Регулировка подшипников, зазора и контакта в зацеплении шестерен главной передачи заднего моста УАЗ-452.
Подшипники, боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен главной передачи заднего моста УАЗ-452 изначально отрегулированы на заводе. В процессе эксплуатации их, как правило, регулировать не нужно. Регулировка их необходима только при замене каких-либо деталей, подшипников, или при появлении осевого зазора в подшипниках.
Увеличенный боковой зазор между зубьями шестерен главной передачи, появившейся вследствие их износа, уменьшать регулировкой недопустимо, так как в этом случае будет нарушено взаимное расположение приработавшихся шестерен, что приведет к увеличению шума, возможна также поломка зубьев.
Осевой зазор в конических роликоподшипниках, появившийся в процессе эксплуатации, следует устранять не нарушая положения приработавшихся шестерен главной передачи. Боковой зазор и зацепление в зубьях шестерен главной передачи регулируют только при их замене.
Регулировка затяжки подшипников дифференциала заднего моста УАЗ-452.
При появлении осевого зазора ведомой шестерни, он проверяется через маслозаливное отверстие при удаленных полуосях, необходимо добавить регулировочные прокладки одинаковой толщины на правую и левую стороны коробки сателлитов, обеспечив при этом проворачивание ведомой шестерни с небольшим усилием.
Подшипники дифференциала после замены деталей регулируются следующим образом :
1. На шейки коробки дифференциала напрессовать внутренние кольца подшипников дифференциала так, чтобы остался зазор между их торцами и торцами коробки сателлитов в пределах 3,0-3,5 мм.
2. Дифференциал в сборе установить в картер, поставить прокладку в разъем картера, чтобы учесть ее толщину при регулировке, а затем установить крышку, и осторожно проворачивая ее в обоих направлениях, прикатать подшипники, чтобы ролики заняли правильное положение. Кожухи полуосей в этом случае должны занимать вертикальное положение. Затем, не нарушая прикатку подшипников, болтами и гайками равномерно соединить крышку с картером.
3. Отвернуть гайки и болты и снять крышку. Из картера моста осторожно вынуть дифференциал и с помощью щупа точно замерить размеры А и А1 между торцами коробки сателлитов и внутренних колец подшипников.
4. Подобрать пакет прокладок толщиной, равной сумме замеренных размеров А+А1. Для обеспечения предварительного натяга в подшипниках дифференциала к этим прокладкам добавить еще прокладку толщиной 0,2 мм. Таким образом, суммарная толщина подобранного пакета регулировочных прокладок окончательно должна равняться А+А1+0,2 мм.
5. Снять внутренние кольца подшипников дифференциала с шеек коробки сателлитов. Разделить подобранный пакет прокладок примерно пополам. Со стороны картера толщина прокладок должна быть на 0,3-0,4 мм больше толщины прокладок со стороны крышки. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем при регулировке бокового зазора в зубьях ведущей и ведомой шестерен не допустить их зацепления без зазора.
6. Установить прокладки на шейке коробки сателлитов и напрессовать на них внутренние кольца подшипников до упора в торцы коробки.
Регулировка затяжки подшипника ведущей шестерни заднего моста УАЗ-452.
Осевое перемещение ведущей шестерни не допускается. Осевой зазор в сдвоенном коническом подшипнике и ослабление его затяжки нарушает правильность зацепления зубьев шестерен главной передачи, приводит к проворачиванию внутреннего кольца со стороны сальника, в результате чего происходят износы торца фланца, торцов маслосгонного кольца, распорного кольца и разрушение регулировочных прокладок. Все это вызывает преждевременный износ зубьев шестерен и разрушение подшипников ведущей шестерни.
Регулировку затяжки сдвоенного конического подшипника проверяют покачиванием фланца рукой. Если ощущается качка ведущей шестерни в подшипнике, то следует подтянуть гайку. Если гайка подтянется до отказа, а осевое перемещение не устранится, то уменьшением толщины пакета регулировочных прокладок и затяжкой гайки до отказа произвести регулировку сдвоенного конического подшипника, обеспечив в нем предварительный натяг, величину которого проверяют пружинным динамометром.
При этом необходимо снять крышку картера вынуть дифференциал с ведомой шестерней в сборе. При правильной регулировке пружинный динамометр должен показывать усилие 1,5-3 кгс при проворачивании шестерни за отверстие во фланце. В процессе затяжки гайки до отказа нужно производить прикатку подшипника, чтобы ролики заняли правильное положение.
Регулировка бокового зазора и контакта в зацеплении шестерен главной передачи заднего моста УАЗ-452.
После того, как отрегулированы подшипники ведущей шестерни и дифференциала, приступают к регулировке бокового зазора и зацепления зубьев шестерен главной передачи. При регулировке бокового зазора и положения шестерен главной передачи под конический подшипник ведущей шестерни устанавливают регулировочное кольцо. Толщина этого кольца должна быть равна 1,43 мм.
Отрегулированный сдвоенный конический подшипник с ведущей шестерней в сборе запрессовывают в картер до упора. Во избежание повреждения дорожки качения и роликов, усилие запрессовки должно передаваться через его наружное кольцо. Затем устанавливают маслосгонное кольцо и крышку сдвоенного конического подшипника, которую слегка равномерно закрепляют болтами, чтобы не вызвать ее деформацию.
После установки фланца и шайбы затягивают до отказа гайку и прикатывают ролики, проворачивая фланец. В картер устанавливают дифференциал в сборе с ведомой шестерней. Установив в плоскости разъема картера прокладку, с которой регулировались подшипники дифференциала, соединяют крышку с картером болтами и гайками. Когда произведена такая предварительная сборка моста, проверяют боковой зазор в зацеплении в четырех точках через каждый оборот ведущей шестерни.
Для этого с помощью полуосей ведомую шестерню нужно притормозить, а ведущую поворачивать в обоих направлениях до соприкосновения зубьев. Боковой зазор между зубьями новых шестерен главной передачи должен находиться в пределах 0,1-0,3 мм. Этот зазор соответствует величине 0,2-0,6 мм, замеренной при угловом перемещении фланца по дуге радиуса расположения отверстий.
Боковой зазор регулируют перестановкой прокладок с одной стороны коробки сателлитов на другую. Если снимать прокладки со стороны крышки, то зазор в зацеплении увеличивается, если же добавлять — зазор уменьшается. Прокладки можно только переставлять с одной стороны на другую, но нельзя их ни убавлять, ни прибавлять, так как это нарушит отрегулированный предварительный натяг подшипников дифференциала.
После регулировки бокового зазора производится проверка зацепления шестерен главной передачи. Для этого на зубья ведомой шестерни наносится краска определенной консистенции. Жидкая краска растекается и пачкает поверхность зубьев, затрудняя тем самым определение действительного расположения пятна контакта, слишком густая краска не выжимается из промежутков между зубьями.
С помощью полуосей надо притормозить ведомую шестерню, а ведущую вращать в обоих направлениях до тех пор, пока не обозначится четкое пятно контакта. При получении правильного пятна контакта зубьев, проверка установки шестерен и бокового зазора в зацеплении заканчивается. Ниже приведены типичные пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи заднего моста и способы достижения правильного зацепления шестерен перемещением ведущей и ведомой шестерен.
Проверка правильности зацепления шестерен главной передачи заднего моста УАЗ-452 по пятну контакта.
Перемещение ведущей шестерни может быть достигнуто изменением толщины регулировочного кольца, чтобы отодвинуть ведущую шестерню от ведомой, регулировочное кольцо нужно установить большей толщины и наоборот, чтобы подвинуть ведущую шестерню к ведомой, регулировочное кольцо нужно установить меньшей толщины.
Перемещение ведомой шестерни обеспечивается так же, как при регулировке бокового зазора — перестановкой прокладок подшипников дифференциала. После окончания регулировки заднего моста производится его окончательная сборка.
Похожие статьи:
Регулировка зацепления шестерен главной передачи уаз
Регулировку производим только при замене шестерен (комплектно), подшипников, а также при появлении шума при работе главной передачи.
Подшипник ведущей шестерни регулируем подбором толщины пакета прокладок между его внутренними кольцами. Для этого собираем узел ведущей шестерни с чистыми, смазанными трансмиссионным маслом подшипниками. Манжету в крышку при этом не устанавливаем. Гайку хвостовика затягиваем моментом 17–21 кгс.м. После этого шестерня должна проворачиваться рукой без большого усилия, а осевой люфт отсутствовать. Если имеется осевой люфт, снимаем одну из регулировочных прокладок. При слишком тугом вращении одну прокладку добавляем. Окончательно проверяем регулировку динамометром,…
…зацепив его за отверстие фланца.
Усилие при проворачивании шестерни должно быть в пределах 1,5–3,0 кгс для приработанных и 2,0–3,5 кгс для новых подшипников.
Подшипники коробки сателлитов регулируем в следующем порядке:
напрессовываем внутренние кольца с роликами на шейки коробки так, чтобы между кольцом подшипника и торцом коробки оставался зазор 3,0–3,5 мм. Подшипники должны быть чистыми и смазанными маслом.
Устанавливаем коробку сателлитов в картер главной передачи, укладываем прокладку в разъем картера и равномерно подтягиваем болты и гайки картера, соединяя его части. При этом вращаем ведущую шестерню для правильной установки роликов в подшипниках. Окончательно затягиваем болты и гайки картера.
Отворачиваем болты и гайки, осторожно разъединяем картер и вынимаем коробку сателлитов.
Щупом измеряем зазоры между каждым подшипником и торцом коробки. Подбираем пакет прокладок, толщина которого равна суммарному зазору у обоих подшипников и добавляем еще одну прокладку толщиной 0,1 мм для создания предварительного натяга.
Снимаем внутренние кольца подшипников, разделяем подобранный пакет прокладок пополам и, установив прокладки на свои места, напрессовываем внутренние кольца подшипников до упора. После этого, регулируем боковой зазор в зацеплении шестерен, для чего:
устанавливаем коробку сателлитов, соединяем половины картера, затягиваем болты и гайки.
Измеряем боковой зазор в зацеплении индикатором, покачивая ведущую шестерню в обе стороны.
На радиусе 40 мм у фланца ведущей шестерни (центры болтов) показания индикатора должны быть в пределах 0,35–0,77 мм. Для увеличения зазора снимаем прокладки из-под подшипника коробки сателлитов со стороны ведомой шестерни и переставляем их под другой подшипник. Для уменьшения зазора поступаем наоборот.
Собираем редуктор, устанавливаем манжету, при сборке наносим на прокладку и резьбу болтов герметик.
Окончательно проверяем работу редуктора, вращая фланец ведущей шестерни. Не должно ощущаться заедания в зацеплении, вращение должно быть плавным, без щелчков и люфта.