Схема электрооборудования ГАЗ 3309
К числу крупнейших отечественных автоконцернов, осуществляющих выпуск грузовых транспортных средств, целесообразно отнести завод ГАЗ. Электрическая схема ГАЗ 3309 позволяет автолюбителю составить детальное представление о её ключевых элементах, особенностях и расположении конкретных участков.
Описание электросхемы
Прежде чем более подробно разобрать основные неисправности и способы их устранения, целесообразно изучить особенности этого важного узла. Схема электропроводки ГАЗ 3309 представляет собой своеобразный рисунок, на котором с помощью условных обозначений отображены ключевые элементы.
Существует сразу несколько отличий электросхемы модели 3309 и её предшественника — 3307, которые заслуживают упоминания. Обновленный вариант предусматривает наличие дизельных двигателей ЯМЗ/ММЗ, которые оборудованы различными электронными элементами. У электронной схемы этого автомобиля есть и другие особенности:
- напряжение бортовой сети — 24 В, позволяющее автомобилю успешно заводиться даже при минусовой температуре;
- наличие 4 аккумуляторов по 55 А/ч, попарно соединенные в параллельной цепи;
- на моторе установлен трехфазный генератор синхронного типа, оснащенный выпрямительным блоком, а также регулятором для настройки рабочих параметров.
Модификации с двигателями от ЯМЗ оборудованы усиленными аккумуляторными батареями, емкость которых увеличена вдвое.
Схема проводки и электрооборудования
Подобного рода чертежи могут быть цветными и черно-белыми, однако первые значительно более удобны при выполнении ремонтных работ. Они предусматривают указание цвета провода, что позволяет быстрее их идентифицировать. При этом следует отметить, что черно-белая электросхема ГАЗ 3309 дизель евро 2, как правило, значительно более подробная, содержит много дополнительной информации.
Особого упоминания заслуживает легенда схемы, которая служит пояснением для автолюбителя. Она содержит подробные сведения о цвете проводов, который отображается заглавными буквами, например «Ч» (черный), а также площадь их сечения. Цифрами обозначаются различные элементы схемы — лампы, предохранители, ГУР ГАЗ 3309 и прочие узлы.
Неисправности электрооборудования
Несмотря на простую конструкцию и отсутствие большого количества составляющих в работе электросхемы данного транспортного средства могут периодически наблюдаться сбои. Процедура диагностики неисправностей этого узла довольно проста и предполагает выполнение ряда действий. Для этого потребуется использовать контрольную лампу с проводами и зажимами либо специальный тестер, который способен определять напряжение в сети. Применив подобные приспособления на разных участках цепи, можно достоверно выявить причину неисправности или место обрыва проводки.
В процессе диагностики важно помнить, что многие элементы схемы находятся под напряжением лишь при включенном двигателе. Существует сразу несколько неисправностей, с которыми владельцам ГАЗ 3309 приходится сталкиваться чаще всего, однако самой серьезной поломкой представляется неудовлетворительная работа системы зажигания. В большинстве случаев она проявляется нестабильной работой силового агрегата — он глохнет, наблюдаются перебои в работе либо просто не заводится. Поскольку данная система представляется одной из важнейших для корректной эксплуатации транспортного средства, следует более подробно ознакомиться с процедурой её ремонта.
Устранение неисправностей
Перед выполнением манипуляций по ремонту зажигания необходимо убедиться в корректной подаче топлива в агрегат, поскольку его недостаток или отсутствие могут привести к похожим проявлениям. Если топливная система полностью исправна, потребуется выполнить ряд действий для восстановления работоспособности зажигания:
- Демонтировать провод со свечи, поднести его к массе на удалении около 0,6-0,9 см.
- При попытках завести двигатель между элементами должна появиться искра.
- В тех случаях, когда искра отсутствует, потребуется выполнить аналогичную процедуру, но уже используя центральный провод трамблера. При наличии напряжения можно сделать вывод о том, что неисправность кроется в прерывателе-распределителе.
- Когда центральный провод трамблера также не дал искры, необходимо убедиться с помощью тестера либо лампочки в работоспособности катушки, а также коммутатора.
Поломка коммутатора представляется одной из самых распространенных неисправностей системы зажигания данной модели автомобиля.
Устранение неисправностей предусматривает полную замену поврежденного элемента, для чего может использоваться инструкция сборки и ремонта, поставляемая с автомобилем. Ток может отсутствовать при наличии окисленных контактов, которые рекомендуется очищать. В процессе диагностики и ремонта важно использовать защитные резиновые перчатки, поскольку напряжение в системе довольно велико.
Заключение
Электросхема ГАЗ 3309 отличается простотой, однако значительно усовершенствована по сравнению с предыдущими моделями. Благодаря использованию качественных комплектующих она сравнительно редко требует ремонта. При необходимости его можно выполнить самостоятельно, используя цветную или черно-белую схему.
Общая схема электрооборудования Волга, ГАЗ 3307, 3309
Условные обозначения элементов схемы электрооборудования автомобиля ГАЗ-3309: А8′ — предпусковой подогреватель; А10 — отопитель; 81 —
датчикуказателя давления масла; 82 — датчик сигнализатора аварийногорадения давления масла; 87 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
88 — датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости; 812 — датчик указателя уровня топлива; 819 — датчик сигнализатора засоренидвоздушногс
Фильтра; 831 — датчик аварийного давления (1 контур тормозов); 832 — датчик аварийного давления (1! контур тормозов); 861′ — датчик сигнализатора
перегрева предпускового подогревателя: 867 — датчик уровня тормозной жидкости; 897 — датчик давления (| контур тормозов); 898 — датчик давления (п
контур тормозов); 899 — датчик аварийного хода поршня в пневмоусилителе (1 контур тормозов); 8100 — датчик аварийного хода поршня в пневмоусилителе
левыйш контур тормозов);8101 — датчик аварийного хода поршняв пневмоусилителе правый(||контур тормозов); 025 — блок управления электрокорректором
фар; Е1 — фара головного света левая; Е2 — Фара головного света правая; Еб — Фонарь передний левый; Еб — Фонарь передний правый: Е9 — повторитель
указателя поворота левый; Е10 — повторитель указателя поворота правый; Е11 — Фонарь контурный передний левый; 812 — Фонарь контурный передний
правый; Е16 — плафон кабины; Е27 — Фонарь задний левый; Е28 — фонарь задний правый; Е29 — фонарь заднего хода; ЕЗ1 — Фонарь задний
противотуманный; ЕЗЗ — Фонарь контурный задний левый; Е34 — Фонарь контурный задний правый; Е35 — фонарь подкапотный; ЕЗ7 — фонарь габаритный
боковой передний левый; Е38 — Фонарь габаритный боковой передний правый; Е39 — Фонарь габаритный боковой задний левый; Е40 — Фонарь габаритный
боковой задний правый; ЕбОЕбЗ — свечи накаливания; 854′ — свеча накаливания предпускового подогревателя; Е/З — блоксигнализаторовлевый;Е84 — блок
сигнализаторов правый; 1:26” — термопредохранительпредпусковогоподогревателя; 1:41 — блокпредохранителей; 1:42 — блок предохранителей верхний; 1:43-
блок предохранителей нижний; 61 — генератор; 6265 — аккумуляторные батареи; Н1 — сигнал звуковой левый; Н2 — сигнал звуковой правый; НЗ — зуммер
падениядавления воздуха; Н7 — сигнализатораварийного падениядавления масла; Н8 — сигнализатор перегрева охлахщающейжидкости;н9‘ — сигнализатор
перегрева предпускового подогревателя; Н11 — сигнализатор засорения воздушного Фильтра; Н16 — сигнализатор включения указателей поворота тягача;-
Н19 — сигнализатор критического уровня топлива; Н20 — сигнализатор дальнего света Фар; НЗО — сигнализатор включения стояночного тормоза; Н37′ —
сигнализатор работы предпускового подогревателя; Н39 — сигнализатор неисправности АБС; Н44 — лампа подсветки указателя уровня давления воздуха`
(| контур тормозов); Н45 — лампа подсветки указателя уровня давления воздуха (1! контур тормозов); Н47 — лампа подсветки указателя уровня топлива; Н48 — лампа подсветки указателя тока; Н54 — сигнализатор разряда аккумуляторных батарей: Н56 — сигнализатор недостаточного уровня тормозной жидкости; Н62 —
лампа габаритного света переднего; Нбб — лампа подсветки спидометра; Нб7 — лампа подсветки указателя уровня температуры; Н68 — лампа подсветки
указателя уровня давления; Н69 — лампа подсветки тахометра; Н74 — лампа сигнала торможения; Н76 — лампа габаритного света заднего; Н78 — лампа
указателя поворота заднего; НЗО — сигнализатор габаритного света; Н96′ — сигнализатор включения свечи накаливания предпускового подогревателя; Н98 —
лампа ближнегосвета;Н100 — лампадальнегосвета:Н102 — лампауказателя поворота переднего; К1 — дополнительное релестартера;к3 — релеуправления
стеклоочистителем; К5 — реле блокировки стартера; К7 — реле звуковых сигналов; К8 — реле сигналов торможения; К1О’ — термопереключатель
предпускового подогревателя; К11‘ — реле включения свечи предпускового подогревателя; К12 — прерыватель указателей поворота; К22′ — задатчик
импульсов предпускового подогревателя; К64 — реле включения свечей накаливания; К71 — реле заднего противотуманного фонаря; К74 — реле
электромагнита останова двигателя; М1 -‘- стартер; М2 — электродвигатель отопителя кабины правый; М4 — электродвигатель стеклоочистителя; М5 —
электродвигатель стеклоомывателя; М7′ — электродвигатель предпускового подогревателя; М8′ — электродвигатель жидкостного насоса предпускового
подогревателя; М23 — электродвигатель отопителя кабины левый; М38 — электропривод корректора левой фары; М39 — электропривод корректора правой
Фары; мм — электромагнит останова двигателя; РЗ — тахометр; Р4 — указатель тока: Рб — указатель температуры охлаждающей жидкости; Р7 — указатель
давления масла;Р8 — указательуровнятоплива; Р12 — манометр(| контуртормозов);Р13 — манометр(||контуртормозов);01 — выключательаккумуляторных
батарей механический; 812′ — резистор электродвигателя предпускового подогревателя; 81 — выключатель приборов и стартера; 35 — выключатель
аварийной световой сигнализации; 56 — переключатель отопителей кабины; 39 — переключатель указателей поворота, света Фар и звукового сигнала; 812 —
переключатель стеклоочистителя;$18 — выключатель противотуманного заднего Фонаря; 329 — выключатель света заднего хода; 530 — выключатель сигналов
торможения; 839 — переключатель освещения; 844′ — выключатель предпускового подогревателя; 845′ — переключатель режимов работы предпускового
подогревателя; 873 — выключатель отопителей кабины; 8123″ — выключатель свечи накаливания предпускового подогревателя; 5124 — выключатель
сигнализатора стояночного тормоза; 8127 — переключатель посезонной регулировки; 5132 — выключатель свечей накаливания; Х4 — розетка переносной
лампы; ХЗЭ — колодка1штыревая;Х40 — колодка гнездовая; У47′ — электромагнитный топливный насос предпускового подогревателя