Новые Tahoe для полиции: тягач и дорожный перехватчик
Игорь Владимирский
Концерн General Motors выпускает полицейские версии внедорожников Chevrolet Tahoe с 1997 года. Они не так популярны у американских правоохранителей, как Ford Explorer, на который приходится почти половина закупок, но и уже заработанную долю этого специализированного рынка GM терять не хочет, поэтому показал две заводские спецверсии на базе нового Tahoe еще до старта продаж гражданских моделей.
Вариант SSV (Special Service Vehicle) не слишком примечателен. У него минимум технических отличий от обычного Tahoe, полноприводная трансмиссия установлена «в базе», а за доплату предложены понижающая передача и сцепное устройство, чтобы таскать прицепы массой до 3,7 тонны.
Куда интереснее Chevrole Tahoe PPV (Police Pursuit Vehicle). Этот рамный бегемот адресован дорожной полиции и заточен на скоростное преследование нарушителей! Подвеска серьезно переделана (напомним, сзади у нового Tahoe многорычажка): здесь иные пружины, амортизаторы и стабилизаторы, уменьшенный дорожный просвет, а в итоге — более точная управляемость и не столь пугающие крены в поворотах.
На передней оси установлены тормоза Brembo с дисками диаметром 406 мм и шестипоршневыми механизмами, а сзади — усиленный дифференциал повышенного трения. Причем по умолчанию Tahoe PPV имеет только задний привод. Трансмиссия 4х4 — опция, а «понижайка» не предложена вовсе. Новые шины Firestone Firehawk Pursuit, специально разработанные для полицейского Tahoe, позволили сократить тормозной путь со 100 км/ч на сухом асфальте на 3,4 м.
Обе полицейские модификации оснащены доработанным двигателем V8 5.3 (360 л.с.): он имеет клапанные крышки с улучшенным охлаждением от Camaro. Установлен более эффективный масляный радиатор. Десятиступенчатый «автомат» тоже обрел более эффективную систему охлаждения.
Электросистема полицейских внедорожников доработана для упрощения установки специализированного оборудования. В передней части салона предусмотрен 31 вывод для внешних устройств, в багажнике — еще 56, а для управления самыми важными функциями можно «переподключить» штатные кнопки на руле. Для питания установлены два аккумулятора, чтобы во время стоянки можно было заглушить двигатель. Наконец, спецверсии имеют оригинальные, более «свободные» передние сиденья, чтобы на них с комфортом разместились полицейские в полной амуниции.
Концерн General Motors обещает начать поставки новых Tahoe для полиции уже в этом году.
Интерцепторы: прошлое и настоящее полицейских автомобилей США
Практически в каждой стране мира существует такое явление как автомобили специального назначения, которые используются органами правопорядка. Мы, к примеру, уже рассказывали об истории милицейских автомобилей в СССР. В Соединенных Штатах Америки, которые являются одним из самых «автомобильных» государств нашей планеты, спецтранспорт для полицейских имеет практически такую же длинную и богатую историю, как и сам американский автопром.
В 1899 году инженер-механик Франк Лумис построил первый полицейский автомобиль вагонной компоновки, который использовался в городе Акрон (штат Огайо). Изюминкой его конструкции был силовой агрегат: в качестве источника тяги использовался… электродвигатель! Правда, особыми ходовыми характеристиками вагонетка не блистала: её максимальная скорость составляла всего 16 миль/ч (менее 30 км/ч), а запас хода на одной зарядке не превышал 30 миль (48 километров). Необычный спецтранспорт занимался доставкой в участок подвыпивших граждан, для чего были предусмотрены специальные носилки.
Уже в начале ХХ века американским стражам порядка стало ясно, что гоняться за автомобилистами-нарушителями на велосипедах или гужевом транспорте не имеет особого смысла. Именно поэтому полицейские департаменты начали пересаживаться на автомобили. Разумеется, первым массовым транспортным средством для копов стала «жестянка Лиззи» — Ford Model T, который при своей простоте и доступности все же был достаточно быстрым и вместительным. Правда, полицейским пришлось покупать стандартные машины и дорабатывать их самостоятельно — нехитрые новшества сводились к специальной раскраске и дополнительным световым приборам.
Полицейский спецтранспорт – начало
Однако в 1919 году Ford впервые выпустил модификацию, разработанную специально по запросу полицейских. Model T с однообъемным кузовом отличался изолированным отсеком — специальной металлической клеткой, которая отделяла правонарушителей от правоохранителей. Эта особенность конструкции была особенно ценна при транспортировке нетрезвых дебоширов или особо опасных преступников.
В двадцатые годы полицейские машины получили еще одно новшество — радиосвязь, что позволяло копам всегда оставаться на связи с полицейским участком.
В следующее десятилетие в связи с разгулом преступности и регулярными бандитскими «разборками» с перестрелками многие департаменты стали закупать бронированные автомобили. После так называемой «Канзасской Резни» большую популярность в Штатах получил специально подготовленный автомобиль Plymouth “Hot Shot” 1933 года, который приобрело управление полиции города Канзас. Интересно, что бронированием машин занимались специализированные предприятия по всей стране — например, Federal Laboratories of Pittsburgh, Perfection Windshield, Evans Armored Car of Indianapolis и Smart Safety Engineering of Detroit.
Но и Ford не терял своих позиций благодаря тому, что относительно недорогая модель Model B оснащалась довольно мощной V-образной «восьмеркой», которая по развиваемой мощности (85 л.с.) почти втрое превосходила показатели первой массовой полицейской машины Model T и могла разгоняться аж до 145 км/ч! Восьмицилиндровым Фордом с удовольствием пользовались как знаменитые преступники вроде Бонни и Клайд, так и те, кто их преследовал. И на некоторое время за этой моделью в штатах даже закрепилось прозвище “Death Car” – машина смерти.
В тридцатые годы на Ford с мотором V8 ездили и гангстеры, и полицейские
На фото: полицейский автомобиль Ford V8 1942 года
В сороковые годы полицейские автомобили отличались от гражданских разве что радиосвязью, светосигнальными приборами и раскраской кузова
Развитие и особенности полицейских машин США
В начале пятидесятых годов американские автопроизводители начали предлагать так называемые «полицейские пакеты» – наборы опций, которые пользовались наибольшим спросом у полиции.
Поскольку в США нет единого полицейского управления, в каждом населённом пункте штата может существовать своё полицейское ведомство — департамент, который закупает автомобили у производителей напрямую и независимо, руководствуясь собственными потребностями и бюджетом. Именно поэтому в разных округах и штатах полицейский парк может отличаться как по маркам и моделям, так и по цветовой гамме.
Марка Chevrolet наряду с Ford тут же активно включилась в битву за заказчиков из полиции
Департаменты сразу обратили внимание на пакетные предложения нескольких производителей.
Первым был, разумеется, Ford, представивший свой пакет в 1950 году, затем аналогичные комплектации предложили Chevrolet (1955 год) и Dodge (1956 год). К этому периоду Ford достаточно уверенно лидировал в отрасли, удерживая около 70% от общего количества поставок новых автомобилей в полицейские департаменты.
В пятидесятые Ford оставался наиболее популярным «полискаром»
Чем же Ford снова смог завоевать расположение копов? Полицейская модификация отличалась от стандартного седана Mainline усиленной подвеской, а также более удобными сиденьями. Продолжая начатую в тридцатые годы традицию, Ford стал оснащать относительно небольшой автомобиль мощным V8, благодаря чему в погонях на хайвэях полицейские были кошками, а не мышками. В этот момент департаменты начали отказываться от закупок дорогих моделей «лакшери»-брендов, сосредоточившись на наиболее популярных недорогих седанах «стандартного» размера от Ford, Dodge и Chevrolet.
Полицейские автомобили Dodge выделялись на фоне Фордов и Шевроле своим аэрокосмическим дизайном
В шестидесятые годы за «госзаказы» с Ford попытался бороться концерн General Motors, а в конце десятилетия в лидеры «дорожных стражей» выбился Plymouth с мощным мотором V8, который благодаря автоматической трансмиссии и торсионной подвеске был комфортабельным и удобным «полискаром».
Chevrolet одним из первых предложил полицейским специальную версию своего внедорожника
Plymouth с V8 в начале семидесятых считался одним из лучших вариантов для автопарка полицейских департаментов. Ситуация резко изменилась после грянувшего энергетического кризиса
Однако разразившийся в начале семидесятых энергетический кризис заставил департаменты наряду с остальными потребителями пересесть на более компактные машины, ведь к концу семидесятых популярные седаны Ford, Dodge и Chevrolet изрядно «усохли» в размерах.
В восьмидесятые годы фордовский седан LTD, а также Chevrolet Caprice стали одними из наиболее популярных и массовых полицейских автомобилей, поскольку они позволяли копам достаточно эффективно решать большинство ежедневных рутинных задач, связанных с охраной правопорядка.
Chevrolet Caprice первого поколения также пользовался спросом у департаментов полиции штатов
Седан с голубым овалом во многих штатах стал неизменным транспортным средством копов
Однако, как выяснилось после обновления автопарка, из-за падения мощности двигателей на традиционных седанах полицейские далеко не всегда могли эффективно преследовать нарушителей, особенно если последние двигались по автомагистралям на масл-карах или мощных европейских автомобилях – например, BMW или Porsche.
Поэтому для преследования подобных «скоростных» правонарушителей начали использовать так называемые пони-кары — такие как Chevrolet Camaro с полицейским кодом B4C и Ford Mustang SSP. Произошло это после того как в 1979 году калифорнийский департамент Highway Patrol в рамках программы изучения нестандартных транспортных средств заказал у Chevrolet несколько экземпляров Camaro Z28, которые отличались от стандартного автомобиля «скоростным» передаточным числом главной пары, более мощными тормозами и специальными покрышками, которые могли выдерживать длительное движение на высокой скорости по шоссе. Увы, испытания в реальных условиях показали, что «камаровские» двигатели не выдерживают высоких нагрузок. Следующим производителем, к которому обратился California Highway Patrol, был Ford. Проверка прототипов показала, что фордовское купе лучше справляется с возложенной на него задачей. Заказанные по системе Domestic Special Order Мустанги отличались несколькими необычными опциями, среди которых подавитель радионаводок, точный (сертифицированный) спидометр, единый ключ для всех замков и специальная окраска кузова.
Chevrolet Camaro Z28 стал первой «заготовкой» для полицейской версии. Правда, первый блин получился немного комковатым
Полицейский Chevrolet Tahoe обзавелся новыми ассистентами
Олег Меньщиков
Компания General Motors, как и другие фирмы американской «большой тройки», традиционно поставляет автомобили для полиции США. В программе корпоративных продаж три модели Chevrolet: внедорожник Tahoe в исполнениях PPV (Police Pursuit Vehicle) и SSV (Special Service Vehicle), пикап Silverado SSV и седан Impala. К 2018 модельному году самые крупные обновления коснулись полицейского внедорожника Chevrolet Tahoe.
По части техники все как прежде: бензиновый атмосферник V8 5.3 (360 л.с.), шестиступенчатый «автомат», задний или полный привод. Однако базовое оснащение теперь включает светодиодные ходовые огни, цветной информационный экранчик диагональю 4,2 дюйма на приборной панели, восьмидюймовый тачскрин мультмедиасистемы (которая лишилась CD-плеера) и многофункциональный руль. А в качестве опции полицейским машинам отныне доступен расширенный пакет электронных помощников. В него входят система автоматического торможения на городских скоростях, активный ассистент контроля полосы, помощник переключения дальнего света, предупреждение водителя о возможном столкновении (со звуковым сигналом или вибрацией сиденья) и электропривод регулировки педального узла.
Для гражданских Tahoe такой набор оценивается в 695 долларов. Хотя полицейские внедорожники «в базе» стоят 42830 долларов — примерно на пять тысяч дешевле клиентских. Любопытно, что одновременно у полицейских автомобилей есть функция Teen Driver Mode, то есть «водитель-подросток». С ее помощью можно ограничить темперамент мощной машины, а некоторые системы безопасности сделать неотключаемыми. Очевидно, начальство полицейских департаментов будет следить как раз за тем, чтобы подчиненные не пренебрегали электронными ассистентами, установленными на деньги налогоплательщиков.