Как разобрать и отрегулировать редуктор главной передачи УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Сепараторы подшипников не должны иметь разрывов и деформаций.
Поврежденные и изношенные детали заменяем. После пробега более 100 тыс. км рекомендуем заменить подшипники независимо от их состояния.
Собираем главную передачу в последовательности, обратной разборке, смазав подшипники и шестерни трансмиссионным маслом.
Подшипники можно напрессовать ударами молотка через подходящие по размерам:
— инструментальную головку или отрезок трубы;
Наружные кольца подшипников коробки сателлитов запрессовываем в картер ударами молотка по кругу через выколотку из мягкого металла
Болты крепления частей коробки сателлитов, болты крепления ведомой шестерни, а также их резьбовые отверстия перед сборкой обезжириваем растворителем или ацетоном и наносим на резьбу анаэробный герметик
Особое внимание обращаем на чистоту торцевых посадочных поверхностей ведомой шестерни и коробки сателлитов. Малейшие загрязнения или забоины на них недопустимы
Имеющиеся повреждения удаляем абразивным инструментом с последующей тщательной промывкой деталей в керосине или дизельном топливе
Регулировка подшипников и зацепления шестерен главной передачи
Регулировку производим только при замене шестерен (комплектно), подшипников, а также при появлении шума при работе главной передачи
Подшипник ведущей шестерни регулируем подбором толщины пакета прокладок между его внутренними кольцами.
Для этого собираем узел ведущей шестерни с чистыми, смазанными трансмиссионным маслом подшипниками.
Манжету в крышку при этом не устанавливаем
Гайку хвостовика затягиваем моментом 17–21 кгс.м.
После этого шестерня должна проворачиваться рукой без большого усилия, а осевой люфт отсутствовать
Если имеется осевой люфт, снимаем одну из регулировочных прокладок. При слишком тугом вращении одну прокладку добавляем
Окончательно проверяем регулировку динамометром, зацепив его за отверстие фланца
Усилие при проворачивании шестерни должно быть в пределах 1,5–3,0 кгс для приработанных и 2,0–3,5 кгс для новых подшипников
Подшипники коробки сателлитов регулируем в следующем порядке:
— напрессовываем внутренние кольца с роликами на шейки коробки так, чтобы между кольцом подшипника и торцом коробки оставался зазор 3,0–3,5 мм.
Подшипники должны быть чистыми и смазанными маслом.
Устанавливаем коробку сателлитов в картер главной передачи, укладываем прокладку в разъем картера и равномерно подтягиваем болты и гайки картера, соединяя его части.
При этом вращаем ведущую шестерню для правильной установки роликов в подшипниках.
Окончательно затягиваем болты и гайки картера
Отворачиваем болты и гайки, осторожно разъединяем картер и вынимаем коробку сателлитов.
Щупом измеряем зазоры между каждым подшипником и торцом коробки.
Подбираем пакет прокладок, толщина которого равна суммарному зазору у обоих подшипников и добавляем еще одну прокладку толщиной 0,1 мм для создания предварительного натяга
Снимаем внутренние кольца подшипников, разделяем подобранный пакет прокладок пополам и, установив прокладки на свои места, напрессовываем внутренние кольца подшипников до упора.
После этого, регулируем боковой зазор в зацеплении шестерен, для чего:
устанавливаем коробку сателлитов, соединяем половины картера, затягиваем болты и гайки
Измеряем боковой зазор в зацеплении индикатором, покачивая ведущую шестерню в обе стороны
На радиусе 40 мм у фланца ведущей шестерни (центры болтов) показания индикатора должны быть в пределах 0,35–0,77 мм.
Для увеличения зазора снимаем прокладки из-под подшипника коробки сателлитов со стороны ведомой шестерни и переставляем их под другой подшипник.
Для уменьшения зазора поступаем наоборот
Собираем редуктор, устанавливаем манжету, при сборке наносим на прокладку и резьбу болтов герметик
Окончательно проверяем работу редуктора, вращая фланец ведущей шестерни.
Не должно ощущаться заедания в зацеплении, вращение должно быть плавным, без щелчков и люфта
Грамотный ремонт переднего моста УАЗ “буханка”
УАЗ 3741 – полноприводный отечественный грузопассажирский автомобиль, в советское время выпускавшийся под индексом УАЗ 452. За характерную форму кузова получил народное прозвище «буханка». В заводской комплектации имеет цельнометаллический кузов, рессорную подвеску и 2 ведущих моста с неблокирующимися дифференциалами, передающими усилие на все 4 колеса.
Задний привод постоянный, передний – подключаемый. Мосты унифицированы с УАЗ 31512. Грузоподъемность – 850 кг. Клиренс – 220 мм. Ремонт переднего моста УАЗ 3741 требуется крайне редко, поскольку конструкция его довольно надежная. В основном все сводится к замене ступичных подшипников и масла в дифференциале, шаровых и шкворнях. Но иногда необходимо снимать мост. И делать это приходится своими руками, так как сервисные центры УАЗ есть далеко не везде.
Снимаем неисправный агрегат
Поскольку УАЗ 3741 имеет рамную конструкцию, снять передний мост довольно легко. Для этого нужно запастись мощным домкратом, упорами, способными выдержать 1,5 тонны веса передней части автомобиля, и специальной жидкостью для откручивания гаек – WD-40.
- Для начала необходимо подставить упоры под задние колеса.
- Затем нужно отсоединить правый и левый тормозные патрубки от резиновых шлангов, идущих к тормозным барабанам передних колес.
- После этого следует открутить гайки, крепящие тормозные шланги, и снять сами шланги.
- Далее нужно открутить гайки, которые крепят нижние концы амортизаторов.
- После этого необходимо открутить болты, соединяющие передний кардан с фланцем ведущей шестерни.
- Затем следует расшплинтовать и открутить гайку шарового пальца сошки.
- Далее необходимо отсоединить тягу от сошки.
- Теперь нужно открутить гайки, крепящие стремянки передних рессор, снять стремянки вместе с накладками и подкладками.
- В конце следует поднять передок машины за раму и вытащить мост из-под автомобиля.
После того как старый мост снят, можно приступать к установке новой детали, выполняя действия в обратном порядке. Если необходимо, снятый агрегат разбирают, проводят дефектовку, заменяют поврежденные части и устанавливают мост обратно.
Исправление осевого люфта колеса
Наиболее частой причиной неадекватного поведения автомобиля УАЗ 3741 на дороге является нарушение осевого зазора шкворней. Проверить, нарушен он или нет, можно очень просто – достаточно поднять передок домкратом и попробовать покачать колесо вверх-вниз. Если осевой люфт существует, следует отрегулировать зазор шкворней.
Регулировка проводится следующим образом.
- Поднимаем передок авто, предварительно поставив машину на ручник.
- Демонтируем колесо.
- Откручиваем болты, крепящие сальник шаровой.
- Проверяем осевой люфт, покачивая руками конструкцию вверх-вниз.
- Откручиваем несколько болтов крепления верхней накладки шкворня. Снимаем накладку.
- Вытаскиваем самую тонкую регулировочную прокладку и ставим накладку обратно.
- Проделываем те же процедуры с нижней накладкой шкворня.
- Закручиваем все болты и проверяем результат. Если люфт устранен, прикручиваем обратно сальник и колесо – и ездим. Если же люфт остался, регулируем все заново, снимая на этот раз более толстые прокладки.
Важно вытаскивать одинаково толстые прокладки и сверху, и снизу, чтобы сохранить соосность ШРУСа. Если соосность будет нарушена, через некоторое время придется делать дорогой ремонт.