Рама
Рама автомобилей (рис.190, 191) состоит из двух лонжеронов, соединенных между собой поперечинами.
Рис.190. Рама автомобилей семейства УАЗ-31512:
а-для автомобилей с передней пружинной подвеской; 1, 7, 11, 13, 14-поперечины; 2-лонжерон; 3-передний кронштейн крепления двигателя; 4-кронштейн крепления переднего амортизатора; 5, 8, 10-кронштейны крепления кузова; 6-задний кронштейн крепления двигателя; 9-кронштейн подвески глушителя; 12-опора кронштейна задней рессоры; 15-кронштейн крепления заднего амортизатора; 16-ось переднего конца задней рессоры; 17-опора кронштейна перед ней рессоры; 18-кронштейн крепления пускового подогревателя двигателя; 19-кронштейны крепления радиатора; 20-кронштейн передней рессоры; 21-кронштейн крепления облицовки радиатора; 22-кронштейн пружины; 23-кронштейн поперечной тяги; 24-кронштейн стабилизатора; 25-кронштейн продольного рычага
Рис.191. Рама автомобилей семейства УАЗ-3741:
1-лонжерон; 2, 3, 8, 9, 10, 14-поперечины; 4-передний кронштейн подвески двигателя; 5-кронштейн крепления переднего амортизатора; 6-кронштейн крепления кузова; 7-усилитель лонжерона; 11-кронштейн крепления заднего конца рессоры; 12-кронштейн крепления заднего амортизатора; 13-кронштейн крепления переднего конца рессоры; 15-кронштейн промежуточный крепления троса стояночной тормозной системы; 16-кронштейн крепления радиатора; 17-кронштейн крепления переднего тормозного шланга; 18-кронштейн крепления рычага стояночной тормозной системы; 19-кронштейн крепления картера рулевого механизма; 20-передний крюкПередняя часть рамы автомобилей с пружинной подвеской выполнена под установку пружинной подвески, задняя — под установку малолистовых рессор.
Рама автомобиля УАЗ-3153 по сравнению УАЗ-31512 удлинена на 380 мм с соответствующим увеличением базы автомобиля. Передние (с каждой стороны) и задний (с левой стороны) концы лонжеронов рамы оборудованы буксирными петлями.Рама автомобилей УАЗ-33036, УАЗ-39094, УАЗ-39095 по сравнению с рамой автомобиля УАЗ-3741 выполнена под увеличенную базу автомобиля (2550 мм вместо 2300 мм) за счет перемещения назад кронштейнов крепления задних рессор. Длина лонжеронов сохранилась прежней.
Устройство рамы УАЗ-469, УАЗ-469Б, УАЗ-469БГ, размеры, ремонт и техническое обслуживание, буксирный прибор.
Рама автомобилей УАЗ-469, УАЗ-469Б и УАЗ-469БГ состоит из двух продольных балок, соединенных между собой пятью поперечинами. Четыре поперечины рамы приварены к продольным балкам электродуговой сваркой, одна поперечина (вторая спереди) крепится болтами к кронштейнам, приваренным к продольным балкам рамы.
Все кронштейны к раме приварены, только два кронштейна неподвижных концов передних рессор приклепаны. К задней поперечине рамы крепится буксирный прибор двустороннего действия закрытого типа, который снабжен резиновым упругим элементом смягчающим ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по неровной дороге.
Техническое обслуживание рамы УАЗ-469, УАЗ-469Б, УАЗ-469БГ.
Техническое обслуживание рамы заключается в периодической очистке ее от грязи и проверке внешним осмотром состояния продольных балок, поперечин, кронштейнов, а также сварных, заклепочных и болтовых соединений. Необходимо периодически тщательно осматривать левую продольную балку в зоне крепления картера рулевого управления на отсутствие трещин. Очень важно следить за состоянием окрашенной поверхности рамы и своевременно подкрашивать места, где нарушен слой краски.
Техническое обслуживание буксирного прибора рамы УАЗ-469, УАЗ-469Б, УАЗ-469БГ.
Техническое обслуживание буксирного прибора заключается в периодической очистке его от грязи, проверке его состояния и надежности крепления к задней поперечине рамы, а также смазке трущихся поверхностей. Крюк буксирного прибора должен свободно вращаться вокруг своей оси и не иметь при этом ощутимого осевого перемещения в корпусе. Это достигается регулировкой опорной гайки стержня крюка.
Защелка должна плотно закрывать зев крюка и надежно запираться собачкой. Смазка трущихся поверхностей шейки стержня крюка и отверстия в кронштейне производится через пресс-масленку. Трущиеся поверхности опорной гайки и отверстия в корпусе смазываются смазкой, закладываемой под колпак при сборке буксирного прибора.
Ремонт рамы УАЗ-469.
При перегрузках автомобиля или в случае аварии в некоторых местах рамы могут появиться перекосы, изгибы, трещины и другие повреждения, требующие ремонта рамы. Кроме того, в процессе эксплуатации возможно ослабление заклепочного соединения кронштейнов передних рессор.
Перед ремонтом необходимо очистить раму от грязи, тщательно осмотреть ее и выявить все повреждения. Если при осмотре и проверке установлено нарушение ее правильной формы, то раму необходимо выправить в холодном состоянии при помощи приспособлений. При этом следует руководствоваться ее основными размерами. Кроме того, разность между размерами А и Б не должна превышать 5 мм.
Основные размеры рамы УАЗ-469, УАЗ-469Б, УАЗ-469БГ.
После правки рамы необходимо проверить перпендикулярность оси кронштейнов рессор к вертикальной плоскости, а также обратить особое внимание на правильность участка где крепится картер рулевого управления.
Трещины в деталях рамы необходимо заваривать электродуговой сваркой. Перед заваркой с кромок трещин рекомендуется снять фаски под углом 60 градусов. При наличии на продольных балках и поперечинах трещин большой длины необходимо дополнительно к заварке трещин приваривать усилитель, наложенный на заваренный участок. Усилитель должен быть плотно подогнан к поверхности поврежденного участка.
Сварной шов трещины перед приваркой усилителя зачистить заподлицо с поверхностью. Усилитель можно приваривать как изнутри, так и снаружи, в зависимости от места трещины и удобства выполнения работы. Не рекомендуется приваривать усилитель сварным швом, проходящим поперек продольной балки, особенно в вертикальном направлении, так как такой шов ослабляет ее и создает возможность поломки в этом месте. Для обеспечения большей прочности рамы и сварного шва следует шов делать под углом 45 градусов.
Надежность заклепочных соединений проверяют постукиванием по ним молотком. У ослабнувших заклепок при постукивании появляется дребезжащий звук. Если обнаружено ослабление заклепочного соединения кронштейнов передних рессор, то ослабнувшие заклепки необходимо срубить и заменить новыми. При этом отверстия под заклепки следует рассверлить и поставить заклепки большего диаметра.
Перед этим необходимо вырезать в усилителе продольной балки напротив кронштейна окно для доступа к заклепкам с внутренней стороны продольной балки, а после приклепки окно заварить. Прилегание головки заклепок к поверхности детали должно быть плотным. В случае невозможности ремонта заклепочного соединения заклепки можно заменить болтами с гайками.
Ремонт буксирного прибора УАЗ-469.
Ремонт буксирного прибора заключается в замене изношенных и поврежденных деталей. Использование буксирного прибора для буксировки прицепа после исправления погнутых крюка и защелки не допускается. В этом случае поврежденные детали должны быть заменены новыми.