РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ УАЗ-469
Рулевое управление УАЗ-469 представляет собой рулевой механизм с рулевым колесом и рулевым приводом.
Рулевой механизм. ( УАЗ-469 руль ) Картер 1 (рис. 90) рулевого механизма крепится к левому лонжерону рамы тремя болтами 18 из хромистой стали. Рабочей парой рулевого механизма является глобоидальный червяк 11 и двугребневый ролик 16. Червяк, напрессованный на пустотелый вал 10, установлен в картере на двух конических роликоподшипниках 8 и 14. Надежность соединения червяка с валом обеспечивается шпоночным выступом и шлицами червяка рулевого УАЗ-469 .
В постоянном зацеплении с червяком находится двугребневый ролик, внутренние кольцевые канавки которого служат рабочей поверхностью двухрядного шарикоподшипника, установленного на оси 15, закрепленной в головке вала 17 сошки. Вал сошки вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 2, запрессованной в картер, и в цилиндрическом роликоподшипнике 36, установленном в боковой крышке картера рулевого механизма, хвостовик головки вала входит в паз регулировочного винта 32, ввернутого в боковую крышку 37 картера. Регулировочный винт фиксируется стопорной шайбой 34 и штифтом 35, запрессованным в крышку, и закрывается колпачковой гайкой 33.
Рис. 90. Рулевой механизм УАЗ-469 (руль):
1 — картер рулевого механизма; 2 — втулка; 3 — сальник; 4— сошка: 5 — шайба; 6 — гайка; 7 — сальник; 8 и 14 — подшипники червяка; 9 — пробка; 10 — вал рулевого УАЗ-469 механизма; 11 — червяк; 12 — нижняя крышка картера; 13 — прокладки; 15 — ось ролика; 16 — ролик вала сошки; 17 — вал сошки с роликом н подшипником; 18 — болты крепления картера; 19 — шарнир; 20 — стопорное кольцо; 21 — защитная шайба; 22 — пружина; 23 — распорная втулка; 24 — подшипники; 25 — провод звукового сигнала; 26 — контактная втулка; 27 — винт; 28 и 29 — пластмассовые втулки; 30 — рулевое колесо; 31 — вол руля; 32 — регулировочный винт; 33 — колпачковая гайка; 34 — стопорная шайба; 35 — штифт; 36 — подшипник вала сотки; 37 — боковая крышка картера; 38 — прокладка; 39 — втулка.
Вал червяка рулевого механизма (уаз 469 руль) соединен с валом управления рулевого УАЗ-469 шарниром 19 с крестовиной на игольчатых подшипниках. В вилках подшипники закреплены раскерновкой кромки посадочного отверстия.
Рис. 91. Шарнир тяги рулевой трапеции УАЗ-469:
1 — заглушка; 2 — пружина; 3 — пята; 4 — вкладыш: 5 — нижняя сферическая шайба; 6 — верхняя сферическая шайба; 7 — пружинный колпачок; 8 — палец; 9 — шплинт; 10 — гайка; 11 — защитное кольцо: 12 — сухарь; 13 — наконечник; 14 — гайка; 15 — тяга рулевой трапеции.
Вал управления рулевого УАЗ-469 вращается в трубе колонки на двух шариковых подшипниках 24. Осевое перемещение вала компенсируется пружиной 22, установленной между распорной втулкой 23 нижнего подшипника и защитной шайбой 21.
Защитная шайба и распорная втулка верхнего подшипника удерживаются на валу стопорными кольцами 20, установленными в выточках вала.
В верхней части рулевой колонки установлена контактная втулка 26, к которой винтом крепится провод звукового сигнала 25. Винт и контактная втулка изолированы от «массы» пластмассовыми втулками 28 и 29.
Рулевая колонка с помощью стремянки и резиновой втулки крепится к распорке щитка передка и панели приборов.
к.с. рулевое уаз 469, руль.
Рулевой привод УАЗ-469 состоит из сошки, тяги сошки, рычага поворотного кулака, тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции.
Сошка 4 рулевого привода посажена на конический шлицевый конец вала сошки. Правильность угловой установки сошки на вал обеспечивается наличием в ней четырех сдвоенных шлиц и соответствующих сдвоенных впадин на валу, а плотность посадки достигается затяжкой гайки 6 с усилием 20. 28 кгс • м.
Тяги трубчатые. Все шарниры рулевых тяг (рис. 91) самоподжимающиеся и герметически уплотнены, что обеспечивает работоспособность шарниров в течение длительного времени.
При появлении зазора в шарнире заверните до упора заглушку 1, а затем отверните ее на 1/2—3/4 оборота и в этом положении снова закерните.
На рис. 92 показано устройство поперечной рулевой тяги автомобиля УАЗ-469Б.
Рис. 92. Поперечная рулевая тяга автомобиля УАЗ-469Б:
1 — гайка с левой резьбой; 2 — регулировочный штуцер; 3 — гайка с правой резьбой; 4 — наконечник.
Наличие изгиба в горизонтальной плоскости на тяге автомобиля УАЗ-469Б не позволяет производить регулировку схождения колес вращением самой тяги.
Поэтому между правым наконечником и тягой установлен специальный регулировочный штуцер 2 с внутренней правой и наружной левой резьбой, вращением которого производите регулировку схождения колес.
На автомобиле УАЗ-469 тяга трапеции прямая с ввернутыми в нее наконечниками с правой и левой резьбой. Регулировку схождения колес производите вращением самой тяги.
Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодической подтяжке болтов крепления картера рулевого механизма к раме, проверке крепления пальцев рулевых тяг, крепления сошки, крепления рычага поворотного кулака, проверке свободного хода рулевого колеса, регулировке рулевого механизма, своевременной смазке шарниров рулевых тяг и доливке масла в картер рулевого механизма.
Периодически проверяйте затяжку стопорных гаек наконечников рулевых тяг и не допускайте появления люфтов в конических соединениях рычагов и пальцев.
Первую подтяжку крепления картера рулевого управления производите через 500 км пробега автомобиля, в дальнейшем при каждом ТО-2.
При техническом обслуживании автомобиля обращайте внимание на состояние крепления подшипников в вилках шарнира рулевого управления:
При появлении стука в рулевой колонке необходимо ослабить гайки стремянки ее крепления, подтянуть колонку вверх и проверить состояние резиновой втулки. Момент затяжки гаек стремянки должен быть не более 0,2. 0,3 кгс • м. Если после этого стук не устранится, необходимо снять рулевое колесо и проверить наличие стопорных колец разжимных втулок в канавках вала. На появление стука в колонке влияет также ослабление крепления кузова к раме.
При появлении радиального люфта в шарнире (осевое перемещение крестовины в подшипниках) произведите дополнительную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскерновку производите таким образом, чтобы не допустить смятие стакана подшипника.
В подшипники крестовины заложена смазка Литол-24 при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется.
Регулировка рулевого механизма УАЗ-469
Регулировку рулевого механизма УАЗ-469 производите для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары червяк— ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.
Рабочая пара рулевого механизма выполнена таким образом, что при положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю. По мере поворота колеса в ту или другую сторону зазор в зацеплении постепенно увеличивается, достигая наибольшего значения в крайних положениях ролика. Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10°, что соответствует 40 мм при измерении на ободе колеса.
Если люфт рулевого колеса будет более указанного, то, прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, убедитесь в плотности затяжки болтов крепления картера и исправности шарнирных соединений привода.
Регулировку затяжки подшипников червяка УАЗ-469 производите с помощью прокладок 13 (рис. 90), установленных между картером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в такой последовательности:
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля.
2. Слейте масло из картера.
3. Зажмите рулевой механизм в тиски.
4. Отверните колпачковую гайку 33 и снимите стопорную шайбу 34 с регулировочного винта 32.
5. Отверните болты крепления боковой крышки 37 картера.
6. Выньте вал 17 сошки вместе с крышкой легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала и осторожно снимите прокладку 38.
7. Отверните болты крепления нижней крышки картера и снимите нижнюю крышку 12.
8. Осторожно отделите и снимите тонкую бумажную прокладку 13.
9. Установите нижнюю крышку на место, затяните болты и проверьте осевое перемещение червяка.
10. Если осевое перемещение осталось, то снова снимите нижнюю крышку, снимите толстую прокладку, а на ее место установите ранее снятую тонкую. Снимать более одной прокладки не следует.
ках вала. На появление стука в колонке влияет также ослабление крепления кузова к раме.
При появлении радиального люфта в шарнире (осевое перемещение крестовины в подшипниках) произведите дополнительную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскернов-ку производите таким образом, чтобы не допустить смятие стакана подшипника.
В подшипники крестовины заложена смазка Литол-24 при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется.
Регулировку рулевого механизма производите для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары червяк— ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.
Рабочая пара рулевого механизма выполнена таким образом, что при положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю. По мере поворота колеса в ту или другую сторону зазор в зацеплении постепенно увеличивается, достигая наибольшего значения в крайних положениях ролика. Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10°, что соответствует 40 мм при измерении на ободе колеса.
Если люфт рулевого колеса будет более указанного, то, прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, убедитесь в плотности затяжки болтов крепления картера и исправности шарнирных соединений привода.
Регулировку затяжки подшипников червяка производите с помощью прокладок 13 (рис. 90), установленных между картером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в такой последовательности:
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля.
2. Слейте масло из картера.
3. Зажмите рулевой механизм в тиски.
4. Отверните колпачковую гайку 33 и снимите стопорную шайбу 34 с регулировочного винта 32.
5. Отверните болты крепления боковой крышки 37 картера.
6. Выньте вал 17 сошки вместе с крышкой легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала и осторожно снимите прокладку 38.
7. Отверните болты крепления нижней крышки картера и снимите нижнюю крышку 12.
8. Осторожно отделите и снимите тонкую бумажную прокладку 13.
9. Установите нижнюю крышку на место, затяните болты и проверьте осевое перемещение червяка.
10. Если осевое перемещение осталось, то снова снимите нижнюю крышку, снимите толстую прокладку, а на ее место установите ранее снятую тонкую. Снимать более одной прокладки не следует.