Автомобиль УАЗ-469
Как устроен и какой двигатель установлен на УАЗ-469? В 469-м устанавливается четырехцилиндровый двигатель, объемом 2,5 литра, мощностью 75 л/с с верхним расположением клапанов.
В каких случаях возникает необходимость снятия или замены двигателя? Отметим следующие неисправности:
— износ поршней, поршневых колец и гильз цилиндров, внешними признаками которого при исправных системах питания, зажигания, вентиляции картера и исправном газораспределительном механизме являются: снижение мощности, расход топлива и масла сверх установленных норм, течь масла через уплотнения двигателя вследствие повышенного давления в картере;
— износ шеек коленчатого вала, износ, выкрашивание или подплавлеиие антифрикционного слоя вкладышей подшипников коленчатого вала, внешним признаком которых при исправных масляном насосе и редукционном клапане является падение давления в системе смазки ниже 0,3 кгс/см 2 при частоте вращения коленвала двигателя УАЗ-469 500 об/мин, 0,7 кгс/см 2 — при 1000 об/мин и 1,3 кгс/см 2 —при 2000 об/мин по контрольному манометру при нормальных вязкости и уровне масла в картере двигателя и температуре охлаждающей жидкости 85°С;
— стуки в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах при нормальных зазорах между клапанами и коромыслами.
Чтобы произвести ремонт двигателя УАЗ-469 своими руками, нужно во-первых знать, из каких узлов и деталей он состоит. (См. рис. ниже)
Схема двигателя уаз 469, узлы и детали (вид слева), запчасти: 1 — крышка коромысел; 2 — маслоизмерительный стержень; 3 — распределитель зажигания; 4 — стартер; 5 — картер сцепления; 6 — топливный насос; 7 — кронштейн подвески двигателя; 8 — головка блока цилиндров; 9 — насос системы охлаждения; 10 — фильтр тонкой очистки топлива; 11 — крышка маслоналивной горловины.
Схема двигателя уаз 469, узлы и детали (вид справа):1 — нижняя часть картера сцепления; 2 — сливной кран блока цилиндров: 3 — блок цилиндров; 4 — впускной трубопровод; 5 — край отопителя; 6 — карбюратор: 7 — выпускной коллектор; 8 — выпускной патрубок системы охлаждения; 9 — вентилятор; 10 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — генератор; 12 — датчик указателя давления масла; 13 — масляный фильтр; 14 — масляный картер двигателя.
Следует знать, что двигатель УАЗ-469 подлежит замене (снятию) при наличии аварийных повреждений (пробоины, задиры и риски на шейках коленчатого вала, заклинивание поршней, обрыв шатунов и т. д.), для устранения которых необходима замена или ремонт базовых и основных деталей.
- Техническая характеристика УАЗ-469, УАЗ-469Б
- Двигатель УАЗ-469, УАЗ-469Б
- Трансмиссия УАЗ-469, УАЗ-469Б
- Органы управления УАЗ-469
- Подготовка к работе УАЗ-469
- Подвеска двигателя УАЗ-469
- Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ-469
- Газораспределительный механизм двигателя УАЗ-469
- Система смазки УАЗ-469
- Система вентиляции картера двигателя УАЗ-469
- Система питания двигателя УАЗ-469
- Карбюратор К-129В
- Система выпуска газов двигателя УАЗ-469
- Система охлаждения двигателя УАЗ-469
- Предпусковой подогреватель двигателя УАЗ-469
- Неисправности двигателя УАЗ-469
- Сцепление УАЗ-469
- Коробка передач УАЗ-469
- Раздаточная коробка УАЗ-469
- Карданная передача УАЗ-469
- Задний мост УАЗ-469
- Задний мост УАЗ-469Б
- Передний ведущий мост УАЗ-469
- Рама УАЗ-469
- Подвеска УАЗ-469
- Рулевое управление УАЗ-469
- Тормоза УАЗ-469
- Электрика УАЗ-469
- Генератор УАЗ-469
- Регулятор напряжения РР132
- Аккумуляторная батарея УАЗ-469
- Система зажигания УАЗ-469
- Стартер УАЗ-469
- Система освещения, световой и звуковой сигнализации УАЗ-469
- Контрольно-измерительные приборы УАЗ-469
- Инструменты и принадлежности УАЗ-469
- Кузов УАЗ-469
- Маркировка УАЗ-469
- Техническое обслуживание УАЗ-469
- Смазочные материалы УАЗ-469 и УАЗ-469Б
Какой порядок зажигания УАЗ 469?
Распредвал и колен/вал УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 необходимо устанавливать в блок так, чтобы метка «О» на шестерне коленчатого вала была против риски у впадины зуба на шестерне распределительного вала. Этим обеспечивается правильность фаз газораспределения.
Отметку «0», я отметил на рисунке красной стрелкой
Следующий важный этап, это установка привода трамблёра. И это не так просто как допустим на каком-нибудь «жигуле».
Проверните валик привода, чтобы прорезь на его торце для шипа распределителя была расположена так, как указано на рис.71Б, а валик масляного насоса при помощи отвертки проверните в положение, указанное на рис.71В.
Осторожно, не задевая шестерней за стенки блока, вставьте привод в блок. После установки привода на место его валик должен занять положение, указанное на рис.71А.
То есть он провернётся (и это важно), заняв нужное положение, если не повернулся, значит вы поставили первоначальное положение под неправильным углом и не попали в прорезь. Надо повторить попытку.
Потом берёте трамблёр, бегунок поверните примерно на контакт провода первого цилиндра и вставляйте его в привод трамблёра. Закрепите предварительно привод и трамблёр.
Вам пригодится этот видеоролик
Проверните колен/вал на 2 оборота, чтобы убедиться в том, что нет подклинивания ЦПГ.
Ну собственно только теперь можно приступать к процессу называемому в книгах «установка зажигания».
Напоминаю порядок зажигания 1-2-4-3. И ротор трамблёра (бегунок), крутится против часовой стрелки.
Анатолий.sib Эксперт 28.02.2018, 18:36 31 10 Ответ понравился? Да Нет
Комментарии Добавить комментарий
Сообщений еще не написано
Устройство двигателя УАЗ
1 — маховик;
2 — монтажная проушина;
3 — кран отопителя;
4 — крышка головки блока цилиндров;
5 — впускной трубопровод;
6 — гайки шпилек крепления головки блока цилиндров;
7 — коромысло клапана;
8 — ось коромысел;
9 — патрубок вентиляции картера;
10 — головка блока цилиндров;
11 — пружины клапана;
12 — маслоотражательный колпачок;
13 — втулка клапана;
14 — крышка маслозаливной горловины;
15 — клапан;
16 — прокладка головки блока цилиндров;
17 — насос охлаждающей жидкости;
18 — штанга;
19 — толкатель;
20 — шкив вентилятора;
21 — распределительный вал;
22 — ведомая шестерня привода распределительного вала;
23 — демпфер крутильных колебаний; 24 — ступица шкива;
25 — шкив;
26 — болт шкива;
27 — манжета;
28 — ведущая шестерня привода распределительного вала;
29 — коленчатый вал;
30 — поддон картера;
31 — гильза цилиндра;
32 — поршень;
33 — пробка маслосливного отверстия;
34 — шатун;
35 — маслозаборник;
36 — масляный насос;
37 — блок цилиндров;
38 — выпускной коллектор;
39 — картер сцепления.
Расположение узлов и агрегатов в моторном отсеке
1 — жалюзи;
2 — воздухозаборный шланг;
3 — расширительный бачок;
4 — аккумуляторная батарея;
5 — электромагнитный клапан ЭПХХ;
6 — корпус воздушного фильтра;
7 — кран отопителя;
8 — крышка головки блока;
9 — крышка маслозаливной горловины;
10 — датчик-распределитель;
11 — катушка зажигания;
12 — карданный вал рулевого управления;
13 — вакуумный усилитель тормозов;
14 — главный тормозной цилиндр;
15 — главный цилиндр гидропривода выключения сцепления;
16 — насос омывателя ветрового стекла;
17 — бачок системы гидроусилителя руля;
18 — топливный фильтр тонкой очистки;
19 — насос гидроусилителя руля;
20 — натяжное устройство ремня привода насоса гидроусилителя руля;
21 — радиатор;
22 — корпус термостата;
23 — пробка радиатора.
Описание конструкции
На автомобиль устанавливают двигатели УМЗ-4178, -4179, -4218 или ЗМЗ-4021, -4104. Все они имеют в основном сходную конструкцию.
Двигатель — карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный, с двумя клапанами на цилиндр. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3.
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные (мокрого типа) или залитые в блок*. Уплотнение «мокрых» гильз по нижнему стыку обеспечивается прокладками из меди или резиновыми кольцами. К заднему торцу блока крепится болтами алюминиевый картер сцепления. Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены по два компрессионных и одному маслосъемному кольцу. Компрессионные кольца — чугунные, верхнее — хромированное, нижнее — луженое. Поршневые пальцы — плавающего типа, от осевого перемещения они удерживаются стопорными пружинными кольцами. Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения с разъемной нижней головкой, крышка которой крепится двумя болтами с гайками. В верхнюю (поршневую головку) шатуна запрессована бронзовая втулка.
Коленчатый вал чугунный, литой, полноопорный, с противовесами, динамически отбалансирован в сборе с маховиком и установлен в блоке цилиндров на пяти разъемных коренных подшипниках скольжения. Коренные и шатунные подшипники выполнены в виде вкладышей из стальной ленты с нанесенным на нее антифрикционным алюминиево-оловянным сплавом. От осевого смещения вал удерживается двумя упорными кольцами, которые установлены по обе стороны переднего коренного подшипника. Концы коленчатого вала уплотнены резиновыми манжетами*. На переднем носке коленчатого вала напрессована ступица, к которой болтами крепится шкив-демпфер.
Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава. В нее запрессованы чугунные седла и металлокерамические втулки клапанов. Головка крепится к блоку десятью шпильками с гайками через металлоасбестовую прокладку. С правой стороны к головке крепятся выпускной коллектор и впускной трубопровод.
Распределительный вал чугунный, установлен в расточенных отверстиях** нижней части блока цилиндров. На его переднем конце на шпонке установлена текстолитовая или полиамидная косозубая шестерня привода. Кулачки распределительного вала при его вращении воздействуют на цилиндрические толкатели, которые установлены в отверстиях блока. Штанги толкателей алюминиевые со стальными сферическими наконечниками приводят в действие коромысла клапанов, установленные на общей неподвижной стальной оси. На коротком плече коромысла имеется винт с контргайкой для регулировки зазора в приводе клапана. В отверстия коромысел запрессованы тонкостенные бронзовые втулки. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Каждый клапан снабжен двумя пружинами с правой и левой навивкой и установлен в металлокерамической направляющей втулке из спеченного медно-железо-графитового порошка с дисульфидом молибдена. Стержни клапанов уплотнены резиновыми маслоотражательными колпачками, которые препятствуют проникновению масла в камеры сгорания. Сверху головка блока закрыта штампованной стальной крышкой.
* На двигателях ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 задний конец коленчатого вала был уплотнен набивкой из асбестового шнура.
** На двигателях, выпущенных до 1996 г., распределительный вал устанавливался на антифрикционных втулках, запрессованных в блок цилиндров.
Система смазки комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки коромысел, верхние наконечники штанг толкателей. Шестерни привода распределительного вала и привода вспомогательных агрегатов смазываются струей масла, а остальные детали – разбрызгиванием. Стенки цилиндра дополнительно смазываются струей масла, которая выбрасывается из отверстия в нижней головке шатуна. Шестеренный масляный насос приводится в действие совместно с датчиком-распределителем зажигания винтовой передачей от распределительного вала. Корпус насоса алюминиевый, а его рабочие прямозубые шестерни изготовлены из металлокерамики. Масло забирается насосом из стального штампованного поддона картера через сетчатый маслозаборник, затем оно проходит насос, полнопоточный фильтр и подается в масляную магистраль. Давление масла в системе ограничивается редукционным клапаном. На двигателях ЗМЗ масляный фильтр – разборный, со сменным фильтрующим элементом. На двигателях УМЗ применяется неразборный масляный фильтр. В корпусе фильтра имеются перепускной и противодренажный клапаны. К масляной магистрали подсоединяются датчик сигнальной лампы аварийного давления масла (срабатывающий при падении давления до 0,4–0,8 кгс/см3) и датчик указателя давления масла. В систему смазки также встроен масляный радиатор с краном. Радиатор включен параллельно основному потоку масла и устанавливается перед радиатором системы охлаждения. При открытом кране часть масла проходит через радиатор, охлаждается и сливается в поддон. Кран радиатора следует открывать при температуре воздуха свыше 20° С и (независимо от температуры) при движении в тяжелых дорожных условиях.
Система вентиляции картера – закрытая, принудительная с отводом картерных газов в систему впуска через маслоотделитель с регулятором разрежения.
Силовой агрегат (двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач и раздаточной коробкой) крепится к раме автомобиля на четырех опорах, две из которых размещены по бокам блока цилиндров. На две другие опирается пластина, установленная между коробкой передач и раздаточной коробкой.