- Особенности карданных валов УАЗ-3151
- Техническое обслуживание карданных валов
- Ремонт карданных валов
- Разборка карданного вала
- Оценка технического состояния деталей карданного вала
- Сборка карданного вала
- Неисправности карданных валов
- Вибрация карданного вала (проявляется в виде гула и прерывистого шума, усиливающегося с увеличением скорости движения автомобиля)
- Стуки или слабые удары в карданной передаче, появляющиеся при переключении передач или при движении автомобиля по инерции
- Особенности конструкции карданной передачи автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
- Смазка карданной передачи
- Возможные неисправности карданной передачи и методы устранения
- Вибрация карданной передачи (проявляется в виде гула и прерывистого шума и усиливается с возрастанием скорости движения автомобиля)
- Стуки или удары в карданной передаче при переключении передач или торможении двигателем
Особенности карданных валов УАЗ-3151
Конструкция задних и передних карданных валов одинаковая.
Рис. 1. Задний карданный вал
Они отличаются только длиной, а также тем, что задние карданные валы имеют тонкостенную трубу 13 (рис. 1), а передние выполняются комбинированными из трубы и вала.
Шлицы карданных валов могут быть двух типов – прямобочные или эвольвентные.
Техническое обслуживание карданных валов
Периодически проверяйте затяжку болтов крепления фланцев карданных валов к фланцам раздаточной коробки и ведущей шестерни главной передачи переднего и заднего мостов.
Проверяйте зазоры у шарниров и шлицевого соединения, смазывайте их в соответствии с указаниями таблицы смазывания.
Болты крепления фланцев затягивайте до отказа.
Для смазывания пользуйтесь шприцем со специальным наконечником.
Этот наконечник надевается на шприц и входит в комплект инструмента водителя.
Вводить в шлицы излишнюю смазку не следует, так как она будет выбрасываться из шлицевого соединения, что приведет к преждевременному выходу из строя сальников и может выбить заглушку скользящей вилки.
Никаких регулировок карданные валы не требуют.
Ремонт карданных валов
Карданные валы балансируются динамически.
Дисбаланс устраняйте приваркой пластин на концах вала.
При индивидуальном методе ремонта пригодные к дальнейшей работе детали устанавливайте на прежние места, где они приработались.
Такие детали перед снятием пометьте любым способом, не вызывающим их порчи (краской, кернением и т.д.).
Для ремонта снимите вал с автомобиля.
Разборка карданного вала
Отверните обойму 12 (см. рис. 1) сальникового уплотнения шлицевого соединения, предварительно выправив ее в местах кернения, и сдвиньте уплотнение в сторону трубы.
Рис. 2. Замер радиального зазора шлицев карданного вала
Замерьте индикатором радиальный зазор шлицев карданного вала (рис. 2) на расстоянии 75–80 мм от шлицевого конца вилки в двух перпендикулярных плоскостях и запишите его величину.
Разъедините шлицевое соединение вала, снимите кольца 9 (см. рис. 1), 10, 11 и обойму 12.
Снимите при помощи отвертки стопорные кольца 2.
Выпрессуйте при помощи приспособления 71–2427 стаканы игольчатых подшипников из отверстий ушков вилок и отсоедините вилки кардана.
Очистите и промойте все детали карданного вала.
Оценка технического состояния деталей карданного вала
Рис. 3. Замер биения трубы карданного вала
- 1. Выправьте или замените погнутый вал. После правки допустимое биение вала должно быть не более 0,6 мм в любой точке по его длине (рис. 3). Правьте вал на призмах.
- 2. Замените крестовину, если:
- – диаметр шипов менее 16,26 мм;
- – на шипах имеются продольные вмятины;
- – шейки крестовины под манжету сильно изношены.
- 3. Замените сальники торцевых уплотнителей при износе или повреждении их рабочих кромок.
- 4. Замените игольчатые подшипники, если:
- – подшипники качаются на шипах;
- – потеряна или деформирована одна из игл.
- 5. Замените изношенные детали шпилевого соединения карданного вала, если радиальный зазор в шлицах превышает 1,3–1,5 мм.
- 6. Замените изношенные вилки, если диаметр отверстия под подшипник более 30,02 мм или размер между плоскостями ушков вилки превышает величину 60,1 мм.
- 7. Замените резиновое или войлочное кольцо при их износе или повреждении.
- 8. Замените обойму уплотнения шлицевого соединения, если внутренняя резьба обоймы сорвана.
- 9. При износе или поломке отдельных деталей вала замените вал, если нет возможности его балансировать.
Допускается замена комплекта крестовины с подшипниками и сальниками в сборе без балансировки вала, если при этом не появляется вибрация.
Сборка карданного вала
- 1. Установите на шлицевой конец карданного вала обойму 12 (см. рис. 1), войлочное кольцо 10, резиновое кольцо 11 и кольца 9.
Перед сборкой шлицевого соединения пропитайте смазкой войлочное кольцо 10 и смажьте шлицы.
- 2. Соберите шлицевое соединение так, чтобы вилки карданных шарниров находились в одной плоскости; отклонение не более 5°.
Для этого совместите метки (стрелки), сделанные перед разборкой.
- 3. Наверните обойму 12 до отказа и закерните в двух противоположных местах так, чтобы край обоймы немного загнулся в выточку скользящей вилки.
Рис. 4. Расположение пресс-масленок при сборке карданного вала (вид со стороны моста)
- 4. Установите крестовины и вилки шарниров так, чтобы пресс-масленки шлицевого соединения и крестовины, расположенной у моста, находились в одной плоскости и на одной стороне вала, а масленка крестовины противоположного конца вала – на 90° против часовой стрелки, если смотреть со стороны моста (рис. 4).
- 5. Закрепите вилку с крестовиной в приспособление или тиски и запрессуйте в проушины стаканы игольчатых подшипников. При этом следите, чтобы не заворачивалась рабочая кромка сальников торцевых уплотнителей подшипников.
Установите в пазы стаканов стопорные кольца 2.
- 6. Соберите карданный шарнир противоположного конца вала вышеуказанным способом.
- 7. Смажьте перед сборкой шарниры смазкой Литол–24, для чего заполните смазкой каждый подшипник на 1/2 его объема.
- 8. После сборки проверьте:
- – легкость перемещения вилок шарнира.
Вилки должны перемещаться (без заедания) от руки;
Величина углового перемещения для одного шарнира не должна превышать 0,3 мм (номинальная величина 0,23 мм) на радиусе 35 мм под действием крутящего момента 98–117 Нм (10–12 кгс·м).
При замене фланцев или вилок собранный вал отбалансируйте динамически. Допустимый после ремонта дисбаланс – не более 26 гс·см.
Неисправности карданных валов
Вибрация карданного вала (проявляется в виде гула и прерывистого шума, усиливающегося с увеличением скорости движения автомобиля)
Нарушена балансировка вала — Отбалансируйте вал. Если такой возможности нет, то замените вал в сборе с шарниром
Изогнут карданный вал — Выправьте или замените вал
Большой износ цапф крестовины. Продольные вмятины на цапфах — Замените крестовину в комплекте с подшипниками
Большой износ игольчатых подшипников крестовины — Замените подшипники
Большой износ шлицевого соединения карданного вала — Замените вал
Износ отверстий в ушках вилок и фланцев карданных валов — Замените вал, фланцы или скользящую вилку (в случае большого износа отверстий в ее ушках)
Стуки или слабые удары в карданной передаче, появляющиеся при переключении передач или при движении автомобиля по инерции
Ослабление затяжки болтов крепления карданного вала к фланцам раздаточной коробки и ведущих мостов — Затяните болты
Износ шлицев фланцев крепления карданного вала к ведущим мостам и раздаточной коробке — Замените фланцы
Большой износ шлицевого соединения карданного вала — Замените вал
Особенности конструкции карданной передачи автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Карданная передача состоит из переднего и заднего валов, передающих крутящий момент от раздаточной коробки к ведущим мостам.
Каждый карданный вал имеет на концах карданные шарниры с игольчатыми подшипниками
На длиннобазных модификациях автомобилей УАЗ-3153 вместо заднего вала установлена карданная передача из двух валов с промежуточной опорой, установленной на поперечине рамы
Задний карданный вал состоит из трубы, к одному из концов которой приварена вилка шарнира, а к другому — шлицевой наконечник, входящий в шлицевое отверстие вилки второго шарнира
Такое соединение компенсирует изменение длины карданного вала при работе подвески
Передний карданный вал имеет аналогичную конструкцию, за исключением части трубы, проходящей под картером сцепления, которая заменена сплошным стержнем малого диаметра
Это сделано для предотвращения касания вала о картер двигателя при работе передней подвески
Для защиты от грязи и удержания смазки в обоймах подшипников шарниров имеются резиновые манжеты, а на шипах крестовин установлены резиновые торцовые уплотнения.
Шлицевые соединения уплотнены резиновыми и войлочными кольцами.
Шарниры и шлицевые соединения смазываются через пресс-масленки, ввернутые в крестовины шарниров и скользящие вилки валов
Смазка карданной передачи
Работаем на подъемнике или смотровой канаве
В последнем случае вывешиваем заднее колесо и отключаем привод передних колес
Включаем нейтральную передачу
Очищаем от грязи карданные валы, шарниры и пресс-масленки на крестовинах шарниров и шлицевом соединении.
При этом проворачиваем карданный вал для доступа к пресс-масленкам
Нагнетаем шприцем смазку в пресс-масленки шарниров до появления ее из-под уплотнений всех четырех подшипников каждого шарнира
Если этого не происходит, возможно, засорился клапан масленки или неисправно уплотнение какого-либо подшипника (смазка выходит только из-под этого уплотнения)
Чтобы очистить клапана масленки, плоскогубцами откручиваем масленку
Промываем масленку в керосине и продуваем сжатым воздухом
Нажимая тонким стержнем на шарик клапана, убеждаемся, что он подвижен и перекрывает канал масленки под действием пружины
Неисправную масленку заменяем
Поврежденное уплотнение подшипника также заменяем
Также смазываем шлицевое соединение, не следует нагнетать сюда слишком много смазки (дожидаясь выхода смазки из-под уплотнения)
Если необходимо, пресс-масленку шлицевого соединения откручиваем ключом на 8 и проверяем, как указано выше
Шлицевое соединение и шарниры переднего карданного вала смазываем таким же образом
Возможные неисправности карданной передачи и методы устранения
Вибрация карданной передачи (проявляется в виде гула и прерывистого шума и усиливается с возрастанием скорости движения автомобиля)
— Нарушение балансировки вала
Отбалансировать вал. Если такой возможности нет, то заменить вал в сборе с шарнирами
— Деформация карданного вала
— Сильный износ шлицевого соединения карданного вала
— Износ отверстий в ушках вилок и фланцев карданных валов
Заменить вал, фланцы или скользящую вилку
Стуки или удары в карданной передаче при переключении передач или торможении двигателем
— Ослабление затяжки крепежных деталей карданной передачи
Произвести затяжку крепежных деталей
— Износ шлицев фланца ведущей шестерни мостов
— Сильный износ шлицевого соединения карданного вала
— Сильный износ крестовины. Наличие продольных вмятин на цапфах
Заменить крестовину в комплекте с подшипниками и манжетами
Манжету устанавливать так, чтобы ее пружина была обращена к торцовому уплотнению, напрессованному на крестовину