- Тюнинг УАЗ-3303: восстановление машины своими руками
- Коротко про УАЗ-3303
- УАЗ «Головастик»: доработка и восстановление
- Оснащение УАЗ-3303 самосвальным оборудованием
- Самосвал УАЗ-3303 своими руками
- Пошаговая инструкция
- Полурама, подрамник, гидроцилиндр
- Гидравлический насос, его привод и кран управления
- Принцип работы
Тюнинг УАЗ-3303: восстановление машины своими руками
«Головастик», или УАЗ-3303, — одна из самых известных машин Ульяновского автозавода. Бортовой грузовичок получился настолько универсальным, что до сих пор широко используется не только для перевозки рабочих в колхозе, как это было во времена СССР, но и для рыбалки, работы и т. д. Его популярность вполне понятна: универсальный, проходимый почти по любому бездорожью, не особо прихотливый в эксплуатации. А что нашему человеку ещё нужно? Плюс этот автомобиль — настоящая находка, как и все уазики, для любителей гаражного тюнинга. Итак, говорим про восстановление и апгрейд УАЗ-3303 своими руками.
Коротко про УАЗ-3303
История «Головастика» долгая и берёт начало аж в 1966 году. Первоначальный вид авто не слишком отличается от современного, а вот индекс машины 452Д был изменён в 1985 году. С тех пор много воды утекло, первая модель «Головастика» претерпела ряд видоизменений, из чего родились две основные более-менее современные модификации:
Подробнее об этом знаменитом грузовичке можно прочитать здесь. А мы, чтобы не утомлять читателей, перейдём к главным особенностям героя нашего материала. Их не очень много:
- основное достоинство, хоть и не эксклюзивное для уазиков, — полный привод;
- две зависимые подвески;
- тормозная система 2-контурная: впереди дисковые тормоза, сзади — барабанные;
- рулевой механизм представлен в виде глобоидного червяка, использующего 2-гребневый ролик.
Вот примерно такой исходник имеет автовладелец, решившийся своими руками проводить тюнинг и восстановление УАЗа «Головастика». Что обычно переделывают? Чаще всего пытаются улучшить ходовые характеристики машины, а там есть к чему стремиться. Переделывают кабину, кузов… в общем, пространство для творчества достаточно, было бы желание, немного навыков в механике и средства для покупки комплектующих.
УАЗ «Головастик»: доработка и восстановление
Организация работы строится индивидуально. Кто-то начинает с капремонта ходовой части, кто-то капитально занимается кабиной. Итак, вот несколько идей преображения этого уазика в полноприводный вездеход в утилитарном стиле:
- Работа чаще всего начинается с технического тюнинга. Восстановление УАЗ «Головастик» своими руками резонней начинать с модификации рамы, поскольку на машину скорее всего будут устанавливаться дополнительные опции, имеющие свой часто немалый вес. Чтобы рама выдержала нагрузку, её нужно усилить. Что делают: на заводские швы приваривают цельные трубы или металлические пластины, усиливают стыки.
- После чего можно перейти к колёсной части. Литые диски сразу значительно улучшают экстерьер неприглядного грузовичка. Шины, конечно, нужны широкие. Но резину всё-таки стоит выбирать, учитывая предполагаемые эксплуатационные условия авто. Если планируется ездить на охоту и рыбалку в места, максимально далёкие от цивилизации, широкие шины, давление в которых можно регулировать из кабины, — придутся очень кстати.
И тут есть нюанс. Если ставить колёса большего диаметра, придётся подрезать арки, делать лифт, чтобы нарастить тягу рулевой колонки, раздатки и КПП. Да, всё это чуть более трудозатратно и стоит денег, но улучшенные вездеходные качества авто точно оправдают вложенные силы и средства.
- Ходовая часть. Здесь основной момент — максимальная защита мотора и КПП от механического воздействия. Ведь планируются трипы по бездорожью. Обычно используют металлический лист из алюминия или титана (примерно в 1-1,5 см толщиной), который крепят под силовой установкой. Рессоры достаточно очистить от ржавчины и грязи, если они в исправном состоянии, можно не менять. Заметили следы износа — меняйте на новые. Можно поставить регулирующиеся по высоте гидравлические амортизаторы на оба моста. Такая доработка позволит регулировать клиренс уазика отдельно для города и для бездорожья. Установленный на заднюю полуось самоблокирующийся дифференциал тоже повысит проходимость «Головастика».
- Бензобак. Эх, бак в этой машине почти не защищён от внешнего воздействия. Поэтому, катаясь по непролазным ландшафтам, велик шанс его пробить или оторвать, зацепившись за поваленное дерево или большой камень. Что тут можно сделать: заменить родные крепления бака на усиленные, поставить дополнительную металлическую защиту, перенести бак в пространство между кабиной и кузовом.
При восстановлении УАЗа «Головастика» можно заменить кабину, но это довольно дорого, а вот внутреннюю часть вполне легко улучшить. На этом переходим к творческому процессу — дизайну экстерьера и интерьера.
Комфорт и функциональность начинается с редизайна салона, но и снаружи кабины можно кое-что изменить:
- сделать тонировку стёкол, поставить электроподъёмники;
- поменять старую оптику, лампы в ней заменить на светодиоды;
- поставить пластиковые обтекатели;
- самостоятельно покрасить в желаемый цвет;
- поменять подножки.
- апгрейдить приборную панель;
- установить удобный руль;
- усовершенствовать печку, если есть возможность, установить климат-контроль;
- заменить кресла на донорские (с регуляторами положения) или перетянуть их, сделав более эргономичными;
- заняться шумоизоляцией салона;
- установить потолочную консоль.
Остаётся бампер и кузов. С передним бампером всё довольно просто, оптимальный вариант тюнинга — установка «кенгурятника». Он станет прекрасной основой для противотуманок, плюс защитит радиатор от веток и камней. Задний бампер лучше сделать монолитным, поскольку он будет служить ступенькой для подъёма на кузов.
Кузов можно купить отдельно на заводе, если нет желания его полностью перебирать. Если хочется занять руки и сэкономить (хотя экономия тут спорная), пространство работ следующее:
- демонтировать и очистить все детали;
- заменить настил на новый;
- подрезать наиболее коррозийные места;
- приварить накладки;
- покрасить металлические детали.
Вообще-то никто не запрещает полностью изменить форму кузова, удлинив его, или вообще сделать каркасную будку с остеклением. В тюнинге уазиков, нам кажется, почти нет ограничений, вспомните бухлобусы, там умельцы меняли машины до неузнаваемости.
В видео идеи для вдохновения.
А вы пытались тюнинговать свой уазик?
Оснащение УАЗ-3303 самосвальным оборудованием
Продукция Ульяновского автозавода всегда славилась своей проходимостью и широкой функциональностью. Модель данного завода – УАЗ-452, выпущенная в далеком 1965 году дала начало целому семейству малых многофункциональных авто повышенной проходимости, среди которых и модель УАЗ-3303.
Самосвал УАЗ-3303 своими руками
УАЗ-3303 – малый грузовой автомобиль, обладающий хорошими вседорожными качествами из-за наличия полного привода. Имеет он рамную конструкцию, с установленной на ней кабиной, под которой размещен двигатель, и две коробки – раздаточная и коробка передач. За кабиной располагается грузовая боровая платформа, позволяющая перевозить до 1200 кг полезного груза.
Данный автомобиль получил неплохое распространение в сельском хозяйстве, однако владельцы его нарекаю на отсутствие оборудования для самосвальной выгрузки, поскольку производитель данного авто его таким оборудованием не оснащает. Владельцы же часто с таким решением завода не согласны и переделывают УАЗ-3303 собственноручно, создавая на его базе самосвал.
Те же владельцы, что переоборудовали авто, указывают на значительное повышение функциональности и снижение времени на разгрузку кузова от грузов. При этом сама грузоподъемность авто не снижается, поскольку она и так не очень высокая. Зато установленное подъемное оборудование облегчает водителю участь, особенно если авто используется для перевозки рабочих грузов.
Но имеются и некоторые недостатки. Из них можно отметить некоторые финансовые затруднения на приобретение составных частей для самосвала, а также возможные проблемы с ГБДД, поскольку самодельное переоборудование авто запрещено. В остальном же оснащение оборудованием для подъема кузова у УАЗ-3303 имеет только положительные стороны.
Вариантов того, как сделать из УАЗ-3303 самосвала несколько. Простейшее решение – это укладка квадратного бруса под передний борт, закрепление к нему длинного троса, который прокладывается по всей длине кузова. Разгрузка производится очень просто: борт авто открывается, трос вытягивается и крепиться к чему-либо надежному (дерево, столб и т.д.). Далее авто заводится и начинает двигаться вперед, брус же двигаясь по кузову стягивает груз. Но в этот метод не всегда практичен.
Более кардинальным решением является установка гидравлического оборудования. Причем некоторые частные фирмы сейчас предлагают комплект составляющих для переоборудования УАЗ-3303 под самосвал. Мы же рассмотрим самодельную переработку авто.
Фото переоборудованного автомобиля УАЗ-3303 в самосвал
Пошаговая инструкция
Гидравлический подъемный механизм, которым будет оборудоваться УАЗ, состоит и нескольких составных частей: полурамы, подрамника, гидравлического насоса с электроприводом, гидравлического крана, масляного бака, гидроцилиндра и масляных магистралей высокого давления.
Полурама, подрамник, гидроцилиндр
Начнем с полурамы, нужна она для установки кузова. Именно она обеспечивает возможность опрокидывания кузова.
Состоит полурама из двух частей. Одна часть жестко закрепляется на раме УАЗ. Посредством штифтовых шарниров с одной стороны она соединена с второй частью, на которую закреплена грузовая платформа.
Продольные балки обеих полурам лучше изготавливать из тавров и двутавров, и располагать их так, чтобы верхняя часть своими балками в сложенном состоянии на балках нижней части полурамы.
Нижняя часть полурамы укрепляется поперечинами. Верхняя же, помимо поперечин должна еще и иметь по бокам поперечные выступы, которые будут обеспечивать поддержку грузовой платформы по всей ее ширине.
На конце, где будут располагаться штифтовые шарниры, к частям полурам прикрепляются проушины, которые своими отверстиями должны совпадать. В эти отверстия и нужно будет устанавливать штифты, причем нужно будет обеспечить их фиксацию в отверстиях, чтобы исключить их выпадение.
Для соединения конструкции полурамы можно использовать сварные соединения, но нижнюю часть полурамы лучше к раме авто закреплять при помощи болтовых соединений.
Гидроцилиндр берется от авто ГАЗ-53. Его длины вполне достаточно, чтобы совершать опрокидывание кузова на УАЗ. На обоих концах этого цилиндра имеются шаровые наконечники, поэтому для установки понадобятся две шаровые опоры под цилиндр. Одна из этих опор закрепляется на поперечине верхней части полурамы.
Вторая же шаровая опора – нижняя, закрепляется на подрамнике. Этот подрамник должен иметь форму скобы. Делается такая форма для того, чтобы гидроцилиндр в сложенном состоянии не мешал полному опусканию кузова и посадке верхней части полурамы на нижнюю часть. Размеры и способ крепления подрамника гидроцилиндра подбираются экспериментальным путем. После этого гидроцилиндр устанавливается на место.
Гидравлический насос, его привод и кран управления
Далее переходим к гидравлическому насосу и его приводу. Чаще всего в качестве насоса выступает НШ-10, от МТЗ-80. Производительности его вполне достаточно для работы гидроцилиндра.
Приводов насоса несколько, поэтому опишем самый простой, а именно от стартера. Для этого берется стартер от МТЗ-80 и несколько переделывается под возможность работы длительное время. Далее нужно соединить вал стартера с валом насоса. Для этого можно воспользоваться шарниром от рулевого управления любого легкового авто. Далее стартер и насос закрепляются на платформе, чтобы исключить перемещение их относительно друг друга.
Закрепляется насос и приводом на поперечине рамы авто, так, чтобы исключить их повреждение. Затем кидается проводка от АКБ авто к стартеру, обязательно включив в цепь выключатель.
К раме авто также прикрепляется и масляный бак, объема в 10 литров будет достаточно. Затем подключаются магистрали от масляного бака к насосу, а от него – гидроцилиндру.
В схему подключения магистралей за насосом устанавливается гидравлический кран, который можно взять в любом магазине запчастей для сельхоз. техники. Во время подъема при одном из положений крана, он будет пропускать масло в одном направлении и исключать его возвращение. После поворота крана – масло будет иметь возможность обратного движения.
Принцип работы
Действует вся конструкция так: при надобности подъема кузова, водитель переводит кран в положение, которое обеспечивает пропуск масла только в одну сторону и включает питание привода насоса. Насос берет масло из бака и под давлением подает его в гидроцилиндр. Когда кузов будет полностью поднят, питание привода насоса отключается. Кран же не даст опуститься кузову под своим весом, поскольку масло обратно он не пропускает. Опускается кузов путем перевода крана в положение обратного движения масла, давление гидроцилиндре падает и масло стекает обратно в бак, а кузов под своим весом опускается вниз.
На видео самосвал УАЗ-3303 изготовленный своими руками: