Ремонт рулевой рейки Hyundai Tucson
Как определить, что рулевой рейке требуется ремонт? Если вы заметили хотя бы один из ниже перечисленных признаков, рекомендуем обратиться в автосервис:
- вибрация, стуки и скрипы при вращении рулевого колеса
- рывки и удары, руль не возвращается в исходное положение
- значительный люфт руля
- свободный ход рулевого колеса только в одну или только в другую сторону
Доверяйте ремонт рулевой рейки только профессионалам!
- Рулевая рейка является основным механизмом рулевого управления Hyundai Tucson, обеспечивающим комфортное маневрирование на любой скорости.
- Существует несколько разновидностей рулевых реек, различаемых по типу используемого усилия.
- Выделяется целый ряд признаков, свидетельствующих о неисправности рулевой рейки.
- Ресурс и ремонтопригодность рулевой рейки в целом определяется ее конструкцией, а также характером и местом эксплуатации автомобиля.
- Ремонт рулевых реек Hyundai Tucson возможен только в условиях автомобильного технического центра.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ РУЛЕВОЙ РЕЙКИ Hyundai Tucson
Рулевое управление современных в автомобилях реализовано посредством шестерно-реечной передачи, что обеспечивает комфорт управления транспортным средством, легкость вращения руля и относительную дешевизну конструкции. Простота механизма снижает риск возникновения поломок, при этом ремонт рулевой рейки Hyundai Tucson не потребует много времени и денег. Независимо от типа рулевой рейки, ее конструкция включает в себя:
- корпус (картер), в который заключен механизм;
- рулевой вал, на котором закреплена ведущая шестерня;
- прижимная пружина, которая устраняет зазор между шестерней и рейкой;
- рейка;
- защитные пыльники;
- ограничительное кольцо;
- втулка шарнира рулевой тяги.
В некоторых моделях автомобилей Hyundai Tucson ведущая шестерня имеет разные передаточные значения, что существенно облегчает поворот руля на парковке, но сохраняет «чувство дороги» на скорости.
Принцип работы рулевой рейки прост. Вращение руля сообщается посредством рулевого вала на ведущую шестерню, которая сдвигает рейку в необходимую сторону. Смещающаяся рейка подталкивает шарнир рулевой тяги в заданную сторону.
РАЗНОВИДНОСТИ РУЛЕВЫХ РЕЕК
В зависимости от реализованного на автомобиле типа рулевого управления Hyundai Tucson используются 4 вида рулевых реек:
- Механическая рейка. Само простое устройство, где смещение подвижных частей происходит под воздействием мускульной силы водителя, крутящего рулевое колесо. В современных автомобилях применяется редко. Отремонтировать вышедшую из строя рулевую рейку механического типа считается проще всего, но многие автовладельцы предпочитают менять узел в сборе ввиду невысокой стоимости механизма и работ.
- Гидравлическая рейка. Основное отличие от механической – сообщение усилия на рейку посредством гидравлической силы. В конструкции рейки уже присутствует силовой цилиндр, являющийся элементом гидроусилителя. Обеспечивается легкая управляемость, однако пропадает «обратная связь» с дорогой. Ремонт рулевых реек гидравлического типа считается одним из наиболее трудозатратных, поскольку конструкция сложнее других вариантов.
- Электрическая рейка. Разница с механической рейкой в наличии электроусилителя (ЭУР), который за счет моторчика смещает рулевую рейку в заданную сторону на определенную величину. Помимо «стандартных» элементов присутствует блок управления, электромотор, датчик момента. «Обратная связь» с дорогой сохраняется на уровне механической рейки – ЭБУ отключает электроусилитель на скорости от 40 км/ч. Усилий для поворота руля стоящего или медленно движущегося автомобиля не требуется. Ремонт реек с ЭУР несложен в виду достаточно простой конструкции и отсутствии дополнительных подключений.
- Электро-гидравлическая рейка. Совмещает в себе достоинства электрической и гидравлической реек, то есть сохраняется «чувство руля» ЭУР и легкость ГУР. Конструктивно больше похожа на гидравлическую рейку с дополнительными элементами (датчик момента и другие). Трудоемкость ремонта сопоставима с вариантом обычной гидравлической рейки. Замена рулевой рейки производится только на подходящую. Внесение изменений в конструкцию рулевого управления с целью установки нештатного усилителя не рекомендуются вследствие риска возникновения аварийных ситуаций при повседневной эксплуатации автомобиля.
ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВОЙ РЕЙКИ Hyundai Tucson
В зависимости от типа рейки производится дефектовка неисправности системы рулевого управления Hyundai Tucson. Характерные для реек любого типа признаки ограничены лишь наличием стуков и скрипов с локализацией в месте монтажа механизма рулевого управления. Также настораживающими будут следующие симптомы:
- вибрация рулевого колеса, связанная с высоким износом рулевого управления;
- рывки и удары по рулю, дифференцируемые с повреждением рулевых наконечников и тяг;
- отсутствие возврата, либо медленный возврат руля Hyundai Tucson в исходное положение после прохождения поворота, связанный с деформацией рейки;
- утяжеление руля в определенном положении, повторяющееся многократно в случае, если рулевая рейка имеет повреждение привода;
- многократно повторяющиеся стуки и щелчки при вращении рулевого колеса с выключенным двигателем;
- поворот колес не соответствует повороту руля, дифференцируемый с выходом из строя датчика момента ЭУР или ЭГУР;
- «проскальзывания» (холостой ход) руля в определенном положении, связанный с повреждением планетарного механизма или ведущей шестерни рулевой рейки.
Приведенные признаки означают, что необходим осмотр рулевой рейки Hyundai Tucson и диагностика на специализированном стенде. Это позволит определить поломку в ситуациях, когда система рулевого управления имеет выраженный износ или повреждения, что затрудняет быструю диагностику и выявление неполадок.
РЕСУРС И РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ РУЛЕВЫХ РЕЕК Hyundai Tucson
Автопроизводители Hyundai Tucson в большинстве случаев заявляют ресурс механической рулевой рейки, соответствующий эксплуатационному ресурсу всего автомобиля. В машинах, оснащенных ГУР и ЭУР, ресурс заявляется в 100 – 150 тыс. км при условии своевременного прохождения сервисного техобслуживания. Но следует понимать, что профилактические мероприятия увеличивают ресурс узла. Безразличное отношение к автомобилю, напротив, негативно сказывается на общем состоянии узлов и агрегатов.
Например, периодическая очистка рейки от отложений и выработки позволит использовать механизм в течение всего срока эксплуатации автомобиля (порядка 250 тыс. км). Негативно влияет на ресурс рулевой рейки воздействие пыли и климатических показателей. В случае постоянной эксплуатации автомобиля на грунтовых дорогах ресурс рейки Hyundai Tucson будет сокращаться вследствие негативного воздействия пыли – мелкие частицы легко проникают через пыльник и оседают на подвижных частях механизма.
Сильные морозы могут стать причиной выхода из строя рулевой рейки с ГУР и ЭГУР, поскольку даже качественные сертифицированные синтетические масла становятся на морозе вязкими. Рулевая рейка с ЭУР может выйти из строя в регионах с жарким и влажным климатом вследствие проникновения частичек влаги через пыльник рулевой рейки. Частицы влаги вызовут окислы на электродвигателе и разъемах.
Ввиду ремонтопригодности узла даже возникшие неполадки не считаются поводом к полной замене механизма. Учитывая высокую стоимость рулевого управления с ЭУР или ГУР, более выгодна разборка и дефектовка внутреннего механизма рулевой рейки с целью ремонта. Узел меняется полностью редко. Полная замена нужна в ситуациях, если выявлено:
- повреждение картера рулевой рейки Hyundai Tucson;
- выраженная деформация реечного механизма, сопровождаемая множественными другими поломками;
- разрушение силового цилиндра Hyundai Tucson в варианте ГУР или электро-гидроусилителя;
- выработка ресурса рулевой рейки.
ОСОБЕННОСТИ РЕМОНТА
Для большинства рулевых реек Hyundai Tucson производители выпускают ремкомплекты, в состав которых входят наиболее уязвимые детали – пыльники, сальники, прокладки, тефлоновые кольца, пружины. В автосервисах замена ремкомплекта рулевой рейки считается рядовой процедурой, что обусловлено небольшими трудозатратами. Но без использования специального оборудования и инструментов произвести самостоятельно все ремонтные работы качественно невозможно, независимо от расположения рейки – за двигателем или на подрамнике. Лучший выход из ситуации – отремонтировать вышедшую из строя рулевую рейку в автотехцентре.
Учитывая, что определенные работы требуют дополнительных манипуляций, одним лишь ремкомплектом не удается обойтись. Так, при деформации первичного привода ведущей шестерни потребуется фрезеровка рулевого вала Hyundai Tucson, выполняемая точно по заданным параметрам. Любой ремонт механизма рулевого управления всегда связан с необходимость проведения дополнительных работ. Вмешательство в рулевую систему обязательно подразумевает дальнейшую регулировку развала – схождения Hyundai Tucson, что своими силами невозможно сделать для современного автомобиля в принципе.
Проведенный в условиях автотехцентра ремонт рулевого управления Hyundai Tucson позволит вновь эксплуатировать автомобиль в привычном режиме, без оглядки на возможное возникновение неисправностей, связанных с низким качеством работы. Серьезные автосервисы соблюдают предписанный автопроизводителем технический регламент, что позволяет предоставить гарантию на оказанные услуги.
Ремонт рулевой рейки Hyndai Tucson/IX35
Так же эта инструкция подходит для ремонта рулевой рейки Kia Sportage.
Обращаем Ваше внимание, что не все фото относятся к этой рейке. Некоторые взяты из ремонтов аналогичных реек. Мы посчитали, что эти фотографии точнее описывают тонкости процессов. В тексте эти фото отмечены фразой “Это фото ремонта другой рейки”.
Лейблы, надписи, обозначения.
Входной контроль. Проверяем люфты горизонтального вала с водительской и пассажирской стороны.
Выставляем горизонтальный вал в положение 0 и помечаем как стоял вертикальный вал, прежде чем начать разборку.
Откручиваем регулировочную пробку. Разбираем механизм поджимной втулки.
Откручиваем и вынимаем вертикальный вал.
Достаём горизонтальный вал.
Видим старую опорную втулку, её необходимо вытащить.
Фотографии взяты с другой инструкции. Переворачиваем рейку вверх ногами. Размечаем и сверлим так, чтобы попасть в обойму игольчатого подшипника. Если промахнулись – не переживайте, поработайте сверлом как фрезой в нужном направлении.
Выбиваем подшипник. Метод варварский, но простой и эффективный.
Старый игольчатый подшипник и его новый заменитель.
Берем заменитель игольчатого подшипника. С помощью оправки (можно и без неё) запрессовываем в посадочное место игольчатого подшипника. Нужный нам размер заменитель игольчатого подшипника принимает только после запрессовки в корпус (фотографии из другой инструкции)
Берем за вал и качаем во все стороны. Если люфт есть, то закрутите крышку-гайку. Если не помогло – разбираем и проверяем состояние верхнего шарикового подшипника. Это не простой подшипник! Он не должен иметь люфтов ни в радиальном, ни в осевом направлении (короче ни в каком!). Обращаю Ваше внимание, что обычные радиальные подшипники, даже новые, могут иметь осевой люфт.
Берем новую опорную втулку и снимаем фаску.
Необходимо сделать “усы”, которыми втулка держится в корпусе рейки.
Размечаем места, где необходимо сделать усы.
На наждаке сносим лишнее. Бурт надо убрать на всю высоту. Лучше снять больше, чем оставить лишнее.
Ширину усов лучше сделать поменьше. Это скомпенсирует неточность разметки.
Одеваем резиновые кольца. Сначала два. Обычно этого хватает. Если горизонтальный вал пришлось прошлифовывать от ржавчины, то возможно потребуется установка трех-четырех колец. Смазываем и вставляем втулку на место. Усы должны свободно входить в отверстия в корпусе рейки.
Смазываем горизонтальный вал. В опорную втулку конусом во внутрь устанавливаем вставку – она разожмёт втулку (необходимо для более удобной установки вала в рулевой рейке).
Вставляем горизонтальный вал, выталкивая вставку наружу.
Без опыта может не сразу получиться – втулка стремиться вылезти наружу. Не торопитесь, и у Вас получится! Главное не применять грубую избыточную силу и не сломать втулку. (Это фото ремонта другой рейки).
Проверка усилия страгивания происходит вытянутой рукой. Усилие должно небольшое, но чувствительное. Если вал сдвигается совсем легко – добавляйте по одному кольцу начиная с конца дальнего от усов до возникновения чувствительного усилия сдвига. После этого запрессуйте металлическую запорную втулку.