Замена генератора Renault Duster
Вам потребуются: ключи «на 7», «на 13», TORX Т30, торцовые головки «на 10», «на 13», пассатижи, отвертка с плоским лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите передний бампер (см. тут).
3. Снимите вентилятор в сборе с кожухом вынув его из моторного отсека вверх (см. тут).
4. Выверните четыре винта крепления конденсора кондиционера к бачкам радиатора.
5. . отодвиньте конденсор влево и закрепите его, привязав проволокой к рамке радиатора (см. тут).
6. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. тут).
7. Отожмите отверткой фиксатор колодки А и отсоедините колодку жгута проводов от генератора.
8. Отверните гайку крепления наконечника провода и отсоедините провод от вывода Б генератора.
9. Выверните два болта крепления генератора.
Выньте верхний болт из отверстий проушин генератора и кронштейна. Нижний болт из-за недостаточного расстояния до лонжерона кузова полностью вынуть невозможно. Поэтому снимайте генератор вместе с частично выдвинутым болтом, для этого на нижней опоре кронштейна предусмотрена специальная выемка.
10. Снимите сдвинув его генератор, сопор кронштейна.
11. Установите генератор в порядке, обратном снятию.
Перед установкой генератора выдвиньте на несколько миллиметров резьбовые втулки в задних лапах генератора. Втулки установлены в отверстия лап с натягом, поэтому используйте выколотку с оправкой подходящего диаметра.
Инструкция по снятию генератора актуальна для моделей Рено Дастер 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 года выпуска.
Снятие и ремонт генератора Рено Дастер
На автомобиле установлен трехфазный генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением, диодным выпрямительным блоком и со встроенным регулятором напряжения.
Привод генератора осуществляется поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов от шкива коленчатого вала.
Генератор состоит из ротора, статора, выпрямительного блока, щеточного узла с регулятором напряжения и двух крышек.
На вал ротора установлен шкив.
Для охлаждения деталей генератора в его крышках выполнены вентиляционные отверстия, а на роторе со стороны передней крышки выполнена крыльчатка.
В статоре выполнена трехфазная обмотка, соединенная «звездой».
Выводы обмотки припаяны к выпрямительному блоку.
Выпрямительный блок установлен под кожухом генератора вместе со щеточным узлом и регулятором напряжения.
В роторе выполнена обмотка возбуждения, выводы которой припаяны к двум контактным кольцам.
Вал ротора генератора вращается на двух шариковых подшипниках.
Передний подшипник запрессован в переднюю крышку генератора, а задний напрессован на вал ротора и удерживается на задней крышке генератора.
Регулятор напряжения — бесконтактный, электронный, объединен со щеточным узлом в общем неразборном корпусе.
Щетки — угольные, подпружиненные.
Модель генератора, которым укомплектован автомобиль, зависит от типа установленного двигателя.
Для двигателя К4М модель генератора – Valeo TG11C063 8200667607 110A
Для двигателя F4R 2.0 модель генератора — Valeo TG12C092 231007562R 140A
Если на щитке приборов загорелась контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, не спешите сразу снимать генератор для ремонта или замены.
Сначала убедитесь, что неисправность вызвана отказом самого генератора, а не проводов его электрической цепи или ослаблением натяжения ремня привода.
Диагностика неисправностей генератора
Для выполнения работы потребуются мультиметр (в режиме вольтметра с пределом измерений 15—20 В) и технический стетоскоп.
Работу удобно выполнять с помощником.
Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту.
Проверяем состояние ремня привода вспомогательных агрегатов
Износ ремня привода приводит к его проскальзыванию по шкиву и не позволяет генератору развить необходимую мощность.
Косвенно проскальзывание ремня можно определить по тусклому свечению фар в темное время суток и по свистящему звуку в передней части двигателя при резком нажатии на педаль газа.
Запускаем двигатель и наблюдаем за контрольной лампой заряда аккумуляторной батареи на щитке приборов (она должна загореться при включении зажигания и погаснуть после запуска двигателя).
Если контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи не гаснет после запуска двигателя, проверьте поступление напряжения +12 В на обмотку возбуждения генератора.
Для этого отсоедините колодку провода от вывода 4 (рисунок 1) генератора и мультиметром в режиме вольтметра измерьте на нем напряжение.
Если напряжение не поступает, необходимо проверить цепь питания, блок защиты и коммутации в соответствии со схемой электрооборудования автомобиля.
Прогреваем двигатель до рабочей температуры (не менее 80˚ С).
Включаем, все мощные потребители электроэнергии автомобиля: обогрев заднего стекла, электровентилятор климатической установки дальний свет фар.
Помощник, нажимая педаль газа и контролируя работу двигателя по тахометру, поддерживает частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 3000—3500 мин -1 .
При отсутствии помощника можно подсоединить мультиметр к аккумуляторной батарее с помощью двух отрезков проводов.
Длина проводов должна быть достаточной, чтобы можно было прибор расположить в салоне автомобиля.
Мультиметром в режиме вольтметра измеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи.
При исправном генераторе вольтметр должен показать напряжение не ниже 14 В.
Если напряжение меньше, возможно, изношен ремень привода вспомогательных агрегатов, неисправна цепь генератора, неисправен регулятор напряжения, замаслены или изношены щетки в генераторе, либо неисправен сам генератор.
Нарушение в работе генератора может быть вызвано плохим электрическим контактом в соединениях из-за образовавшихся окислов.
Отсоединяем наконечник и колодку провода от генератора (см. ниже) и обрабатываем их средством для очистки и защиты электрических контактов.
Снятие и установка генератора
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов и опорный ролик (статья – Проверка и замена ремня вспомогательных агрегатов Renault Duster)
Головкой на 10 откручиваем гайку крепления держателей трубок кондиционера на брызговике моторного отсека
Головкой на 10 откручиваем гайку крепления держателей трубок кондиционера на чашке брызговика
Снимаем держатели трубок со шпилек
Откручиваем два болта крепления радиатора гидроусилителя рулевого управления
Снимаем дефлектор радиатора
Вынимаем фиксатор верхней опоры кожуха электровентилятора
Поджимая рукой снизу втулку верхней опоры кожуха вентилятора, отверткой нажимаем на четыре фиксатора втулки
Вынимаем втулку из отверстия в верхней поперечине рамки радиатора.
Также вынимаем другую втулку верхней опоры кожуха вентилятора.
Приподняв вентилятор, выводим нижние опоры кожуха вентилятора из отверстий в подрамнике и, сдвинув радиатор вперед по ходу автомобиля, располагаем нижние опоры кожуха вентилятора на подрамнике.
Отсоединив колодку проводов от разъема компрессора кондиционера и отвернув его болты крепления, отводим компрессор в сторону и располагаем его на подрамнике (стрелкой показана нижняя опора кожуха вентилятора).
Головкой на 10 откручиваем нижний болт крепления генератора
Головкой на 13 откручиваем гайку крепления наконечника провода
Снимаем наконечник провода с вывода генератора
Отверткой отжимаем фиксатор колодки проводов
Отсоединяем колодку от разъема генератора
Головкой на 10 откручиваем верхний болт крепления генератора
Отжимаем монтажной лопаткой генератор, чтобы отвести резьбовые втулки генератора от кронштейна
Вынимаем генератор из моторного отсека
Поддев отверткой сдвигаем кожух генератора с трех шпилек
Снимаем кожух (стрелками показаны шпильки крепления кожуха)
Головкой на 7 откручиваем за шестигранник шпильку и два болта крепления щеткодержателя
Снимаем щеткодержатель с регулятором напряжения в сборе
Для проверки регулятора напряжения подсоединяем к щеткам лампу (1-3 Вт, 12 В), а к выводам щеткодержателя источник постоянного тока, вначале напряжением 12 В, а затем 15-16 В.
В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет.
Если лампа горит в обоих случаях – в регуляторе пробой, если не горит – обрыв или нарушен контакт между выводами регулятора напряжения и щетками.
В обоих случаях щеткодержатель с регулятором напряжения нужно заменить.
Для проверки обрыва обмотки ротора подсоединяем щупы цифрового тестера (в режиме омметра) к контактным кольцам
Если тестер покажет бесконечность, значит, в обмотке есть обрыв.
Для проверки короткого замыкания обмотки ротора на массу, подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к контактному кольцу и корпусу генератора.
Тестер должен показать бесконечность, в противном случае обмотка замкнута на массу.
В обоих случаях нужно заменить ротор или генератор.
Осматриваем обмотки статора, на изоляции обмоток не должно быть следов перегрева, который является следствием короткого замыкания в вентилях выпрямительного блока.
Если на обмотках есть следы перегрева, необходимо заменить статор или генератор.
Для проверки обрыва в обмотках статора подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к выводам обмоток.
Если тестер покажет бесконечность, значит, в обмотке есть обрыв и нужно заменить статор или генератор.
Также проверяем остальные обмотки статора.
Для проверки короткого замыкания обмотки статора на массу подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к выводу обмотки и корпусу генератора.
Тестер должен показать бесконечность, в противном случае обмотка замкнута на массу и, нужно заменить статор или генератор.
Также проверяем остальные обмотки.
Для проверки диодов выпрямительного блока, плюс цифрового тестера (в режиме проверки диодов) подсоединяем к выводу «В+» генератора, а минус к его корпусу.
Тестер должен показать бесконечность.
В противном случае и в блоке положительных и в блоке отрицательных диодов имеется короткое замыкание.
Для проверки замыкания в положительных диодах плюс тестера (в режиме проверки диодов) подсоединяем к выводу «В+» генератора, а минус – к выводу одной из фазных обмоток статора.
Тестер должен показать бесконечность.
Если тестер показывает наличие цепи, пробиты один или несколько положительных диодов.
Для проверки замыкания в отрицательных диодах плюс тестера (в режиме проверки диодов) подсоединяем к выводу одной из фазных обмоток статора, а минус — к корпусу генератора.
Тестер должен показать бесконечность.
Если тестер показывает наличие цепи, пробиты один или несколько отрицательных вентилей.
Перед установкой щеткодержателя, утапливаем щетки и, сдвинув крышку щеток, фиксируем щетки.
Устанавливаем щеткодержатель на место, закручиваем и затягиваем болты и шпильку крепления щеткодержателя.
Нажав на крышку, освобождаем щетки, которые под действием пружин выдвинутся к контактным кольцам.
Ставим на место кожух генератора.
Перед установкой генератора сдвигаем резьбовые втулки в сторону кожуха генератора на 2-4 мм.
Для этого, уперев молоток в проушину генератора, закручиваем во втулку болт крепления генератора до упора в молоток и, вращая головкой на 10 болт, сдвигаем втулку.
Также сдвигаем другую резьбовую втулку.
Устанавливаем генератор в обратной последовательности.
Ремонт генератора
Для ремонта генератора понадобятся ключи на 7, на 10, на 27, ключ TORX T50, тестер, съемник, молоток, отвертки.
Удерживая вал от проворачивания, отворачиваем гайку крепления шкива.
Снимаем шкив и дистанционное кольцо
Помечаем маркером взаимное расположение крышек и корпуса статора
Поддеваем край кожуха шлицевой отверткой
Выворачиваем два болта крепления щеткодержателя
Откручиваем гайку крепления щеткодержателя
Снимаем щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения
Проверяем выступание щеток.
Если размер «А» меньше 5 мм, заменяем щеточный узел.
Также проверяем легкость перемещения щеток.
Проверяем сопротивление обмотки ротора.
Показания тестера должны показывать бесконечность, в противном случае в обмотке ротора обрыв и ротор заменяем
Выкручиваем четыре стяжных болта
Вставляем отвертку между крышками для их разъединения
Снимаем крышку со стороны привода вместе с ротором
Выпрессовываем из переднего подшипника ротор
Для замены переднего подшипника ротора выкручиваем четыре винта крепления прижимной пластины
Выпрессовываем подшипник из крышки
Запрессовываем оправкой подходящего размера новый подшипник в крышку, прикладывая усилие к наружному кольцу.
Спрессовываем подшипник с вала ротора с помощью съемника
Напрессовываем новый подшипник на вал ротора до упора, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника
Проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус, подсоединив поочередно к каждому контактному кольцу и к корпусу ротора.
Тестер должен показывать бесконечность.
Собираем генератор в обратной последовательности.
Крышки ориентируем по установленным меткам.