Morel Tempo 5, обзор. Журнал «Автозвук»
Мидбасы Morel прерывают победное шествие полипропилена, правда в их диффузорах целлюлоза тоже покрыта снаружи слоем полимера. Впрочем, такова наша реальность: бумага в чистом виде в автомобильном салоне не живёт или живёт недолго. А влияние всякого рода покрытий (это тоже реальность) можно свести к нулю или обернуть на пользу, если знать как. Центральный колпачок изготовлен из ткани с пропиткой, диаметр его 51 мм. Диффузородержатель имеет неповторимую форму и неплохо (но не более) заглушён. При диаметре магнита всего 74 мм размер осевого отверстия 10 мм — в выборе между минимизацией потерь потока и повышением эффективности отвода тепла авторы разработки остановились на последнем. Уплотнительного кольца на внешнем ободе корпуса не предусмотрено. Рамка решётки монтируется снизу, и посадочное отверстие под динамик должно быть выполнено точно по размеру корпуса. Провода к выводам звуковой катушки проложены по наиболее традиционному первому способу. Пищалка имеет типичный для «наших» ВЧ-излучателей размер шёлковой мембраны 28 мм. Расположенная перед ней традиционная трёхлучевая «звезда» с апертурой выполняет по большей части защитные функции. Поскольку овальных чашек не бывает, назовём соответствующий монтажный аксессуар держателем твитера, тем более что с его помощью пищалки заглубляются в «тело» лишь наполовину. Для этих держателей предусмотрено две пары подставок: более высокие с разворотом оси излучения на 35 градусов и пониже с углом разворота 20 градусов. По традиции схема кроссовера отличается крайним минимализмом: здесь одна катушка с сердечником из феррита и один майларовый конденсатор (формулу кроссовера желающие могут составить сами). Есть ещё джампер на два положения: +3/0 дБ.
В исходном, нижнем положении аттенюатора верх становится слишком сдержанным уже при небольшом смещении от оси. В положении «+3» он становится навязчивым при угловом отклонении меньше 30 градусов. Возвращаем джампер в исходное положение. Особенность подачи бубна заключается в том, что сам удар воспроизводится отчётливо, а дальнейшее звучание передаётся уже не столь уверенно. Басовые инструменты звучат тише обычного, но зато только у мидбасов Morel «бочка» похожа на музыкальный инструмент, а не на деревянную кадушку. Скрипкам недостаёт певучести и полёта, и они как бы увеличены в масштабе. У рояля на «средней середине» порой появляются неожиданные призвуки.
На басах искажения средние, на средних частотах их уровень можно считать сравнительно низким. Вычисленное значение силового фактора оказалось невысоким (3,86 Тл м, третий результат снизу), что, как вы понимаете, вполне закономерно. Но масса подвижной системы (6,3 г) тоже меньше, нежели у почти всех «коллег», твк что чувствительность мидбаса и системы получилась достойная. Переход в модальный режим работы начинается сравнительно рано, от 1,5 кГц — на графике АЧХ можно увидеть, как падает излучающая способность мидбаса на этой частоте. У твитера довольно ровная частотная характеристика, и по уровню он неплохо согласован с мидбасом. Частотная характеристика под углом 50 градусов до частоты 13 кГц повторяет по форме осевую АЧХ, а такое редко кому удаётся. Похоже, что оптимальный результат даст одинаковый угол установки мидбаса и твитера, скажем, 20 — 30 градусов.
Добротность мидбаса попала в область переходных значений от ящичной к фри-эйрной акустике. В объёме 35 л результирующая добротность составит 0,57, а нижняя частотная граница попадёт на 105 Гц или 100 Гц в салоне. Попробуем подобрать ящик. В объёме 8,3 л при баттервортовской добротности частотная граница 101/95 Гц. Объём, прямо скажем, не самый ходовой, а брать меньший ящик смысла нет. Надо ориентироваться на двери и приготовиться к тому, что при сопряжении с сабвуфером придётся повозиться.
Подготовлено по материалам журнала «Автозвук», март 2008 г. www.avtozvuk.com
Кроссоверы и все с ними связанное
Почему-то не смог найти информации в нормальном виде по этой теме. С большинством бюджетных и околобюджетных динамиков в комплекте идут кроссоверы, которые фильтруют сигнал первым порядком. Это может приводить к тому, что, например, мощный звук на СЧ в двухполосной системе будет проходить на твиттеры и перегружать их. Но можно ведь, как минимум, сделать фильтр второго порядка, а то и заморочиться с чем-то типа фильтра Баттерворта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4. 80%D1%82%D0%B0 Кто-то делал подобное? Эффект будет? Или надо только строить поканальную систему, а остальное не имеет смысла?
———- Сообщение добавлено 12.10.2015 в 17:46 ———-
Например, на Morel Tempo 6 частота среза 3800Гц, на Morel Tempo Ultra 602 частота среза 3200 Гц, а твиттеры внешне очень похожи. Срез, насколько я понял, первым порядком. Что будет, если сделать срез на, допустим, 2800 Гц вторым порядком? Хотя-бы в теории, получится ли сцена выше, и что вообще изменится в звуке?
Сообщение от Diman_94
Например, на Morel Tempo 6 частота среза 3800Гц, на Morel Tempo Ultra 602 частота среза 3200 Гц, а твиттеры внешне очень похожи.
Похожесть ни о чём не говорит.Всё зависит в первую очередь от резонансной частоты Fs.Есть правило:для ФВЧ первого порядка частота берётся ДВЕ октавы от Fs,для ФВЧ второго порядка —октава от Fs.
Данные для рассчёта берутся из Z-характеристики.»
Морель Темпо 6 — установка автомобильной акустики
Установка компонентной акустики Морель Темпо 6 в машину
Морель Темпо 6 — эта модель компонентной акустики в составе Морель Темпо Коакс 6 будет устанавливаться в машину и подключатся к магнитоле Pioneer AVH-X4550DVD.
Долго я собирался установить себе в авто этот комплект, но все не хватало времени. И вот наконец, когда все полностью подготовил, то сразу приступил к установке. Первым делом прикрепил динамические излучатели через проставочные кольца к двери. Полная высота набора колец вместе с прокладкой из резины получилась 42 мм. Слишком подробно описывать весь процесс монтажа акустической системы, считаю нет необходимости.
Начало монтажа автоакустики
Наверное лучше будет показать все этапы установки с помощью картинок. В данное время все подсоединено без сабвуфера и усилителя мощности. Однако, несмотря даже на это и при установленных настройках низкие частоты воспроизводятся довольно прилично, так что по днищу машины ощущается вибрация. Вобщем в итоге весь комплекс аудиосистемы будет состоять из 2-компонентной акустики Морель Темпо 6, плюс 2-полосная коаксиальная акустика. А все это в последствии будет подключатся к головному устройству Pioneer AVH-X4550DVD.
Когда убрал все ненужное, то высокочастотные динамики свободно закрепились.
Внешний вид после установки твиттера.
Набор колец под динамики для монтирования их в стандартные места.
Кольца на картах двери, срезал на везде под чистую.
Все излучатели расположенные в установочных точках оклеены самоклеющиеся тканью — маделином.
Громкоговоритель левой двери.
Громкоговоритель правой двери.
Громкоговоритель с кольцами в сборе в установочных местах, и их высота.
Уплотнительная резина под динамик, для лучшего соединения с обшивкой двери.
Пространство для расположения кроссовера в левой двери.
Пространство для расположения кроссовера в правой двери.
У всех кроссоверов переключатель установлен на +3db.
Динамический излучатель с левой стороны
Динамический излучатель с правой стороны
Динамический излучатель с уплотнительной прокладкой.
Акукстика Morel Tempo 5
Мидбасы Morel прерывают победное шествие полипропилена, правда в их диффузорах целлюлоза тоже покрыта снаружи слоем полимера. Впрочем, такова наша реальность: бумага в чистом виде в автомобильном салоне не живёт или живёт недолго. А влияние всякого рода покрытий (это тоже реальность) можно свести к нулю или обернуть на пользу, если знать как. Центральный колпачок изготовлен из ткани с пропиткой, диаметр его 51 мм. Диффузородержатель имеет неповторимую форму и неплохо (но не более) заглушён. При диаметре магнита всего 74 мм размер осевого отверстия 10 мм — в выборе между минимизацией потерь потока и повышением эффективности отвода тепла авторы разработки остановились на последнем. Уплотнительного кольца на внешнем ободе корпуса не предусмотрено. Рамка решётки монтируется снизу, и посадочное отверстие под динамик должно быть выполнено точно по размеру корпуса. Провода к выводам звуковой катушки проложены по наиболее традиционному первому способу. Пищалка имеет типичный для «наших» ВЧ-излучателей размер шёлковой мембраны 28 мм. Расположенная перед ней традиционная трёхлучевая «звезда» с апертурой выполняет по большей части защитные функции. Поскольку овальных чашек не бывает, назовём соответствующий монтажный аксессуар держателем твитера, тем более что с его помощью пищалки заглубляются в «тело» лишь наполовину. Для этих держателей предусмотрено две пары подставок: более высокие с разворотом оси излучения на 35 градусов и пониже с углом разворота 20 градусов. По традиции схема кроссовера отличается крайним минимализмом: здесь одна катушка с сердечником из феррита и один майларовый конденсатор (формулу кроссовера желающие могут составить сами). Есть ещё джампер на два положения: +3/0 дБ.
В исходном, нижнем положении аттенюатора верх становится слишком сдержанным уже при небольшом смещении от оси. В положении «+3» он становится навязчивым при угловом отклонении меньше 30 градусов. Возвращаем джампер в исходное положение. Особенность подачи бубна заключается в том, что сам удар воспроизводится отчётливо, а дальнейшее звучание передаётся уже не столь уверенно. Басовые инструменты звучат тише обычного, но зато только у мидбасов Morel «бочка» похожа на музыкальный инструмент, а не на деревянную кадушку. Скрипкам недостаёт певучести и полёта, и они как бы увеличены в масштабе. У рояля на «средней середине» порой появляются неожиданные призвуки.
Бесплатный совет: постарайтесь установить мидбас и твитер под одинаковым углом, примерно 20 — 30 градусов.
Максимальная кратковременная/допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 270/110
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 95 — 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,37
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 8,71
Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки
Fs, Гц Vas, л Qts
73,7 7,20 0,516
КТО
Morel Tempo 5
ПОЧЕМ
3725 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Сравнительно низкие искажения на средних частотах
Твитер и мидбас хорошо согласованы по отдаче
Ровная дисперсия излучения
ЭТО — МИНУС
Не самые высокие басовые возможности
ОДНИМ СЛОВОМ…
Звучная акустика, требующая сабвуфера в ультимативной форме
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 8
Звук 9
Итог 41
На басах искажения средние, на средних частотах их уровень можно считать сравнительно низким. Вычисленное значение силового фактора оказалось невысоким (3,86 Тл м, третий результат снизу), что, как вы понимаете, вполне закономерно. Но масса подвижной системы (6,3 г) тоже меньше, нежели у почти всех «коллег», твк что чувствительность мидбаса и системы получилась достойная. Переход в модальный режим работы начинается сравнительно рано, от 1,5 кГц — на графике АЧХ можно увидеть, как падает излучающая способность мидбаса на этой частоте. У твитера довольно ровная частотная характеристика, и по уровню он неплохо согласован с мидбасом. Частотная характеристика под углом 50 градусов до частоты 13 кГц повторяет по форме осевую АЧХ, а такое редко кому удаётся. Похоже, что оптимальный результат даст одинаковый угол установки мидбаса и твитера, скажем, 20 — 30 градусов.
Добротность мидбаса попала в область переходных значений от ящичной к фри-эйрной акустике. В объёме 35 л результирующая добротность составит 0,57, а нижняя частотная граница попадёт на 105 Гц или 100 Гц в салоне. Попробуем подобрать ящик. В объёме 8,3 л при баттервортовской добротности частотная граница 101/95 Гц. Объём, прямо скажем, не самый ходовой, а брать меньший ящик смысла нет. Надо ориентироваться на двери и приготовиться к тому, что при сопряжении с сабвуфером придётся повозиться.
Компонентная акустика 5’’ | Kicx SL 5.2 | Hertz DSK 130 | Audio Art Revolt S525 | Fusion PP-CM525 | Zapco i-5.2 | Diamond D1 51 | Boston S50 | Morel Tempo 5 | Audiotop ATB 13/2N