Доверяй, но со схемой проверяй
Корнями эта история уходит в тот день, когда у меня в руках, при сборке двигателя после капремонта, в труху начала рассыпаться «коса» проводов электронного блока управления (далее ЭБУ) двигателем. Двигатель у меня, относительно, простенький и хороший — УМЗ 4213 (Евро 2), контроллер — «МИКАС-7.2».
Такие вот мозги, кстати говоря менянные, ибо УАЗе мой 2007 г.в.
Так вот, рассыпающийся в труху жгут проводов не оставил мне выбора, и пришлось купить новый. Подключение датчиков и форсунок проблем не составило, все было подключено точно так же, как и до разборки двигателя, в помощь была куча фоток сделанная во время демонтажа старой «косы» (благодаря отвратительнейшей памяти развился скилл по пошаговому фотографированию разборок любых девайсов). Подтверждением же правильной сборки и подключения был запуск двигателя с первого раза. И вот, спустя 2500 км…
А чо гоняешь то на трех цилиндрах?
Притопал ко мне как то один комрад и говорит: «Андрюх, помоги двиг с волги достать, да мотористу увезти. Я уж договорился, а транспорта нету». И вот, одним солнечным утречком поехали мы на моем УАЗке за сердечком волговским. Суть да дело, пока достали, туда — сюда, вечером повезли. Подъезжаем к вотчине моториста, глядим — вышел встречать. Машину только заглушил, не успел еще поздороваться, как Андрей (моторист) сходу спросил: «А чо гоняешь то на трех цилиндрах?». О_о?! Мастер заставил выкрутить все свечи (по свече 2-го цилиндра было понятно, что именно он не работал), и последовать за ним в его «лабораторию». Ну вот, думал я следуя за мотористом, купил задорого говеные свечи. Но прибор для проверки искровых свечей зажигания показал, что все свечи идеально работают, при любом давлении… «Ну значит провод, иди меняй и пробуй» — сказал Андрей и с этими словами выдал мне другой, для проверки . Эффекта это тоже не возымело… «Тогда это форсунка, удачи тебе» — с таким вот пожеланием я и покатил домой, точнее в гараж.
Не бойся открутить лишнего, ибо даже ошибившись — познаешь
новое. Ну, или хотя бы еще раз смажешь. Semiurg ©
Незамедлительно была куплена новая форсунка. И в ближайшую же субботу я отправился в гараж. Демонтировав рампу стало сразу видно, что форсунка второго цилиндра не работала, распылитель ее был ужасно грязный. НО! Заменив форсунку и собрав двигатель я получил все тот же эффект «троения»…Вторая мысль пришедшая в голову: «зато теперь форсунка запасна есть». Мысли о неработающей катушке роились в голове, не смотря ни на какие доводы. Уж если бы катушка делала мне голову, то отказывало бы два цилиндра. Решил все же перекинуть провода с катушек и проверить, но нет, по прежнему молчал 2-й цилиндр. Все свечи выкрутишь — пахнут бензином, со второго цилиндра — нет…Ясно, нет подачи топлива. Почесав репу, решено было проверить провода идущие от форсунки на их целостность. Схемы нету…а чо там, мультиметр в режим «пищалка» и вперед. Оба контакта от форсуночной «фишки» исправно звонились, через всю косу, до самого ЭБУ. Замерил напряжение на форсуночной «фишке» — 0! Потестил то же самое, но на форсунке третьего цилиндра — почти 12 вольт! Вотано! Значит мозги…открутив комп, и закинув его в рюкзак, уныло побрел домой…
ЭБУ торжественно вручил SpyON’у, надежда оставалась только на него. Но ни внешний осмотр потрохов компа, ни «прозвонка схемы», с пляской под бубен и обкуривание можжевельником, тайны не раскрыли, но (вроде бы) к решению проблемы приблизили. Нарисовались два варианта:
1. Выход из строя микросхемы TLE 6220 GP, отвечающей за раздачу пенделей форсункам;
2. Выход из строя самого контроллера, что автоматически влекло за собой покупку новенького ЭБУ, за туеву хучу килорублей.
В родном городе-герое Чите данной микросхемы обнаружить не удалось, интеренет же пропрочил потерю 0,7 килорублей и двухнедельное ожидание …Ну 0,7 не 12, подумал я и подал заявку в один из интерент магазинов. Вечером, от нечего делать, потыкал снятую форсунку «кроной», та так звонко отозвалась работающим клапаном, что я аж подскочил в кресле. Этим же вечером, удалось познакомиться с Олегом Михайловичем (безумно известный в узких кругах человек, с говорящим прозвищем/ником/образом жизни «Упорный») и даже взять автограф ^_^. Так вот, за чаепитием зашел разговор о двигателях и я поделился своей проблемой, посетовал на комп. Олег Михайлович не моргнув глазов предложил для теста свой ЭБУ, благо мозги у двигателей одинаковые. И вот, в ночную пору, с очумелыми глазами и в предвкушении развязки мы со SpyON’ом несемся во гаражища, сходу подрубаем комп и…ТРОИТ! Мерим напряжение на форсунку — 0! О_о wtf?! И тут доходит! Начинаем звонить провода — не совпадают со схемой! Емое! Вотано! При сборке жгута на заводе перепутали провода, зацепили не на те клеммы! Довольные, что распутали запутанное, мчимся к Упорному возвращать ЭБУ и сыпать благодарностями. Довольный лег спать, но что то в подсознаний не давало мне покоя…Разгадка пришла во сне! Уже проснувшись утром я точно знал где ошибся и в чем, рядом с проводом на вторую форсунку идет провод на датчик детонации (далее ДД), интернет открыл мне схему к МИКАС-7.2 под 4213 Евро-2, с обозначение цветов проводов. Захватив схемку я помчался в гараж.
Схема СУД УМЗ-4213 (евро 2), МИКАС 7.2
Да! Нашел! Я повторил ошибку предыдущего хозяина, тупо повторив расположение клемм, об этом говорили цвета проводов. Контакты на форсунку и датчик детонации были перепутаны. Сняв клему с ДД, на запущеном двигателе, померил напряжение — 12 вольт! Вотано! Ха! Я у мамы Шерлок Холмс! Все элементарно, а чуть было не купил ЭБУ! Защелкиваю клеммы согласно штатному расписанию, завожу двигатель и…ТРОИТ! Искра есть, но свеча, по прежнему, не пахнет бензином!
Вскрытие показало, что пациент
умер от вскрытия… Народный фольклор ©
Одним прекрасным рабочим, солнечно-теплым, днем в мой мозг вкралась мыслишка, принесшая с собой зерно сомнения…относительно качества купленой мною форсунки…и тем же теплым вечером, захватив с собою «крону», я двинулся в гараж. На подачу питания к контактам второй форсунки та отозвалась тишиной, в то же время форсунки первого и третьего цилиндра на подобную же операцию отозвались бодрым щелканьем работающих клапанов…BEEP! Выходит, что болячку изначально можно было вылечить просто поменяв местами фишки зацепленные на ДД и форсунку второго цилиндра…
Каков шанс попасть на прилавок неработающей форсунке? В отношение запчастей и агрегатов для отечественных авто это риторический вопрос.
Спасибо Люди!
Когда-то давно люди делали Вещи… И Вещи тогда были красивыми, крепкими, удобными, и служили долго… Потом люди стали делать Дела…Вещи в эту пору стали уже не так хороши… А потом люди стали делать Деньги…Поэтому постепенно в мире становилось все меньше Вещей и все больше пластикового одноразового говна… Те, кто умел делать Вещи все уже умерли от старости, их дети, умевшие делать Дело уже на пенсии, а их внуки уже умеют делать только Деньги…
Если думаете что понятие «одноразовое пластиковое говно» относится исключительно к пластиковым бендиксам, то вы сильно ошибаетесь.
Знаете что меня удивило и навеяло вселенскую скорбь? Нет, это не сломаный сливной кран с блока цилиндров, сделанный из редчайшего сплава фольги и картона. И даже не СУПЕРПУПЕР ПЕКАРОВСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ термостат, оживший только посреди тайги и только после удара черенком лопаты. И уж совсем не мертвая форсунка, купленная и поставленая мной в двигатель. В нашу эпоху «одноразовое пластиковое говно» это далеко не невидаль и вот по этому поводу — скорбь… Дивом был генератор, неизвестно когда, кем и при каких условиях установленный на мою машину… Долго я стоял и смотрел на него, бережно держа в руках. И так меня тронуло, за душу прям, даже помню как время замерло, как осеннее солнце стало светить ярче и греть сильнее, как повисли пылинки в воздухе… Для полноты картины не хватало мужской скупой слезы, упавшей и скатившейся по генератору… Потемневший, от времени и нещадной эксплуатации корпус гордо нес на себе остатки заводского номера, и едва различимый год выпуска — 1987… Все, что возможно было сделать с этим генератором это его тщательно почистить снаружи, оттереть культурные слои из пыли и грязи. Разобрать его было уже невозможно. Спасибо Вам, Люди! (да, именно так — с большой буквы!). Люди собравшие, на совесть и с душой, качественное устройство. Я горжусь Вами и Вещъю, созданной Вашими заботливыми и умелыми руками!
Закончилась вся эта история одним субботничным утром, банальной заменой новенькой, но неработающей, форсунки на старую, родную и исправную. Проверил по схеме все контакты, цвета проводов и датчики. Поворот ключа в замке зажигания и…
Впервые я услышал звук работы 4-х цилиндров родного УАЗки. На всякий случай сдернул провод со свечи зажигания второго цилиндра — обороты упали ^_^, значит все в порядке. Из выхлопной трубы валил сизый дым, маслица поднакопилось в цилиндре за 2,5 тысячи километров, который через пару минут исчез.
З.Ы.: Пока прогревался двигатель, я стоял в клубах сизого дыма и вертел в руках купленную в магазине красивенько-чистенькую, но дохлую форсунку…И тут в голове возникла шальная мыслишка, за которой последовал неслабый удар этой форсункой о воротину гаража. После чего, она была проверена на работоспособность, при помощи все той же кроны…на подачу питания клапан форсунки отозвался бодрым клацаньем…(>_<)…wtf?!
Запись опубликована автором WoGo в рубрике Отчеты с метками #Buhанка, #автомеханика, #автоэлектрика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.