Разборка и сборка двигателя УАЗ
Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла.
Разбирайте и собирайте двигатель на поворотном стенде с помощью наборов инструмента, например, моделей 2216-Б и 2216-М ГАРО, а также специального инструмента и приспособлений, указанных в приложении 2
При индивидуальном методе ремонта двигателя детали, пригодные к дальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где они приработались. Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируйте любым способом, не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением бирок и т.п.).
При любом виде ремонта нельзя раскомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять картер сцепления и крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном блоке, так как эти детали обрабатываются совместно.
При замене картера сцепления проверьте соосность отверстия, служащего для центрирования коробки передач, с осью коленчатого вала, а также перпендикулярность заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала. При проверке стойку индикатора закрепите на фланце коленчатого вала. Сцепление при этом должно быть снято. Биение отверстия и торца картера не должно превышать 0,08 мм.
После разборки двигателя детали тщательно обезжирьте, очистите от нагара и смолистых отложений. Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите механическим или химическим способом.
Химический способ удаления нагара заключается в выдерживании деталей в ванне с раствором, подогретым до 80 — 95 гр.С в течение 2-3 часов.
Для очистки алюминиевых деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1 л воды):
Сода кальцинированная (Na2CO3) | 18,5 |
Мыло хозяйственное или зеленое | 10 |
Жидкое стекло (Na2SiO3) | 8,5 |
Для очистки стальных деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1 л воды):
Сода каустическая (NaOH) | 25 |
Сода кальцинированная (Na2CO3) | 33 |
Мыло хозяйственное или зеленое | 3,5 |
Жидкое стекло (Na2SiO3) | 1,5 |
После очистки детали промойте горячей (80 — 90 *С) водой и обдуйте сжатым воздухом. Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в растворах, содержащих щелочь (NaOH).
При сборке двигателя соблюдайте следующее:
- Протрите и продуйте детали сжатым воздухом, а все трущиеся поверхности смажьте моторным маслом.
- Резьбовые детали (шпильки, пробки, штуцеры), если они вывертывались или были заменены в процессе ремонта, устанавливайте на сурике.
- Неразъемные соединения (например, заглушку блока цилиндров) устанавливайте на нитролаке.
Болты и гайки затягивайте динамометрическим ключом, момент затяжки, Н*м (кгс*м):
Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров | 71,6-76,5 (7,3-7,8) |
Гайки болтов шатуна | 66,7-73,5 (6,8-7,5) |
Гайки шпилек крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала | 122,6-133,4 (12,5-13,6) |
Гайки болтов крепления маховика к коленчатому валу | 74,5-81,4 (7,6-8,3) |
Разборка и сборка двигателей УАЗ: https://uaz.service-manual.company/dvigatel/razborka-i-sborka-dvigatelya-uaz/
Двигатель
- Техническое обслуживание двигателя
- Газораспределительный механизм
- Система смазки
- Система охлаждения
- Система питания
- Подвеска двигателя
- Проверка техсостояния двигателя
- Возможные неисправности и методы устранения
- Снятие и установка двигателя
- Разборка и сборка двигателя
- Ремонт двигателя
Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Толкатели по наружному диаметру, и отверстия в блоке цилиндров по внутреннему диаметру делятся на группы и подбираются друг к другу (см. табл. 1), поэтому при сборке двигателя толкатели устанавливаем на прежние места.
Снимаем насос охлаждающей жидкости
Снимаем с маховика узлы сцепления
Поворачиваем двигатель передней частью вниз
Разгибаем контровочные пластины гаек крепления маховика
Головкой на 17 откручиваем четыре гайки болтов крепления маховика, удерживая маховик большой отверткой от проворачивания
Снимаем контровочные пластины и снимаем маховик с коленчатого вала
Ключом на 14 откручиваем два болта и шесть гаек крепления картера сцепления
Шестигранником на 8 откручиваем две гайки и снимаем держатель сальника коленвала
Вынимаем гильзы из блока цилиндров
Если замена гильз не нужна, то вынимать их из блока не рекомендуется
Под гильзами установлены медные уплотнительные шайбы
После разборки промываем блок цилиндров и снятые детали в керосине или дизельном топливе
Сборка двигателя
Перед установкой коленчатого вала тщательно очищаем постели подшипников и вкладыши от стружки, масла и отложений (промываем все детали в керосине и обдуваем сжатым воздухом).
Тщательно продуваем все масляные каналы.
Вкладыши и упорные шайбы заменяем новыми.
Смазываем шейки и вкладыши моторным маслом.
Замки вкладышей должны войти в прорези блока и крышек.
Отрезаем от шнура две набивки сальника заднего коренного подшипника коленчатого вала длиной 120 мм и вкладываем их в держатель сальника и постель блока цилиндров.
Собираем и устанавливаем коленчатый вал в последовательности, обратной разборке.
На крышках коренных подшипников коленвала (кроме первого и пятого) выбиты их порядковые номера, начиная со стороны передней крышки блока цилиндров
На крышке первого подшипника с передней стороны установлен штифт
На задней крышке выполнен паз для удержания от проворачивания упорных шайб коленчатого вала
Поперечные проточки на кольцах должны быть обращены к щекам коленвала
Окончательно затягиваем гайки коренных подшипников динамометрическим ключом (моментом 10–11 кгс•м).
Временно устанавливаем на коленчатый вал маховик и закрепляем его двумя гайками. Поворачиваем вал за маховик.
Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии, а осевой люфт — не ощущаться.
Перед установкой поршня в сборе (см. «Сборка шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»), вкладываем в шатун и его крышку вкладыши.
Смазываем моторным маслом поршневые кольца, вкладыши, поверхность цилиндров.
Перед установкой поршней в цилиндр разводим стыки поршневых колец под углом 120 градусов друг к другу
Надеваем на поршень приспособление и обжимаем кольца
Поршень вставляем в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» была обращена к передней части блока, а отверстие для смазки зеркала цилиндра в нижней головке шатуна обращено в сторону противоположную распредвалу
Постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня, утапливаем его до упора, контролируя перемещение шатуна к шейке коленчатого вала.
Крышки шатунов устанавливаем аналогично крышкам коренных подшипников.
Поворачиваем коленчатый вал за маховик. Вращение должно быть без заеданий.
Распределительный вал устанавливаем так, чтобы метки на его шестерне и шестерне коленчатого вала совпали
Перед установкой поддона картера для надежности покрываем герметиком прокладку.
Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке двигателя.
Cборка и регулировка двигателя
Чтобы сэкономить время и не повредить детали двигателя, собирайте двигатель согласно установленной последовательности. Перед сборкой тщательно проверьте каждую деталь, как описано в подразделе «Проверка технического состояния и ремонт узлов двигателя». Перед сборкой прочистите все детали керосином и высушите сжатым воздухом.
При каждой сборке заменяйте прокладки.
Для обеспечения соответствующей затяжки используйте динамометрический ключ.
Установка коленчатого вала, масляного и вакуумного насосов
Рис. 105. Снятие и установка гидротолкателей: 1 – приспособление L
Поставьте блок на стенд и вставьте гидравлические толкатели, используя специальный инструмент 1 (см.
Рис. 153. Установка коленчатого вала: 1 – шестерня коленчатого вала; 2 – приспособление G
Установите коленчатый вал вместе с ведущей шестерней 1 (
Рис. 154. Установка опор коленчатого вала
Установите опоры (
Рис. 155. Установка переходников: 1, 2 – переходники
Отверстия переходников (
Рис. 156. Привод агрегатов: 1 – шестерня коленчатого вала; 2 – шестерня вакуумного насоса; 3 – шестерня топливного насоса; 4 – шестерня распределительного вала; 5 – шестерня масляного насоса; А, В, С – метки
Установите вакуумный насос в сборе, совместив метки А (
Рис. 157. Установка задней опоры коренного подшипника коленчатого вала
Установите заднюю опору коренного подшипника коленчатого вала (
Рис. 158. Установка картера маховика
Установите картер маховика (
Рис. 159. Замер осевого перемещения коленчатого вала
Измерьте осевое перемещение коленчатого вала (
Рис. 138. Опора заднего коренного подшипника: 1 – задний коренной подшипник; 2 – опора заднего коренного подшипника; 3 – клапан струйный; 4 – упорная шайба; 5 – задний сальник; 6 – кольцо
Осевое перемещение должно быть 0,153–0,304 мм. При отклонении от установленных пределов используйте упорные шайбы 4 (см.
Рис. 160. Проверка торцового биения картера маховика
1. Установите индикатор на торец коленчатого вала (
Рис. 161. Проверка радиального биения отверстия картера маховика
1. Установите индикатор на торец коленчатого вала (
Рис. 162. Проверка торцового биения маховика
1. Установите индикатор на картер маховика (
Рис. 163. Установка гильз цилиндров: 1 – гильза; 2, 3, 4 – уплотнительные кольца; 5 – гнездо под буртик; 6 – нижний центрирующий поясок;
1. Установите гильзы (
Рис. 164. Установка гильз цилиндров
2. Измерьте глубину В (
Рис. 165. Осадка гильз цилиндров
8. Осадите гильзы цилиндров (
Рис. 128. Сборка шатунов
Со стороны большой головки шатуна нанесены четыре клейма: два на самом шатуне и два на крышке большой головки шатуна. Два клейма со стороны углубления в головке поршня указывают весовую группу по массе шатуна (см.
Рис. 166. Установка поршневых колец: 1 – верхнее компрессионное кольцо; 2 – нижнее компрессионное кольцо; 3 – маслосъемное кольцо
Установите кольца на поршни с помощью подходящего инструмента и разверните их так, чтобы положение замков соответствовало
Рис. 167. Установка поршня
Чтобы вставить поршень в гильзу (
Рис. 168. Подбор прокладки головок цилиндров
Индикатором (см.
Рис. 169. Обозначение прокладки головок цилиндров
Обозначение прокладок (
Рис. 170. Установка головок цилиндров
В (
Рис. 171. Диаграмма фаз газораспределения
Если измеренные величины не соответствуют диаграмме (
Рис. 172. Установка крышки приводных шестерен
Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Заверните моментом 8,8 кгс·м гайку крепления шестерни и установите на герметик (см.
Рис. 173. Установка индикатора: 1 – приспособление К
1. Выверните центральную пробку с задней стороны насоса и установите приспособление К (
Рис. 107. Метки для установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ: 1 – метка на шкиве; 2 – метка на крышке
2. Снимите показания индикатора в момент прекращения отклонения его стрелки при поворотах коленчатого вала влево и вправо на небольшой угол от положения 20–25° до ВМТ такта сжатия в первом цилиндре. Установите стрелку индикатора на 0° поворотом шкалы и вращайте коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока метка 1 (см.
Рис. 174. Коллектор системы охлаждения
Установите прокладки между коллектором системы охлаждения и головками цилиндров (
Рис. 175. Прокладка турбокомпрессора
Соедините турбокомпрессор с выпускным коллектором, установив металлическую прокладку (
Рис. 102. Турбокомпрессор: 1 – трубки подвода и отвода масла; 2 – турбокомпрессор
Подсоедините трубопроводы подачи и слива масла к турбокомпрессору (см.
Рис. 176. Жидкостно-масляный теплообменник и масляный фильтр: 1 – масляный фильтр;
2 – штуцер; 3 – жидкостно-масляный теплообменник; 4 – прокладка
Установите жидкостно-масляный теплообменник (
Рис. 177. Трубки высокого давления и насос: 1– трубки; 2 – насос высокого давления
Подсоедините трубки высокого давления к топливному насосу и форсункам (
Рис. 103. Насос системы охлаждения: 1 – шкив; 2 – болт крепления шкива; 3 – болт крепления насоса; 4 – насос; 5 – прокладка; 6 – гайка крепления насоса
Установите насос системы охлаждения (см. рис. 103) вместе с прокладкой в гнездо блока цилиндров. Затяните болты моментом 2,5 кгс·м.
Установите шкив и затяните болты моментом 2,5 кгс·м.
Установите термостат и подсоедините все шланги системы охлаждения.
Видео про «Cборка и регулировка двигателя» для УАЗ 3160
сборка кпп уаз полностью синхронизированнаяКарбюратор К 151 регулировка холостого хода
Регулировка клапанов УМЗ-421