Как разобрать и собрать коробку передач автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Промываем детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их.
На деталях картеров не допускаются трещины любой формы и длины.
Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа.
Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку.
Прокладки должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов износа, задиров и наволакивания металла. Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий.
Незначительные следы задиров, а также коррозии (на шлицах) устраняем надфилем или очень мелкой шкуркой, а шейки валов полируем тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов недопустимы сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах блокирующих колец синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций. На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы.
Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.
После пробега около 100 тыс. км все шариковые подшипники лучше заменить, независимо от их состояния.
Манжету первичного вала, если она есть, также заменяем.
Перед сборкой смазываем подшипники, их гнезда, а также валы трансмиссионным маслом.
Для сборки роликового подшипника вторичного вала наносим на ролики любую пластичную смазку.
Механизм переключения передач собираем в обратной последовательности, начиная с установки предохранителя.
Устанавливаем пружину и шарик-фиксатор штока вилки заднего хода.
Утапливая шарик плоской отверткой, вставляем шток в отверстие крышки
Надеваем на шток вилку, постукивая по торцу штока молотком из мягкого металла, и фиксируем ее стопорным болтом, совместив отверстия штока и вилки
Устанавливаем плунжер в канал между штоком вилки передачи заднего хода и штоком III-IV передач
Аналогично устанавливаем шток III–IV передач с вилкой и второй плунжер (между штоками III–IV и I–II передач).
Устанавливаем шток I–II передач, вилку, шарик с пружиной и пробку-заглушку фиксатора.
Зажав механизм переключения в тиски, и установив на него рычаг, проверяем правильность сборки и работу механизма. Штоки должны легко перемещаться и четко фиксироваться.
Контрим болты вилок переключения передач контровочной проволокой
Маслоотражательную шайбу ориентируем выступом к внутреннему кольцу подшипника
Подшипники напрессовываем на вал отрезком трубы подходящей длины и соответствующего диаметра
Дальнейшую сборку коробки передач ведем в обратной последовательности, при этом прокладки и болты крышек картера обезжириваем и наносим на них герметик.
Проверяем переключение передач на собранной коробке, рукой проворачивая ее валы.
Установив коробку передач на автомобиль и залив масло, проверяем ее работу в движении.
Передачи должны включаться четко, без заеданий и шума. При этом следите за полнотой включения передач.
Ход рычага при включении первой передачи в коробке передач с синхронизаторами только на III–IV передачах в 2,5 раза больше, чем при включении второй передачи.
Недовключение первой передачи вызывает быстрый износ и разрушение шестерен.
Сборка механизма переключения передач УАЗ-31512
Сборку механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ-31512 проводите в следующем порядке:
- Установите в гнездо пружину и шарик фиксатора предохранителя.
- Сжимая пружину фиксатора, вставьте плунжер предохранителя в отверстие изнутри крышки до упора.
- Установите на плунжер стопорное кольцо.
- Вставьте в тело плунжера возвратную пружину.
- Закройте плунжер предохранителя крышкой с прокладкой и заверните три винта с пружинными шайбами.
- Переверните крышку большим фланцем вверх и заложите в гнезда фиксаторов пружины и шарики для штоков III и IV передач и штока заднего хода.
- Вставьте в крышку со стороны, противоположной фиксатору, шток вилки заднего хода, установите на шток вилку и, утапливая шарик с помощью оправки (рис. 113), установите шток на фиксатор нейтрального наложения, таким же образом соберите последовательно все штоки и вилки, начиная со штока заднего хода. Между штоками заложите замочные штифты.
Рис. 113. Приспособление для сборки штоков и фиксаторов:
а-сборка фиксатора; б-установка штока - Закрепите вилки на штоках коническими болтами и зашплинтуйте болты проволокой. Шплинтовочная проволока не должна мешать перемещению вилок.
- В отверстие фиксатора штока I и II передач заложите шарик и пружину и заверните пробку. Имейте в виду, что пружина фиксатора штока I и II передач в свободном состоянии длиннее двух других пружин фиксаторов штоков.
- Вставьте шесть заглушек в торцевые отверстия корпуса для штоков и расчеканьте заглушки.
- Смажьте сферу опоры рычага переключения, собранного с цапфами, и наденьте сферу на рычаг переключения.
- Положите прокладку на крышку механизма переключения и установите в кольцевое углубление коническую пружину.
- Установите на крышку опору вместе с рычагом так, чтобы рычаг вошел в пружину, а опора своим приливом закрыла отверстие в корпусе и закрепите опору четырьмя винтами с пружинными шайбами.
- Наденьте на рычаг и опору резиновый уплотнитель и наверните рукоятку.
Сборка кулисы УАЗ-31512: https://uaz.service-manual.company/korobka-peredach-uaz/sborka-mehanizma-pereklyucheniya-peredach-uaz-31512/
Коробка передач
- Снятие коробки передач УАЗ-31512
- Снятие коробки передач УАЗ-3741
- Отсоединение коробки передач от раздаточной коробки
- Разборка коробки передач, синхронизированной частично
- Разборка синхронизированной коробки передач
- Разборка вторичного вала
- Разборка механизма переключения передач УАЗ-31512
- Разборка механизма переключения передач УАЗ-3741
- Разборка механизма управления переключением передач УАЗ-3741
- Оценка технического состояния деталей
- Размеры, допуски и посадки сопряжённых деталей коробки передач
- Сборка механизма переключения передач УАЗ-31512
- Сборка механизма переключения передач УАЗ-3741
- Сборка узлов коробки передач, синхронизированной частично
- Сборка коробки передач из подсобранных узлов
- Сборка узлов синхронизированной коробки передач
- Сборка синхронизированной коробки передач из подсобранных узлов
- Сборка и регулировка механизма управления переключением передач УАЗ-3741
Разборка механизма переключения передач УАЗ-31512
Рис. 102. Механизм переключения передач автомобилей семейства УАЗ-31512:
1-рычаг переключения передач; 2-уплотнитель; 3,22-штифты; 4-пружина рычага: 5-опора рычага; 6-боковая крышка коробки передач; 7-крышка предохранителя; 8-стопорное кольцо; 9-предохранитель; 10-пружина предохранителя; 11-шариковый фиксатор; 12-пружина фиксатора; 13-вилка включения I и II передач; 14-вилка включения III и IV передач; 15-вилка включения заднего хода; 16-винт; 17-шплинт; 18-выключатель фонаря заднего хода; 19-пробка; 20-шток вилки включения I и II передач; 21-плунжер; 23-шток вилки III и IV передач; 24-шток вилки включения заднего хода; 25-заглушка
- Отверните четыре винта опоры рычага переключения и снимите опору с рычагом и поджимной пружиной (эта операция делается перед снятием всего агрегата с автомобиля).
- Извлеките три заглушки отверстий штоков с одной стороны крышки (рис. 103).
Рис. 103 Извлечение заглушек отверстий штоков - Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик.
- Расшплинтуйте и выверните стопорные винты вилок.
- Выпрессуйте штоки (рис. 104) вилок переключения через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки. При выпрессовке штоков III и IV передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной.
Рис. 104. Выпрессовка штоков вилок переключения - Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков.
- Выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач.
- Отверните три винта и снимите крышку предохранителя я возвратную пружину.
- Выдвиньте плунжер предохранителя наружу, снимите стопорное кольцо и выньте плунжер. При этом придерживайте от выпадения шарик фиксатора плунжера.
- Выньте пружину и шарик фиксатора.
Разборка кулисы УАЗ-31512: https://uaz.service-manual.company/korobka-peredach-uaz/razborka-mehanizma-pereklyucheniya-peredach-uaz-31512/
Коробка передач
- Снятие коробки передач УАЗ-31512
- Снятие коробки передач УАЗ-3741
- Отсоединение коробки передач от раздаточной коробки
- Разборка коробки передач, синхронизированной частично
- Разборка синхронизированной коробки передач
- Разборка вторичного вала
- Разборка механизма переключения передач УАЗ-31512
- Разборка механизма переключения передач УАЗ-3741
- Разборка механизма управления переключением передач УАЗ-3741
- Оценка технического состояния деталей
- Размеры, допуски и посадки сопряжённых деталей коробки передач
- Сборка механизма переключения передач УАЗ-31512
- Сборка механизма переключения передач УАЗ-3741
- Сборка узлов коробки передач, синхронизированной частично
- Сборка коробки передач из подсобранных узлов
- Сборка узлов синхронизированной коробки передач
- Сборка синхронизированной коробки передач из подсобранных узлов
- Сборка и регулировка механизма управления переключением передач УАЗ-3741