Различия в приводе распредвалов ЗМЗ-409, зубчатые и втулочные цепи ГРМ, замена цепей.
В двигателях семейства ЗМЗ-409 в зависимости от года выпуска и модификации двигателя есть различия в приводе распредвалов. В нем могут применяться однорядные и двухрядные втулочные цепи или однорядные зубчатые цепи. Некоторые различия есть и в самих распределительных валах.
Различия в приводе распредвалов ЗМЗ-409, зубчатые и втулочные цепи ГРМ.
Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40905.
Привод распределительных валов двигателя ЗМЗ-40905 состоит из звездочки коленчатого вала на 29 зубьев, ведомой на 46 зубьев и ведущей на 23 зуба звездочек промежуточного вала, звездочек на 29 зубьев распределительных валов, двух зубчатых цепей : нижняя — 84 звена. верхняя 108 звеньев, гидронатяжителей, башмаков натяжения цепей и успокоителей цепей. Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями.
Для правильной сборки привода распределительных валов и установки фаз газораспределения на звездочке коленчатого вала, ведомой звездочке промежуточного вала, звездочках распределительных валов, блоке цилиндров имеются метки.
При установке привода метки М1, М2 на блоке цилиндров должны совпадать с метками на звездочках коленчатого и промежуточного валов. Метки на звездочках распределительных валов должны быть направлены в разные стороны наружу двигателя и совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров.
Такое положение распределительных и коленчатого валов соответствует нахождению поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Положение поршня первого цилиндра в ВМТ также можно определить по совпадению риски на диске демпфера шкива коленчатого вала с выступом на крышке цепи.
Звездочки впускного и выпускного распределительных валов привода распределительных валов с зубчатыми цепями не взаимозаменяемые. Для их отличия друг от друга на звездочке впускного распределительного вала выбито две установочных метки, на звездочке выпускного распределительного вала имеется только одна метка.
Ведущая звездочка промежуточного вала стальная, для увеличения твердости и износостойкости углеродоазотирована. Звездочки коленчатого вала, распределительных валов и ведомая звездочка промежуточного вала изготовлены из высокопрочного чугуна.
Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40904.
Привод распределительных валов двигателя ЗМЗ-40904 такой же как и на двигателе ЗМЗ-40905, за тем исключением, что на двигателях ЗМЗ-40904.10 ранних выпусков применялся привод распределительных валов не на зубчатых цепях, а на двух однорядных или двухрядными втулочных цепях : нижняя – 72 звена, верхняя — 92 звена, и натяжные устройства со звездочкой вместо башмаков натяжения цепей. То есть такой, как ранее на двигателе ЗМЗ-409.10.
Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40911.
Привод распределительных валов двигателя ЗМЗ-40911 такой же как и на двигателях ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905. Различия в приводе распредвалов касаются только самих распределительных валов.
Замена однорядных втулочных цепей привода распредвалов ГРМ ЗМЗ-409 на двухрядные или зубчатые цепи.
При замене однорядных втулочных цепей привода распределительных валов на двухрядные цепи необходимо заменить все звездочки, гидронатяжители и натяжные устройства со звездочками, а при их замене на зубчатые цепи необходимо поменять все звездочки, успокоители цепей, а вместо натяжных устройств со звездочкой поставить башмаки натяжения цепей.
Замена двухрядных втулочных цепей привода распредвалов ГРМ ЗМЗ-409 на зубчатые цепи и наоборот.
При замене двухрядных втулочных цепей привода распределительных валов на зубчатые цепи или наоборот, зубчатые на двухрядные втулочные, надо заменить все звездочки, успокоители цепей, гидронатяжители. Натяжные устройства со звездочкой меняются на башмаки натяжения цепей или наоборот.
Распределительные валы газораспределительного механизма ЗМЗ-40904, ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911.
Распределительные валы всех моделей двигателей отлиты из специального легированного чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочих поверхностей применяется отбел кулачков. Валы вращаются в два раза медленнее коленчатого вала в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками.
От осевых перемещений распредвалы удерживаются упорными полукольцами из полиамида, которые входят в проточки на передней опорной шейке валов и передней крышки распределительных валов.
В двигателях ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905 впускной и выпускной распределительные валы имеют одинаковый профиль кулачков, и обеспечивают высоту подъема клапанов на 9 мм.
На двигателе ЗМЗ-40911 впускной и выпускной распределительные валы имеют разный профиль кулачков и обеспечивают высоту подъема впускных клапанов на 8 мм, а выпускных на 9 мм.
На заднем торце выпускного распределительного вала закреплена металлическая пластина, служащая для подачи импульсов датчику фазы Bosch 0 232 103 097 или Bosch 0 232 103 048 системы управления двигателем и последующему определению микропроцессором фазы работы двигателя.
На часть двигателей ЗМЗ-40905 датчик фазы может не устанавливаться и тогда идентификация такта сжатия в первом цилиндре электронным блоком управления происходит по отдельному специально заложенному в него алгоритму.
Фазы газораспределения.
Распределительные валы обеспечивают фазы газораспределения одинаковые для двигателей ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905, и отличные для двигателя ЗМЗ-40911. Подробности на схеме ниже.
Фазы газораспределения действительны только при правильной установке привода распределительных валов. В процессе длительной эксплуатации происходит удлинение цепей привода, что приводит к нарушению фаз газораспределения и ухудшению характеристик двигателя.
Похожие статьи:
идентификация ГРМ
Тема статьи – идентификация грм змз 406, 405, 409. Если Вы всерьез решили взяться за двигатель и грамотно выставить фазы распредвалов по транспортиру, с точностью до градуса, нужно выяснить, а что за ГРМ живет под клапанной крышкой. На первый взгляд все достаточно просто. В ПТС написано евро-3, значит, установлена двухрядная цепь с роликами «большого» диаметра и остроносыми звездами. ХА-ХА. В действительности все не так, как на самом деле ))) Есть такая почти народная песня Михаила Танича – Узелки. С бессмертной фразой: я его слепила из того что было. Это я клоню к тому, что заводские затейники могли поставить все что угодно.
Зачем написана данная статья и почему так интересно, что стоит под клапанной крышкой? На двигателях евро-0, евро-2 машина поедет, даже с распредвалами, выставленными по меткам «на глазок». На евро-4, особливо с ДАДом, если метки поставлены «на глаз», двигатель возможно даже не заведется. Ну и уж точно, даже если будет работать, то не будет «тяги». Необходимо выставление распредвалов с точностью до градуса по ФАКТИЧЕСКОЙ верхней мертвой точке, а не той которую завод поставил на шкиве. Подобная установка возможна только на «конусных звездах».
Какие могут быть варианты ГРМ?
- Евро-0, Евро-2. «Тупоносые звезды», маленький диаметр ролика (5.07мм). Стандарт цепи 06C-2. Цепь приводная втулочная. Нагрузка 15.8 кН. Могут быть только двухрядными. Ориентировочная установка с 96-2002г. с пластмассовыми башмаками, длины цепей 70/90. Установка с 2002-2005, натяжение звездами, длины цепей 72/92.
- Евро-3. «Остроносые звезды», большой диаметр ролика (6.35мм). Стандарт цепи 06B-2. Цепь приводная втулочная. Нагрузка 16.9 кН. Установка с 2005-2010 – двухрядные. С 2011-2014 – однорядные (Вредительство и саботаж. прим. автора). Длины 72/92. Натяжители, только звезды.
- Евро-4. Зубчато-пластинчатая цепь. Установка с 2014г по 2018 год
- Евро-4. Двигатели змз-про. С 2018 года. Двухрядная “тяжелая” втулочная цепь.
Время изготовления указано примерно, поскольку основная философия завода, что было на складе в данный момент, то и поставили.
Идентификация грм, цепи и звезд
Визуальный осмотр это хорошо и подчас он дает результат. По фото все ясно и понятно, но когда вскрываешь клапанную крышку, понять какие перед тобой звезды не представляется возможным. Поскольку производителей ГРМ у нас великое множество, а если еще прибавить братьев китайцев, то вообще завались, у каждого «свой стандарт» по шестерням. Нельзя не брать в расчет ушатанность станков, полную амортизацию оборудования, и качество материала. Поэтому очень часто «остроносые звезды» евро-3, выглядят как евро-2. Примеров множество. Самый надежный вариант, это промер ролика цепи. Инструмент обычный штангенциркуль, с точностью до 0.05мм, этой точности вполне достаточно.
Статья рецензирована и дополнена Игорем Медведевым (Родос-М).