Рулевое управление автомобилей УАЗ-3151 и УАЗ-3741, устройство, регулировка и обслуживание.
Рулевое управление легковых автомобилей семейства УАЗ-3151 и грузопассажирских автомобилей семейства УАЗ-3741 вагонной компоновки состоит из рулевого механизма с рулевой колонкой и рулевым колесом, и рулевого привода.
Рулевое управление автомобилей УАЗ-3151 и УАЗ-3741, устройство.
У рулевого механизма рабочей парой является глобоидальный червяк и двухгребневый ролик. Червяк, напрессованный на пустотелый вал, установлен в картере рулевого механизма на двух конических роликовых подшипниках. Надежность соединения червяка с валом обеспечивается шпоночным выступом и шлицами червяка.
В постоянном зацеплении с червяком находится двухгребневый ролик, внутренние кольцевые канавки которого служат рабочей поверхностью двухрядного шарикового подшипника, установленного на оси, закрепленной в головке вала сошки. Вал сошки вращается в двух подшипниках : в бронзовой втулке, запрессованной в картер, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке картера рулевого механизма.
Хвостовик головки вала входит в паз регулировочного винта, ввернутого в боковую крышку картера рулевого механизма. Регулировочный винт фиксируется стопорной шайбой и штифтом, запрессованным в крышку и закрывается колпачковой гайкой. Среднее положение ролика определяется по минимальному зазору в зацеплении с червяком. Сошка рулевого управления посажена на мелкие шлицы, нарезанные на конусе вала сошки.
Правильность угловой установки сотки на вал обеспечивается наличием на ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих сдвоенных впадин на валу, а плотность посадки достигается затягиванием гайки крепления сошки.
Положение сошки, соответствующее движению автомобиля но прямой, должно совпадать со средним положением ролика сошки, находящегося в зацеплении с червяком. Допустимое отклонение поворота рулевого колеса в ту или другую сторону — 25 градусов.
Рулевая колонка автомобилей УАЗ-3151 и УАЗ-3741, устройство.
У автомобилей семейства УАЗ-3741 вагонной компоновки труба рулевой колонки нижним концом напрессована на шейку картера рулевого механизма и закреплена стяжным хомутом. В верхней части трубы установлен радиально-упорный шариковый подшипник, внутреннее кольцо которого через установленную на вал разрезную втулку постоянно поджато пружиной, чем предотвращается появление зазоров и стуков в подшипнике при движении автомобиля.
Рулевая колонка должна быть закреплена в положении, полученном от крепления картера рулевого механизма на кронштейне рамы. Подтягивать рулевую колонку к кронштейну кузова не допускается, так как это приведет к изгибу вала и неизбежной его поломке. Для компенсации смешения рулевой колонки между кронштейном кузова и установленной на трубу колонки резиновой втулкой устанавливают регулировочные прокладки, а отверстия в кронштейне для крепления стремянки делают овальными.
На автомобилях семейства УАЗ-3151 рулевая колонка разрезная. Вал червяка соединен с валом рулевом колонки шарнирам с крестовиной на игольчатых подшипниках. В вилках шарнира подшипники закреплены раскерневкой кромки посадочного отверстия. Вал рулевой колонки вращается в трубе на двух радиально-упорных шариковых подшипниках.
Внутренние кольца подшипников через разрезные втулки постоянно поджаты пружинами, которые компенсируют осевое перемещение вала. Рулевая колонка при помощи специального хомута крепится к щеке кронштейна подвески педалей без регулировочных прокладок.
Рулевой привод автомобилей УАЗ-3151 и УАЗ-3741, устройство.
Рулевой привод состоит из сошки, тяги сошки, рычага поворотной цапфы, тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции. Тяги рулевого привода трубчатые. На автомобилях семейства УАЗ-31512 и автомобилях вагонной компоновки семейства УАЗ-3741 тяга трапеции имеет изгиб в горизонтальной плоскости.
Поэтому между правым наконечником и тягой установлен регулировочный штуцер с внутренней правой и наружной левой резьбами, вращением которого регулируется длина тяги при регулировке схождения колес. На автомобиле УАЗ-3151 тяга прямая и схождение колес регулируют вращением самой тяги.
Все шарниры самоподжимающиеся, сверху уплотнены сферическими шайбами с резиновыми уплотнительным кольцом, а снизу резьбовой заглушкой. Наличие резьбовой заглушки обеспечивает работоспособность шарнира в течение длительного времени.
Техническое обслуживание рулевого управления автомобилей УАЗ-3151 и УАЗ-3741.
Рулевое управление нуждается в периодическом техническом обслуживании, при его проведении проверяется :
— рулевое колесо и его свободный ход,
— крепление картера рулевого механизма к раме
— крепление рулевой колонки к кузову
— зазоры в шарнирах тяг
— крепление рычага поворотной цапфы
— штифтовка гаек шаровых пальцев
— затяжка стопорных гаек наконечников тяг
Наконечники рулевых тяг смазываются. При появлении зазора в наконечнике рулевой тяги заглушка наконечника заворачивается до упора, а затем отворачивается на 1/3-1/2 оборота и в этом положении снова закернивается.
Проверка и регулировка рулевого механизма автомобилей УАЗ-3151 и УАЗ-3741.
Регулировку рулевого механизма выполняют для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля. Рабочая пара рулевого механизма выполнена таким образом, что при положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю.
Когда рулевое колесо поворачивается в ту или другую сторону зазор в зацеплении постепенно увеличивается, достигая наибольшего значения в крайних положениях ролика. Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10 градусов, что соответствует 40 миллиметрам при измерении на его ободе.
Если рулевое колесо имеет свободный ход более указанного, то прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, надо убедится в плотности затяжки болтов крепления картера и исправности шаровых соединений привода. Регулировка начинается с проверки осевого зазора в подшипниках червяка. Для этого, обхватив колонку так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса, оно поворачивается в обе стороны на некоторый угол.
При износе подшипников червяка пальцем будет ощущаться осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно трубы. Если осевое перемещение отсутствует, то регулируется только зацепление ролика с червяком. Регулировка затяжки подшипников червяка выполняется при помощи прокладок, установленных между картером и нижней крышкой картера рулевого механизма.
Похожие статьи:
5.1.2. Конструкция рулевой колонки
Рис. 5.1 . Конструкция рулевого колеса и рулевой колонки: 1 – модуль подушки безопасности водителя; 2 – рулевое колесо; 3 – гайка рулевого колеса; 4 – контактная спираль и комбинированный переключатель; 5 – верхняя облицовка рулевая колонки; 6 – нижняя облицовка рулевая колонки; 7 – рулевая колонка; 8 – выключатель зажигания с противоугонным устройством; 9 – нижний вал рулевого управления; 10 – крышка эластичной муфты рулевого управления; 11 – верхний и нижний соединительный болт; 12 – гайка крепления рулевой колонки; 13 – нижняя облицовка рулевого колеса; 14 – переключатель управления аудиосистемой; 15 – винт нижней облицовки рулевого колеса
Двухтрубная рулевая колонка кроме функции рулевого управления дополнительно выполняет три важных задачи:
– противоугонное устройство обеспечивает блокировку включения зажигания и работы рулевого управления, препятствуя таким образом угону автомобиля.
Для того, чтобы колонка правильно выполняла энергопоглощающие функции, важно, чтобы использовались только штатные элементы крепления (винты, болты и гайки), а также, чтобы все они были затянуты номинальными усилиями затяжки.
При снятии колонки с автомобиля следует обращаться с ней осторожно. Использование съемника рулевого колеса, отличного от рекомендованного в настоящем руководстве, или неаккуратное обращение может привести к поломке пластмассовых штифтов, которые обеспечивают заданную длину и положение колонки.
Модуль подушки безопасности водителя является одним из элементов дополнительной системы безопасности (надувная подушка безопасности) и устанавливается в центре рулевого колеса. При определенных фронтальных столкновениях, система пассивной безопасности дополняет действие ремня безопасности путем развертывания надувных подушек безопасности.
Измерьте расстояния «a» и «b», если измеренные расстояния меньше указанных, замените рулевую колонку в сборе новой (рис. 5.2).