- Не включаются передачи на УАЗ Авто-помощь
- Поломки
- Вылеты передач
- Сложности с включением скоростей
- Механизм переключения передач прямозубой раздаточной коробкой Уаз.
- Коробка передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- Схема
- Установка заднего подшипника и ведомого вала в картер коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- Синхронизатор коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- Механизм переключения передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- Привод управления коробкой передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- Вам будет интересно:
Не включаются передачи на УАЗ Авто-помощь
Промываем детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их.
На деталях картеров не допускаются трещины любой формы и длины.
Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа.
Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку.
Прокладки должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов износа, задиров и наволакивания металла. Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий.
Незначительные следы задиров, а также коррозии (на шлицах) устраняем надфилем или очень мелкой шкуркой, а шейки валов полируем тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов недопустимы сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах блокирующих колец синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций. На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы.
Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.
После пробега около 100 тыс. км все шариковые подшипники лучше заменить, независимо от их состояния.
Манжету первичного вала, если она есть, также заменяем.
Перед сборкой смазываем подшипники, их гнезда, а также валы трансмиссионным маслом.
Для сборки роликового подшипника вторичного вала наносим на ролики любую пластичную смазку.
Механизм переключения передач собираем в обратной последовательности, начиная с установки предохранителя.
Устанавливаем пружину и шарик-фиксатор штока вилки заднего хода.
Утапливая шарик плоской отверткой, вставляем шток в отверстие крышки
Надеваем на шток вилку, постукивая по торцу штока молотком из мягкого металла, и фиксируем ее стопорным болтом, совместив отверстия штока и вилки
Устанавливаем плунжер в канал между штоком вилки передачи заднего хода и штоком III-IV передач
Аналогично устанавливаем шток III–IV передач с вилкой и второй плунжер (между штоками III–IV и I–II передач).
Устанавливаем шток I–II передач, вилку, шарик с пружиной и пробку-заглушку фиксатора.
Зажав механизм переключения в тиски, и установив на него рычаг, проверяем правильность сборки и работу механизма. Штоки должны легко перемещаться и четко фиксироваться.
Контрим болты вилок переключения передач контровочной проволокой
Маслоотражательную шайбу ориентируем выступом к внутреннему кольцу подшипника
Подшипники напрессовываем на вал отрезком трубы подходящей длины и соответствующего диаметра
Дальнейшую сборку коробки передач ведем в обратной последовательности, при этом прокладки и болты крышек картера обезжириваем и наносим на них герметик.
Проверяем переключение передач на собранной коробке, рукой проворачивая ее валы.
Установив коробку передач на автомобиль и залив масло, проверяем ее работу в движении.
Передачи должны включаться четко, без заеданий и шума. При этом следите за полнотой включения передач.
Ход рычага при включении первой передачи в коробке передач с синхронизаторами только на III–IV передачах в 2,5 раза больше, чем при включении второй передачи.
Недовключение первой передачи вызывает быстрый износ и разрушение шестерен.
Поломки
Что касается характерных неисправностей КПП УАЗ 452, то они поделены на 3 группы.
Вылеты передач
Из-за износа либо сминания компонентов посадка по центрирующим поверхностям заметно ослабляется.
Необходима замена компонентов. Подбор ступицы синхронизатора должен производиться с муфтой. Подбор шестерни I передачи осуществляется по вторичному валу, причем зазор при незначительном смещении должен быть минимальным. Возможна замена подшипников шестерен, втулок либо же шестерней с втулками.
Сложности с включением скоростей
Блокировка включения передач синхронизатором из-за неисправности сцепления.
Регулировка привода выключения сцепления.
Естественный износ компонентов синхронизатора.
Износ либо изгиб вилок и прочих компонентов узла переключения.
Механизм переключения передач прямозубой раздаточной коробкой Уаз.
Однорычажный — один рычаг поочередно включает передний мост, затем нейтральную и понижающую передачу.
Двухрычажный — один рычаг для включения переднего моста, второй — для включения нейтральной и пониженной передачи.
На двухрычажном механизме есть встроенная блокировка которая не позволяет включить пониженную передачу до тех пор, пока не будет включен передний мост, и наоборот — не позволяет выключить передний мост, пока включена понижающая передача. На автомобилях Уаз капотной схемы один или оба рычага установлены непосредственно на раздатке, а на автомобилях семейства Уаз-3741 вагонной компоновки соединяются с ней при помощи механизма дистанционного управления.
Механизм управления раздаточной коробкой автомобилей семейства УАЗ 31741- рычаг включения переднего моста; 2- рычаг включения прямой и понижающей передачи; 3- регулировочные вилки; 4- контргайки; 5- передние тяги; 6- втулки; 7- стопорный винт; 8- шпонки; 9- кронштейн; 10,11 — промежуточный рачаг; 12- гайка; 13- шарнирный подшипник; 14- корпус подшипника; 15- валы переключения; 16- задние тяги.
Коробка передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
УАЗ-2206 и УАЗ-3909
Коробка передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 имеет четыре передачи для движения вперед и одну назад. Задний подшипник ведомого вала КПП двухрядный, шариковый.
Шлицевый конец ведомого вала входит внутрь картера раздаточной коробки и на нем установлена скользящая шестерня включения понижающей передачи раздаточной коробки.
Схема
Рис.1. Коробка передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- 1 — картер;
- 2 — шестерня привода промежуточного вала;
- 3 и 23 — подшипники промежуточного вала;
- 4 — гайка;
- 5 — промежуточный вал;
- 6 — крышка подшипника;
- 7 — крышка подшипника ведущего вала;
- 8 — муфта выключения сцепления;
- 9 — ведущий вал;
- 10 — гайка;
- 11 — подшипник крышки;
- 12 — роликовый подшипник ведомого вала;
- 13 — муфта синхронизатора;
- 14 — ведомый вал;
- 15 — шестерня третьей передачи;
- 16 — шестерня второй передачи;
- 17 — шестерня первой передачи;
- 18 — подшипник ведомого вала;
- 19 — шестерня привода спидометра ведомая;
- 20 — шестерня привода спидометра ведущая;
- 21 — фланец ведомого вала;
- 22 — болт крепления подшипника промежуточного вала;
- 24 — ось блока шестерен заднего хода;
- 25 — стопорный винт оси;
- 26 — блок шестерен заднего хода;
- 21 — распорная втулка;
- 28 — шестерня второй передачи промежуточного вала;
- 29— шестерня третьей передачи промежуточного вала;
- 30 — пробка сливного отверстия.
На рис.1. показан продольный разрез КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206, а на рис.2. — установка заднего подшипника ведомого вала в картере коробки передач.
Передний шлицевый конец ведущего вала 9 (см. рис.1), являющийся одновременно и валом ведомого диска сцепления, установлен на подшипнике в маховике, а задний конец опирается на подшипник 11, расположенный в картере коробки. Этот подшипник закреплен на ведущем валу гайкой 10, имеющей левую резьбу.
Крышка подшипника ведущего вала имеет буртик, которым крышка центрируется с картером сцепления. На трубчатом конце крышки установлена муфта 8 выключения сцепления.
С ведущим валом КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 находится в постоянном зацеплении шестерня 2 привода промежуточного вала.
Установка заднего подшипника и ведомого вала в картер коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- 1 — картер коробки передач;
- 2 — пластина крепления раздаточной коробки и коробки передач;
- 3 — картер раздаточной коробки;
- 4 — задний подшипник ведомого вала;
- 5 — ведомый нал;
- 6 — упорное кольцо;
- 7 — задний подшипник промежуточного вала;
- 8 — отверстие для слива масла.
Первую и вторую передачи включают шестерней 17 (см, рис.1), перемещающейся по шлицам ведомого вала 14 третью и четвертую (прямую) передачи — перемещением муфты синхронизатора, а задний ход — блоком шестерен 26 заднего хода.
Шестерни привода промежуточного вала КПП УАЗ-452 и шестерни второй и третьей передач — косозубые, остальные — с прямым зубом. Синхронизатор КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 (рис.3) предназначен для бесшумного (безударного) включения прямой и третьей передач после выравнивания (синхронизации) скоростей вращения включаемой шестерни и ведомого вала.
Работает синхронизатор КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 следующим образом. На конусной поверхности шестерни 1 ведущего вала и шестерни 6 третьей передачи установлены блокирующие бронзовые кольца 9, имеющие снаружи прямые зубья. Такие же зубья сделаны и на венцах ведущего вала и шестерни третьей передачи.
Синхронизатор коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- 1— шестерня ведущего нала:
- 2 — сухарь;
- 3 — шарик;
- 4 — пружина;
- 5 — венец;
- 6 — шестерня третьей передачи;
- 7 — ступица синхронизатора;
- 8-скользящая муфта;
- 9 — блокирующее кольцо.
На шлицевом конце ведомого вала коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 установлена ступица 7 скользящей муфты 8, имеющая на наружной поверхности зубья (одинаковые с зубьями блокирующих колец) и три паза для сухарей 2.
По зубьям ступицы может перемещаться муфта 8 вместе с сухарями, в которых расположены шарики 3, прижимаемые пружинами 4 к канавке в муфте.
При перемещении муфты (для включения третьей или прямой передачи) вместе с ней перемещаются и сухари, концы которых расположены в пазах блокирующего кольца 9, и прижимают его к конусу ведущего вала или шестерни третьей передачи.
При дальнейшем передвижении муфты КПП ее зубья войдут в зацепление с зубьями блокирующего кольца. Вследствие возникающего трения между конусными поверхностями кольца и шестерни будут выравниваться скорости вращения включаемых деталей.
При окончательном включении муфты ее зубья будут без ударов входить в зацепление с зубьями венца ведущего вала или шестерни третьей передачи и обеспечивать бесшумное включение шестерен.
Механизм переключения передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
Механизм переключения передач расположен в боковой крышке (рис.4). Для переключения передач в боковой крышке установлены два приводных рычага 14, 16, три штока 3, 4, 7 и вилки 2, 5 и 6.
При вращении приводного рычага 16 выбора муфта 10 перемещается вертикально на валу 9 и может быть установлена в одном из трех положений.
Рис.4. Механизм переключения передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- 1 — боковая крышка;
- 2 — вилка заднего хода:
- 2— шток переключения заднего хода;
- 4 — шток переключения третьей и четвертой передач;
- 5 — вилка третьей и четвертой передач;
- 6 — вилка первой и второй передач;
- 7 — шток переключения первой и второй передачи;
- 8 — сапун;
- 9 — вал переключения передач;
- 10 — муфта переключения передач;
- 11 — пружина;
- 12 — крышка сальника;
- 13 — сальник;
- 14 — приводной рычаг переключения;
- 15 — избирательный рычаг в сборе;
- 16 — приводной рычаг выбора;
- 17 — пружина фиксатора;
- 18 — шарик фиксатора.
При этом кулачок муфты входит в паз вилки включения требуемой передачи. Вращением приводного рычага 14 переключения кулачок муфты передвигается вместе со штоком и вилкой и вводит шестерню в зацепление.
Шарики и пружины, имеющиеся в крышке, предназначены для фиксации штоков при включенных передачах, а замок служит для предупреждения возможности одновременного включения двух передач.
Привод управления коробкой передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
Привод управления коробкой передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 (рис.5,а) состоит из механизма управления, рычага переключения передач, промежуточных рычагов и тяг.
Механизм управления КПП УАЗ-452 смонтирован на коробе воздуховода и соединен тягами с рычагами переключения передач, установленными на боковой крышке коробки.
Рис.5. Привод управления коробкой передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206
- 1— рычаг переключения передач;
- 2 — фиксатор среднего положения выбора;
- 3 — выбирающий рычаг механизма;
- 4 — тяга переключения вертикальная ;
- 5 — рычаг переключения промежуточный:
- 6 — рычаг выбора промежуточный;
- 7 — тяга выбора горизонтальная;
- 8 — приводной рычаг выбора;
- 9 — приводной рычаг переключении;
- 10 — тяга переключения горизонтальная ;
- 11 — кронштейн промежуточных рычагов;
- 12 — рычаг выбора промежуточный;
- 13 — тяга выбора вертикальная;
- 14 — переключающий рычаг механизма ;
- 15 — пресс-масленки;
- 16 — ось рычага;
- 17 — кронштейн;
- 18 —уплотнитель механизма.
Положение рычага 1 при переключении передач показано на рис. 5б, а положение приводных рычагов выбора 8 и переключения 9 на боковой крышке коробки передач — на рис.5в.