- Поворотный кулак: автомобиль УАЗ
- Особенности профилактики и ремонта
- Процесс демонтажа колеса и тормозов
- Последовательность разбора кулака
- Разборка шкворневого узла автомобилей УАЗ мост типа «СПАЙСЕР»
- Шаг 2. Снятие тормозного механизма
- Шаг 3. Снятие крепления рычага поворотного кулака
- Шаг 4. Снятие накладки с прокладкой
- Шаг 5. Снятие зажимной втулки
- Шаг 6. Снятие поворотного кулака
- Шаг 7. Фиксация поворотного кулака в тисках
- Шаг 8. Отворачиваем болт-упор
- Шаг 9. Снятие обоймы манжеты поворотного кулака
- Шаг 10. Снятие шаровой опоры и ШРУС
- Шаг 11. Снятие вкладышей и манжет полуоси
- Шаг 12. Дефектовка деталей
Поворотный кулак: автомобиль УАЗ
Узлом, который входит в поворотный кулак УАЗ переднего моста, является шаровой шкворень. Он принимает на себя всю нагрузку, которая приходится на передний мост во время движения. Особенно велики эти нагрузки при езде по бездорожью и пересеченной местности.
В ходе эксплуатации автомобиля данный шкворневой узел быстро изнашивается, что приводит к появлению зазоров и люфта в передней подвеске.
Ремонт поворотного кулака необходим в следующих случаях.
- Замена вкладышей или сальника узла.
- Износ шарового шкворня.
- Поворотный кулак деформировался и требует замены шаровой опоры.
Зачастую поломки поворотного кулака вызваны некачественным подбором комплектующих, установленных при его сборке, а именно несоответствием:
- диаметра опоры и вставляемой полусферы;
- толщины и посадочного места сальника;
- толщины вкладышей.
Особенности профилактики и ремонта
Ремонт поворотного кулака УАЗ можно провести как самостоятельно, так и обратившись в автомастерскую. Стоимость ремонтных работ будет зависеть в первую очередь от цены деталей, подлежащих замене.
При наличии некоторого опыта и необходимого набора инструментов, изучив инструкцию, как разобрать и отремонтировать поворотный кулак, достаточно купить требуемые запчисти и самостоятельно провести все ремонтные мероприятия. Это позволит не только сэкономить денежные средства, но и получить новые знания о конструкции автомобиля.
Нужно не забывать о регулярных профилактических мероприятиях, состоящих в осмотре и оценке состояния зажимных втулок поворотного кулака, а также выявлении наличия люфта в передней подвеске.
Перед тем как начать ремонт поворотного кулака, необходимо ознакомиться с особенностями его проведения.
- Если установлены гайки типа Nyloc, их обязательно нужно будет заменить, так как они имеют специальное покрытие, препятствующее их отвинчиванию и ослаблению зажима. После свинчивания гаек это покрытие разрушается.
- Нельзя ставить автомобиль на колеса, если от ступицы отсоединен хотя бы один приводной вал, так как это может привести к деформации или разрушению подшипника ступицы. При необходимости перемещения машины на незначительное расстояние вал должен быть возвращен в ступицу и зафиксирован гайкой.
- В зависимости от модели автомобиля и года его выпуска кулак УАЗа имеет две модификации, в одной из которых ступицы сплошные, а в другой – полые, что определяется наличием отверстия.
Перед тем как приступить к ремонту, проводятся следующие манипуляции.
- Автомобиль ставится на ручной тормоз.
- Под задние колеса кладут упоры, которые предотвратят перемещение машины.
- Передняя часть автомобиля поднимается домкратом или лебедкой и фиксируется на упорах.
Только убедившись в надежности крепления передней части машины и невозможности ее перемещения или срыва с упоров, можно приступать к снятию колеса.
Процесс демонтажа колеса и тормозов
Чтобы снять колесо, необходимо выполнить операции в такой последовательности.
- Со ступицы колеса снимают колпак, извлекают R-образную скобку, демонтируют головку блокировки. На приводном валу ослабляют гайку, которая соединяет его со ступицей. После этого снимаю переднее колесо.
- Если модель автомобиля оснащена системой ABS, на колесе находится датчик, который необходимо демонтировать.
- Гайка крепления приводного вала к ступице передней подвески скручивается.
- Суппорт тормоза крепится к кулаку поворота двумя болтами, которые необходимо отвинтить и отсоединить от тормозного диска суппорт, после чего его подвязывают к пружине на передней подвеске.
- Перед тем как приступить к снятию тормозного диска, необходимо отметить его расположение относительно ступицы подвески. Черту можно нанести мелом, но лучше использовать белую краску, чтобы во время выполнения ремонтных работ черта не была затерта. Только после этого отвинчивают винт крепления и снимают тормозной диск.
Чтобы облегчить процесс демонтажа со стойки поворотного кулака, необходимо использовать специальное приспособление, при помощи которого пружины подвески сжимаются и фиксируются. Для этого применяются тросики, например, как на приспособлении 0903 AF. Процедура сжатия и фиксации пружин проходит следующем образом:
- в верхней части стойки имеются два отверстия, в одно из которых вставляется тросик;
- затем рулевая колонка поворачивается и во второе отверстие вставляется второй тросик;
- свободные концы тросиков цепляют за нижний край чашки;
- верхние концы, вставленные в стойку, фиксируются путем вкручивания в отверстия болтов диаметром 6 мм.
Последовательность разбора кулака
- Стабилизатор поперечной устойчивости крепится к нижнему рычагу подвески одним болтом, который необходимо отвинтить.
- Рулевая тяга крепится к поворотному кулаку гайкой. Ее необходимо открутить, после чего извлечь шаровой шарнир из кулака поворота. Для этого следует использовать специальное приспособление, которое предназначено именно для извлечения шаровых шарниров рулевой тяги из поворотных кулаков передней подвески.
- Следующая операция заключается в удалении цапфы шарнира. Для этого необходимо отвинтить гайку крепления шарнира к нижнему рычагу.
- После извлечения цапфы откручивают гайку зажимного болта на стойке крепления поворотного кулака. При последующей сборке этого узла необходимо учитывать, что головка должна находиться с внутренней стороны подвески. Снятые болт и гайку нужно заменить на новые.
- В паз, находящийся на поворотном кулаке, вставляется рычаг, и он расширяется до размеров, которые бы позволили свободно отсоединить кулак от стойки подвески. Для выполнения данной операции применяют специальное приспособление 8.0903 AE. После его установки в паз достаточно поворота на 90 градусов для удаления кулака из стойки.
- После снятия поворотного кулака необходимо отсоединить его от приводного вала, а сам вал подвязать к корпусу автомобиля при помощи мягкой проволоки.
Операции по установке отремонтированного поворотного кулака выполняют в обратной последовательности. При сборке передней подвески весь крепеж желательно заменить на новый, так как старые болты, гайки и винты могут иметь внутреннее напряжение металла, к тому же в них может начаться процесс старения.
Некоторые поздние модели УАЗ могут иметь отличия в конструкции и креплении поворотного кулака от описанных выше. Перед началом ремонта необходимо свериться с документацией и проверить соответствие порядка снятия детали на конкретном автомобиле.
Разборка шкворневого узла автомобилей УАЗ
мост типа «СПАЙСЕР»
Необходимый инструмент:
Отвёртка плоская, Плоскогубцы, Ключ накидной на 22
Расшплинтуйте с помощью отвертки и отверните гайку М14х1,5 крепления пальца тяги сошки к рычагу поворотного кулака ключом «на 22» и снимите тягу сошки.
Расшплинтуйте и отверните гайку М14х1,5 крепления пальца тяги рулевой трапеции и снимите её.
Шаг 2. Снятие тормозного механизма
Необходимый инструмент:
Головка специальная на 19
Головка на 8
Схема снятия тормозного механизма УАЗа с дисковыми тормозами
Отверните болты (1, рисунок) крепления тормозных механизмов (2, рисунок) к корпусу поворотного кулака специальной головкой «на 19» и снимите их.
Отворачиваем со шкворней ключом «на 8» пресс-масленки, если они есть.
Шаг 3. Снятие крепления рычага поворотного кулака
Необходимый инструмент:
Головка на 19, 24
Молоток (800 грамм)
Отворачиваем гайку М16х1,5 с фланцем со шкворня головкой «на 24»
На рычаге поворотного кулака, головкой «на 19» отворачиваем четыре гайки Ml2x1,25 крепления рычага поворотного кулака
и вынимаем разжимные втулки
Втулки могут прикипеть, поэтому необходимо нанести несколько ударов молотком по концу рычага поворотного кулака и затем снимаем его
Шаг 4. Снятие накладки с прокладкой
Необходимый инструмент:
Головка на 24
Отворачиваем оставшиеся гайки М16х1,5 с фланцем головкой «на 24» и снимаем накладку с прокладкой.
Шаг 5. Снятие зажимной втулки
Необходимый инструмент:
Головка на 27; Ключ шкворневой; Медная проставка или медный молоток; Молоток (800 грамм);
Наносим несколько резких ударов по шкворням, через медную проставку или медным молотком для снятия натяга между шкворнем и зажимной втулкой.
Шкворневым ключом и головкой «на 27» выворачиваем на несколько оборотов зажимную втулку.
Шаг 6. Снятие поворотного кулака
Необходимый инструмент:
Ключ на 14; Молоток; Брусок деревянный; Лопатка монтажна
Ключом или головкой «на 14» отворачиваем пять болтов М10х1×30 специальных крепления шаровой опоры к фланцу кожуха полуоси. Снимаем упор ограничителя поворота.
Постукивая молотком через деревянный брусок, разъединяем фланцы настолько, чтобы в разъём прошла монтажная лопатка.
Монтажной лопаткой, стараясь не повредить картонную прокладку, отжимаем и окончательно разъединяем фланцы и снимаем поворотный кулак.
Шаг 7. Фиксация поворотного кулака в тисках
Необходимый инструмент:
Тисы слесарные
Зажимаем в тисах слесарных поворотный кулак с полуосью за рычаг поперечной рулевой тяги
Шаг 8. Отворачиваем болт-упор
Необходимый инструмент:
Ключ на 12, 14, 17; Штангенциркуль с глубиномером (колумбик);
Замеряем вылет болта-упора штангенциркулем и записываем
Ключом «на 14» отворачиваем болт M10x1x16. Ключом «на 17» ослабляем затяжку контргайки и ключом «на 12» отворачиваем болт-упор
Шаг 9. Снятие обоймы манжеты поворотного кулака
Необходимый инструмент:
Головка на 10
Головкой «на 10» отворачиваем оставшиеся восемь болтов М6х12 крепления обоймы манжеты поворотного кулака и снимаем её
Далее снимаем войлочное кольцо (кольцо СП134-12-5) и манжету поворотного кулака
Шаг 10. Снятие шаровой опоры и ШРУС
Необходимый инструмент:
Головка на 27; Ключ шкворневой
Шкворневым ключом с головкой «на 27» выворачиваем зажимные втулки и вынимаем шкворня
Запомнив (пометив — кернением или краской) ориентацию шаровой опоры в поворотном кулаке, вынимаем её и снимаем с полуоси
Из поворотного кулака вынимаем полуось с шарниром равных угловых скоростей
Шаг 11. Снятие вкладышей и манжет полуоси
Необходимый инструмент:
Метчик 36х2
Извлекаем из шаровой опоры старые вкладыши и манжеты полуоси (манжета 32×50-10 с пружиной в сборе).
Очень часто при использовании некачественных шкворневых ключей повреждается резьба в корпусе поворотного кулака под зажимную втулку.
В случае, если резьба повреждена, её необходимо поправить метчиком М36×2
Шаг 12. Дефектовка деталей
Необходимый инструмент:
Керосин или дизельное топливо, ветошь
Промываем все детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их. На деталях недопустимы трещины, задиры и другие повреждения