Поворотный кулак: автомобиль УАЗ
Узлом, который входит в поворотный кулак УАЗ переднего моста, является шаровой шкворень. Он принимает на себя всю нагрузку, которая приходится на передний мост во время движения. Особенно велики эти нагрузки при езде по бездорожью и пересеченной местности.
В ходе эксплуатации автомобиля данный шкворневой узел быстро изнашивается, что приводит к появлению зазоров и люфта в передней подвеске.
Ремонт поворотного кулака необходим в следующих случаях.
- Замена вкладышей или сальника узла.
- Износ шарового шкворня.
- Поворотный кулак деформировался и требует замены шаровой опоры.
Зачастую поломки поворотного кулака вызваны некачественным подбором комплектующих, установленных при его сборке, а именно несоответствием:
- диаметра опоры и вставляемой полусферы;
- толщины и посадочного места сальника;
- толщины вкладышей.
Особенности профилактики и ремонта
Ремонт поворотного кулака УАЗ можно провести как самостоятельно, так и обратившись в автомастерскую. Стоимость ремонтных работ будет зависеть в первую очередь от цены деталей, подлежащих замене.
При наличии некоторого опыта и необходимого набора инструментов, изучив инструкцию, как разобрать и отремонтировать поворотный кулак, достаточно купить требуемые запчисти и самостоятельно провести все ремонтные мероприятия. Это позволит не только сэкономить денежные средства, но и получить новые знания о конструкции автомобиля.
Нужно не забывать о регулярных профилактических мероприятиях, состоящих в осмотре и оценке состояния зажимных втулок поворотного кулака, а также выявлении наличия люфта в передней подвеске.
Перед тем как начать ремонт поворотного кулака, необходимо ознакомиться с особенностями его проведения.
- Если установлены гайки типа Nyloc, их обязательно нужно будет заменить, так как они имеют специальное покрытие, препятствующее их отвинчиванию и ослаблению зажима. После свинчивания гаек это покрытие разрушается.
- Нельзя ставить автомобиль на колеса, если от ступицы отсоединен хотя бы один приводной вал, так как это может привести к деформации или разрушению подшипника ступицы. При необходимости перемещения машины на незначительное расстояние вал должен быть возвращен в ступицу и зафиксирован гайкой.
- В зависимости от модели автомобиля и года его выпуска кулак УАЗа имеет две модификации, в одной из которых ступицы сплошные, а в другой – полые, что определяется наличием отверстия.
Перед тем как приступить к ремонту, проводятся следующие манипуляции.
- Автомобиль ставится на ручной тормоз.
- Под задние колеса кладут упоры, которые предотвратят перемещение машины.
- Передняя часть автомобиля поднимается домкратом или лебедкой и фиксируется на упорах.
Только убедившись в надежности крепления передней части машины и невозможности ее перемещения или срыва с упоров, можно приступать к снятию колеса.
Процесс демонтажа колеса и тормозов
Чтобы снять колесо, необходимо выполнить операции в такой последовательности.
- Со ступицы колеса снимают колпак, извлекают R-образную скобку, демонтируют головку блокировки. На приводном валу ослабляют гайку, которая соединяет его со ступицей. После этого снимаю переднее колесо.
- Если модель автомобиля оснащена системой ABS, на колесе находится датчик, который необходимо демонтировать.
- Гайка крепления приводного вала к ступице передней подвески скручивается.
- Суппорт тормоза крепится к кулаку поворота двумя болтами, которые необходимо отвинтить и отсоединить от тормозного диска суппорт, после чего его подвязывают к пружине на передней подвеске.
- Перед тем как приступить к снятию тормозного диска, необходимо отметить его расположение относительно ступицы подвески. Черту можно нанести мелом, но лучше использовать белую краску, чтобы во время выполнения ремонтных работ черта не была затерта. Только после этого отвинчивают винт крепления и снимают тормозной диск.
Чтобы облегчить процесс демонтажа со стойки поворотного кулака, необходимо использовать специальное приспособление, при помощи которого пружины подвески сжимаются и фиксируются. Для этого применяются тросики, например, как на приспособлении 0903 AF. Процедура сжатия и фиксации пружин проходит следующем образом:
- в верхней части стойки имеются два отверстия, в одно из которых вставляется тросик;
- затем рулевая колонка поворачивается и во второе отверстие вставляется второй тросик;
- свободные концы тросиков цепляют за нижний край чашки;
- верхние концы, вставленные в стойку, фиксируются путем вкручивания в отверстия болтов диаметром 6 мм.
Последовательность разбора кулака
- Стабилизатор поперечной устойчивости крепится к нижнему рычагу подвески одним болтом, который необходимо отвинтить.
- Рулевая тяга крепится к поворотному кулаку гайкой. Ее необходимо открутить, после чего извлечь шаровой шарнир из кулака поворота. Для этого следует использовать специальное приспособление, которое предназначено именно для извлечения шаровых шарниров рулевой тяги из поворотных кулаков передней подвески.
- Следующая операция заключается в удалении цапфы шарнира. Для этого необходимо отвинтить гайку крепления шарнира к нижнему рычагу.
- После извлечения цапфы откручивают гайку зажимного болта на стойке крепления поворотного кулака. При последующей сборке этого узла необходимо учитывать, что головка должна находиться с внутренней стороны подвески. Снятые болт и гайку нужно заменить на новые.
- В паз, находящийся на поворотном кулаке, вставляется рычаг, и он расширяется до размеров, которые бы позволили свободно отсоединить кулак от стойки подвески. Для выполнения данной операции применяют специальное приспособление 8.0903 AE. После его установки в паз достаточно поворота на 90 градусов для удаления кулака из стойки.
- После снятия поворотного кулака необходимо отсоединить его от приводного вала, а сам вал подвязать к корпусу автомобиля при помощи мягкой проволоки.
Операции по установке отремонтированного поворотного кулака выполняют в обратной последовательности. При сборке передней подвески весь крепеж желательно заменить на новый, так как старые болты, гайки и винты могут иметь внутреннее напряжение металла, к тому же в них может начаться процесс старения.
Некоторые поздние модели УАЗ могут иметь отличия в конструкции и креплении поворотного кулака от описанных выше. Перед началом ремонта необходимо свериться с документацией и проверить соответствие порядка снятия детали на конкретном автомобиле.
Ремонт рулевого кулака уаз
Впервые слово «шкворень» применительно к УАЗовским мостам мне довелось услышать в далеком уже 1974 году Сколько с той поры пришлось отбраковать корпусов поворотных кулаков неизвестно. Ясно одно — немало. В те годы, когда любая запчасть для УАЗа была в крайнем дефиците, корпуса поворотных кулаков выбраковывались очень редко и восстанавливались любыми доступными способами в многочисленных в ту пору автобазах. Потом автобазы потихоньку куда то слились, но зато в магазинах запчастей стало навалом и причем по вполне гуманным ценам. Теперь ситуация стала обратной — запчасти есть, но ценники на них кусучие и, в этой ситуации, как раз время обратиться к лучшему другу любого УАЗовода — Руководству по войсковому ремонту.
И вот что оно говорит о дефектовке корпуса ПК редукторного моста. Добавим, что сказанное справедливо и для корпусов ПК колхозных мостов.
Из прочитанного видим, что достаточным условием для выбраковки является превышение посадочного диаметра Д1 более 42,04 мм. На практике это обычно выглядит примерно вот так:
Гнездо колодца, в которое устанавливается шкворень имеет ярко-выраженные следы износа, само отверстие из круглого становится овальным. Некоторое время для реставрации отверстий таких поворотных кулаков мы растачивали их до круглого состояния на различных фрезерных и координатно-расточных станках.
Процесс этот весьма трудоемкий, сама расточка может занять 5 минут времени, а вот установка необходимой оснастки и базировки самого корпуса затягивалась иногда в полноценную рабочую смену. Поэтому за реставрацию корпуса ПК мы брались в исключительных случаях. Но в последнее время, возможно в связи с тем, что завод ощутимо поднял цену на корпус ПК редукторного моста до 3 500 рублей, а на корпус ПК колхозного моста до 2 000 рублей за штуку, эти изделия на реставрацию несут пачками. В этой ситуации мы были вынуждены задуматься о снижении трудоемкости операций, связанных с восстановлением корпусов поворотного кулака. И вот что из этого получилось.
На шлифовально-заточном станке из стандартной развертки на 44 мм была изготовлена развертка диаметром 42,5 мм.
С помощью изготовленного инструмента оба колодца превращаются из овальных в круглые, что называется «легким движением руки».
В отличие от героя Андрея Миронова, проблем с превращением мы не испытали. Отверстие стало практически идеально круглым и приобрело размер 42,500 мм.
Понятно, что наша промышленность не выпускает шкворней с такими размерами, поэтому, дабы устранить этот досадный пробел, мы наладили выпуск опор шкворней с увеличенным на 1 мм диаметром. С помощью любого токарного или шлифовального станка из таких опор с припуском, можно получить опоры желаемого размера.
Еще одной из обиднейших причин выбраковки корпусов является разбитое посадочное гнездо рулевого пальца.
Вышеупомянутое Руководство по войсковому ремонту, в подобных случаях, рекомендует заваривать отверстие с изготовлением нового или же установку втулок. Заваривание подобного отверстия в чугуне то еще развлечение и оно под силу лишь специализированным мастерским. Мы сочли, что гораздо проще будет изготовить и установить новую ремонтную втулку.
Таким образом, в результате нехитрых манипуляций, удалось поднять реставрацию корпусов ПК на совершенно новый уровень. Трудоемкость работ снизилась в разы с параллельным улучшением качества восстановительных работ.
Тему публикуем как справочно-ознакомительную для наших коллег-сервисменов и огромной массы УАЗоводов, производящих ремонт своих боевых коней собственными силами.