- Как работают вентиляторы охлаждения Нива Шевроле и через какие предохранители и реле подключаются
- Устройство и принцип работы
- Предохранители
- Реле включения вентиляторов
- Датчик включения
- Возможные неисправности и их причины
- Замена вентиляторов
- Снятие и замена резистора вентилятора
- Схема вентиляторов охлаждения chevrolet niva
Как работают вентиляторы охлаждения Нива Шевроле и через какие предохранители и реле подключаются
Вентиляторы системы охлаждения Нива Шевроле служат для принудительного обдува радиатора. Они повышают интенсивность теплоотвода во время движения на низкой скорости и являются единственным способом охладить антифриз в пробке или «тянучке».
Устройство и принцип работы
Конструкторы Нивы Шевроле применили в системе охлаждения сдвоенный вентиляторный блок. Это немного усложнило схему подключения, зато резко повысило эффективность обдува радиатора. Вентиляторы приводятся в действие 12-вольтовыми синхронными электродвигателями постоянного тока с индуктором на основе постоянных магнитов. Электромоторы имеют закрытую неразборную конструкцию и не нуждаются в обслуживании.
Мощность каждого электродвигателя — 110 Вт. Вентиляторный блок в сборе потребляет 18 ампер.
Вентиляторы по очереди включаются с помощью электромагнитного реле, которым управляет бортовой компьютер. Когда охлаждающая жидкость нагревается свыше 99 градусов, запускается электровентилятор, расположенный ближе к воздухозаборнику двигателя. Температура включения второй крыльчатки составляет 101 градус. Схема подключения вентиляторов изображена ниже.
Электросхема вентиляторов Нива Шевроле
Система питания вентиляторов включает три реле и резистор, который при необходимости обеспечивает пониженную скорость вращения первого мотора. Питание подается от аккумулятора через предохранители, которые спасают проводку и АКБ в случае короткого замыкания. Управляющие сигналы поступают с 29 и 68 вывода контроллера двигателя.
Вентиляторы автоматически выключаются когда антифриз охлаждается до 95 градусов.
Последовательное включение и выключение двигателей снижает нагрузку на бортовую электросеть. В большинстве случаев нормализовать температуру удается только за счет первого вентилятора. Это особенно полезно при движении в ночное время, когда лампы фар и габаритных огней сильно нагружают генератор.
Возможность принудительного включения вентиляторов может оказаться полезной при движении по бездорожью или в условиях городских «пробок». Однако конструкторы Шевроле Нива не снабдили машину этой функцией. Ее можно реализовать самостоятельно или на СТО. Необходимо подключить дублирующие реле параллельно контактам включения и запитать их от кнопки, установленной в салоне авто.
Полезное видео об установке и подключении кнопки принудительного включения вентиляторов на Шниве:
Важно: принудительное включение увеличивает надежность системы охлаждения. В случае сбоев работы датчиков, реле или бортового компьютера водитель может вручную включить обдув радиатора.
Полезно оборудовать Шевроле Ниву и выключателем, который принудительно отключает электродвигатели вентиляторов. Это позволит уберечь их лопасти при форсировании водных преград вброд.
Предохранители
Электрические схемы автомобилей Нива Шевроле, выпущенных до и после 2009 года отличаются. В обоих случаях предохранители с плавкими вставками на 50 ампер, защищающие цепи питания электровентиляторов, находятся в дополнительном блоке. Он находится за вещевым ящиком с пассажирской стороны салона. На рисунке показано где находятся предохранители вентиляторов.
При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — первое, что надо проверить, если не работает электровентилятор охлаждения. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого придется предварительно извлечь предохранитель из гнезда.
Реле включения вентиляторов
В дополнительном блоке установлены не только предохранители. Там же расположены три электромагнитных реле, управляющих работой электродвигателей системы охлаждения. Их цепи управления запитаны от замка зажигания и выходов бортового контроллера, а силовой ток поступает от АКБ через предохранители.
Срабатывает реле следующим образом:
- На управляющие выводы подается напряжение.
- Ток проходит через катушку индуктивности, в результате чего появляется электромагнитное поле.
- Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
- Ток, проходящий через реле, приводит в действие электродвигатель.
Как только управляющее напряжение исчезает, контакты размыкаются под воздействием пружины и вентилятор останавливается.
Проверить работоспособность реле можно тремя способами:
- Замена реле на заведомо рабочее и протестировать работу системы.
- На заглушенном двигателе при включенном зажигании отключить разъем датчика температуры. Должен быть слышен щелчок срабатывания реле.
- Демонтировать и прозвонить выходные контакты мультиметром, подавая напряжение выводы индукционной катушки.
Датчик включения
Блок управления получает информацию о температуре антифриза с термодатчика. Он представляет собой резистор, сопротивление которого меняется с изменением при нагреве и охлаждении: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Проверить его работоспособность можно при помощи омметра и термометра. Для этого необходимо снять деталь, погрузить в воду и измерить сопротивление при разной температуре.
Датчик расположен на головке двигателя в районе выпускной магистрали системы охлаждения. Открутить его можно торцовым или накидным ключом.
Рекомендуем посмотреть видео, в котором показано, где расположен и как проверить датчик:
Возможные неисправности и их причины
1.Не срабатывают оба вентилятора. Возможен выход из строя электродвигателей, сбой работы датчика температуры или обрыв проводов питания, идущих от АКБ или замка зажигания.
2. Не работает второй вентилятор. Причины: неисправность датчика, отказ предохранителя или электромагнитного реле. Также возможен обрыв провода питания.
3. Не включается левый вентилятор. Причины: неисправность силового резистора или термодатчика, перегорел предохранитель или реле. Также возможен обрыв провода питания.
4. Включаются только два вентилятора одновременно. Такое происходит при обрыве дополнительного резистора в цепи первого электромотора.
5. Вентилятор не выключается. Обычно вентилятор постоянно работает при поломке реле или неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.
Ремонт вентиляторов, датчика, реле, предохранителей и дополнительного резистора не предусмотрен. При поломке этих деталей их следует заменить новыми.
Замена вентиляторов
Если электродвигатели вентиляторов не запускаются при подключении проводов от АКБ непосредственно к клеммам питания, необходимо заменить устройства.
Для этого понадобится набор гаечных ключей размером от 10 до 17 мм и крестовая отвертка.
Перед началом работ нужно загнать машину на смотровую канаву или подъемник и обесточить бортовую сеть, сняв минусовую клемму аккумулятора.
Демонтаж вентиляторов выполняется следующим образом:
- Снять защиту картера и грязезащитный кожух.
- Открутить саморезы и снять толстую пластину в форме паука и пару жестяных крышек, которые находятся спереди под днищем авто.
- Открутить крепление поперечины рамки радиатора.
- Ослабить натяжение и снять ремень гидроусилителя руля и помпы.
- Выкрутить 4 болта, удерживающих насос ГУР.
Важно: чтобы добраться до болта, закрытого масляным фильтром, необходимо отодвинуть усилитель от кронштейна.
- Задвинуть насос назад, вывесив на шлангах.
- Демонтировать ремень привода кондиционера.
- Открутить болт, удерживающий зубчатый шкив ГРМ.
- Снять шкив и ремень.
- Открутить четыре гайки по углам корпуса электровентиляторов и два болта, фиксирующих его посередине.
- Снять вентиляторный блок со шпилек и вытащить вниз.
Совет: датчик положения коленвала затрудняет демонтаж вентиляторов. Потому их нужно вытаскивать постепенно. Сначала опускается левая сторона, потом блок смещается влево, приподнимая правый край, чтобы кожух стал вертикально.
Этот способ наверняка подходит для рестайлинговых моделей Нива Шевроле. На машинах постарше придется снимать решетку радиатора и бампер, откручивать крепления и отводить вперед радиаторы кондиционера и охлаждения. После этого доступ к электровентиляторам будет открыт.
Во время демонтажа следует внимательно запоминать порядок действия. Сборка производится в обратной последовательности.
Важно: срок службы моторов вентиляторов примерно одинаковый. Поэтому даже если отказал один из них, менять надо оба. Иначе вскоре придется снова заниматься ремонтом машины.
Снятие и замена резистора вентилятора
Перед началом работ необходимо заехать на смотровую яму и снять клемму с аккумулятора. Для ремонта понадобятся гаечные ключи 10-13, отвертка и новый резистор. Деталь установлена в балке снизу под радиатором. Порядок снятия следующий:
- Открутить болты крепления и снять защиту картера вместе с грязезащитным кожухом.
- Демонтировать защитную планку резистора и выкрутить деталь.
Сборка выполняется в обратной последовательности.
Где стоят реле в Ниве 2121
Какой фирмы выбрать радиатор охлаждения для Niva Chevrolet и как заменить своими руками?
Все об устройстве и неисправностях системы охлаждения Шевроле Нива — подробный мануал с советами экспертов
Схема вентиляторов охлаждения chevrolet niva
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php? . 78#6139378
Возник вопрос у Шнивовода, потому, перенёс.
Машинок со «старой» схемкой ещё много в пользовании.
Последний раз редактировалось ВВА 25 сен 2016, 17:34, всего редактировалось 2 раз(а).
На старом адресе полно полезных тем по доработке и обмену опытом — что мешает их перенести?
Шн и РШН не дают расслабиться, приходится то и дело искать решения, которые по старому адресу найдены давно и совершенно все равно поздняя машина или ранняя.
новая конфа удобней только ценность ее контента ниже старой.
Автор: styxsv.
Старая и новая схемы включения:
Ну вот, собрал вентиляторы по новой схеме, всё работает! Smile Но пришлось разбирать жгут, т.к. хотелось чтобы всё было по правильному. Заодно проверил провода на потертости, убрал сигнальную массу из под МЗ (у мну 2005), прямо на минусовую клемму АКБ, и пропаял все обжимки.
По переделке на новую заводскую схему из старой кто-нибудь может разложить подробнее что, куда и как он подключал? Где точки подключения?
Схему посмотрел, но т.к. ни разу не лазил в проводку к винтам не совсем понятно как осуществлять.
1. Около реле при перекоммутации какие-то сложности есть? По схеме плюс разделен зачем-то, один не вытягивает? Если так, то где взять второй поближе к реле.
2. От реле 5 к вентилятору 1 по схеме новый провод. Его надо протаскивать к вентилятору или проводка все там же, рядом с реле?
1. До предохранителей ничего не меняется. Там как было с одного места плюс приходит, так и осталось, просто на схеме не нарисовано.
2. Половина проводки уже лежит в жгуте, ее надо протянуть в салон к реле. Почему половина? — потому что спайка минусов вентов находится в жгуте. Вскрываешь ее и разделяешь. Минус одного вента оставляешь в той же спайке, она и так идет на минус, а минус второго наращиваешь и тащишь в салон к реле.
Спайка в жгуте находится в районе концевика капота (оно же рядом с 4й свечой)
Второй провод используется родной, тот, что к резистору шел.
Там же вроде нужен один провод с новым минусом?
Нельзя не тащить в салон новый провод, а использовать остатки того что шел с реле 6 к резистору?
Отрезать рядом с разъемом коричневый от 1 вентилятора и кинуть его к розовому что на резистор идет. Правда к резистору 2 розовых, непонятно кто идет на реле 2, а кто на реле 6
Можно и так.
Ищешь в разъеме к резистору на каком контакте появляется +12в при срабатывании правого вента.
Коричневый провод от вента заводишь на этот контакт.
Обрезанный коричневый оставляешь в жгуте.
Розовые провода от резистора на релюхах 2 и 6 меняешь местами.
Резистор, естественно, в помойку.
Я себе тянул второй провод, так как сечение розового с реле 2 меньше, чем розового с реле 6, и мне показалось лучше кинуть нормальный дополнительный провод. Ну, и, до кучи, у меня еще и резистор используется.
_________________
Tiguan 2020 г.в. (4×4, 1.4 турбо), РШН 2013 г.в (Турбо 0.5 бар), UAZ Patriot Cargo Pickup 2015 г.в.
Я так понимаю, что реле включения вентиляторов нужны другие, а какие? В магазине упорно вталкивали четырех контактные, на мои слова о пяти контактных выпучили глаза и сказали что так не бывает, подскажите парни какие конкретно покупать?
@rif ,
В другой гамазин заедь, эти что то, того.
90 3747, 902 3747 , например.
Эти — на тридцать ампер.Пяти контактные.
Я покупал реле на 40 ампер, но номер могу не сразу сказать.
Проси такое, если есть.
Потому что там один контакт на 40 а, а другой- на 30.
Если я правильно понял, то если собрать по нижней схеме то при 99градусах будут включаться оба вентилятора, но последовательно и поэтому будет меньше оборотов а при 101гр паралельно ну и соответственно обороты будут максимальные, или я ошибаюсь?
Понятно, спасибо парни за консультацию, прикуплю релюшки на неделе и тоже буду эту схему собирать, дожили мы в нашем мелком городе до пробок, ну и на рыбалке в грязи не помешает. Сделаю отпишусь.
Купил сегодня релюшки, но 30-40 ампер не нашел, есть только 20 -30, но вроде как такие же как написано выше, как думаете не сгорят, завтра если успею попробую собрать по новой схеме.