1971 г. и 57147 ед. в 1972 г. Эти показатели приведены без учёта модели GMC Sprint — двойника El Camino, представленного в 1971 г.
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Chevrolet El Camino |
Годы выпуска | 1968 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Произведено | 41490 |
Категория | Mid-size (D) |
Цена | 2505 $ |
Тип кузова | Двухдверный пикап |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | Рядный 6-цилиндровый |
Объём двигателя | 4093 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | Карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 8.5:1 |
Максимальная мощность | 155 л.с. при 4200 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 319 Нм при 1600 об/мин |
Трансмиссия | 2-ступенчатая автоматическая Powerglide |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Барабанные гидравлические |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёсная база | 2946 мм |