- Проверка генератора за 5 минут мультиметром. Выясним, что неисправно: мост, щетки, регулятор, ротор или статор
- Проверка без снятия с авто
- Мультиметром (быстрый)
- Разрывом цепи (потенциально опасный)
- Дедовский способ — проверка лампочкой
- Проверка мультиметром элементов генератора, снятого с машины
- Регулятор напряжения
- Щетки
- Диодный мост
- Ротор
- Статор
- Неисправности автомобильного генератора, их причины и способы устранения
Проверка генератора за 5 минут мультиметром. Выясним, что неисправно: мост, щетки, регулятор, ротор или статор
Электрика и электроника
Генератор — важнейший элемент в электросистеме авто. Он отвечает за выработку электрической энергии. Генератор подвержен постоянным вибрациям, а внутренние движущиеся компоненты изнашиваются. Поэтому так важно проверять его систематически.
Данный материал о том, как проверить генератор самостоятельно, не обращаясь к специалистам.
Проверка без снятия с авто
Чтобы проверить генератор, не снимая его с автомобиля — существую два основных способа: при помощи тестера (мультиметра), разорвав цепь (не рекомендуется).
Приступая к такой проверке — очень важно соблюдать все меры безопасности и работать в соответствии с, изложенными ниже, пунктами.
Мультиметром (быстрый)
Проверка АКБ и генератора | |
---|---|
Условия замера | Выдаваемое напряжение |
Двигатель заглушен | 12,5-12,8 |
Двигатель заведен: 1500-2000 об/мин | 13,8-14,8 |
Двигатель заведен: включены потребители (свет, подогревы) | 13,6-13,8 |
Для проведения проверки за 5 минут потребуется мультиметр в режиме замера напряжения. Приступим:
- Мотора заглушен, прикладываем щупы измерителя к проводам подходящим к аккумулятору. Напряжение должно быть 12,5-12,8 вольт.
- Далее необходимо повторить этот же замер, только предварительно запустив двигатель. При 2000 оборотах, показания должны возрасти до 13,8-14,8 вольт.
- Еще можно провести замер с заведенным мотором, включив все энергоемкие приборы: печь, кондиционер, освещение, подогревы. В таком случае, уровень напряжения может несущественно просесть, до 13,6-13,8 вольт.
Если, при проверке без снятия, обнаружено несоответствие показателей. Генератор стоит проверить визуально, при помощи мультиметра, в том числе всю его механическую часть.
Если генератор не дает нужного напряжения, первое что нужно проверить — натяжение ремня. В месте максимального отдаления от шкивов давим на ремешок большим пальцем , он не должен отклонится более чем на 1,5 см.
Затем следует проверить состояние подшипников. Возьмитесь за шкив генератора, проверьте его люфт на валу ротора.
Разрывом цепи (потенциально опасный)
Не рекомендуем его использовать. Но не упомянув о нем, предоставим не полную информацию.
Старый способ, как проверить генератор. Он работает только на автомобилях без электронной системы контроля энергосистемы.
- Ослабить с помощью ключа на 10 крепление клеммы «минус».
- Завести мотор.
- Включить какой-либо электрический элемент (передняя оптика, музыкальная система).
- Отсоединить клемму от АКБ, при включенном двигателе.
- Если оптика продолжит светить, а мотор работать — генератор в исправном состоянии. В противном варианте — он подлежит демонтажу и более детальной диагностике.
Строго не рекомендуется давать работать генератору при отключенном аккумуляторе. Это гарантированно приведет к проблемам с реле-регулятором.
Дедовский способ — проверка лампочкой
Проверка лампочкой не указывает на какую-либо конкретную поломку, проверяется только общая работоспособность.
Диагностика генератора нужна в нескольких случаях — просто для проверки исправности или после обнаружения его некорректной работы. Если на современных автосервисах есть специализированное оборудование, то в домашних условиях приходится довольствоваться тем, что есть. Один из действенных и проверенных способов – проверка генератора лампочкой.
S — постоянный плюс, IG — плюс от замка зажигания, L — лампа, M — контакт в ЭБУ
Чтобы провести такую диагностику, необходимо подготовить:
- лампочку с проводами или патроном
- два отрезка провода, не менее 50 сантиметров
- автомобильный аккумулятор
Лампочку стоит подобрать на 3-5 вольт, но можно воспользоваться и стандартной на 220. После того как собраны основные элементы, переходим к сбору проверочной цепи.
- Клемма минус аккумулятора соединяется с массой генератора (можно просто подвести кабель к поверхности корпуса).
- Один провод от лампочки или патрона также подводим к массе.
- Другой провод от лампочки подводим к резьбе генератора с маркировкой В+.
- Провод с плюсом подводим до штекера генератора с обозначением D.
Цепь готова, можно приступать к проверке. Происходит это следующим образом — необходимо начать вращать ротор генератора, чтобы спровоцировать выработку электрической энергии. Если вращать вручную кажется не столь эффективным способом, можно прибегнуть к помощи электроинструмента. Ручная дрель или шуруповерт успешно справятся с этой задачей.
Позитивный результат проверки — горение лампочки. Значит генератор вырабатывает электричество. Если же лампочка не горит, генератор неисправен.
При проверке генератора с помощью лампочки, необходимо соблюдать технику безопасности и точно следовать инструкциям. Если перепутать схему подключения, можно повредить ее элементы.
Проверка мультиметром элементов генератора, снятого с машины
После проверки генератора на машине и выявлении определенных неисправностей, его необходимо демонтировать для более детального анализа. Существует несколько основных модулей, подверженных поломкам. Информация про способы проверки основных компонентов генератора в домашних условиях — далее в статье.
Регулятор напряжения
Диагностика регулятора проводится в случае обнаружения низкого или высокого напряжения. Оно устанавливается замером на автомобиле при заведенном моторе. Уровень электрического напряжения на клеммах должен быть 13,8-14,8 вольт.
Стоит проверить и сопротивление конденсатора регулятора — при подсоединении щупов, его показатель должен снижаться практически до нуля.
Щетки
Главный метод, как проверить щетки генератора — это их визуальный осмотр.
При этом определяется степень износа, допустимая остаточная высота и наличие выработок. Уровень износа считается критическим, если их высота — меньше 5 миллиметров. Проверить необходимо и диаметр колец, для чего пригодится штангенциркуль. Диаметр должен быть 12,8 миллиметров, не менее.
Диодный мост
Основа диагностики диодного моста — измерение уровня сопротивления и поиск проводимости. Проводимость должны быть только в одном направлении. Конструкция моста представляет собой две пластинки, поэтому проверять их следует поочередно. Делается это при помощи тестера.
Суть моста в том, что диоды проводят электричество только в одном направлении, поэтому на одной из сторон должны показывать высокий уровень сопротивления, а на другой – очень низкий.
Для диагностики один щуп прикладывается к плюсовому выводу, а второй поочередно прикладываем к каждому из диодов. После — проводим те же самые действия, поменяв щупы местами.
Если сопротивление равно нулю на обеих сторонах — явный признак неисправности. Важно, что даже один негодный элемент диодного моста уже приводит к недозарядке АКБ. Это главные способы, как проверить диодный мост на генераторе.
Ротор
Первый этап в данной проверке — измерение сопротивления между контактными кольцами обмотки ротора. Делается с помощью стандартного мультиметра в режиме измерения сопротивления.
Нормальным считается — 2,4-5,1 Ом. Если показатели ниже — это замыкание межвиткового типа. Если выше — это признак обрыва обмотки или недостаточного контакта вывода с кольцами ротора.
Еще один замер, который следует провести — уровень потребляемого в обмотке тока. Для этого понадобиться амперметр и АКБ. При подаче напряжения в 12 вольт на контактные кольца, потребление тока обмоткой возбуждения не должно превышать 3-4,5 Ампер.
Статор
Главный признак поломки статора — его сильный гул при работе. Происходит это из-за замыкания моста или его обмотки. После разбора генератора, следует обратить внимание на уровень выработки на основных элементах.
Манипуляции по электронной диагностике также проводятся при помощи мультиметра, выставленного в режим проверки сопротивления. Оно должно соответствовать 0,2 Ом на выводах, а между нулем и обмоткой — 0,3 Ом. Если показатели отличаются — это признак поломки.
Если информация были полезной, оставьте комментарий. Если оказалась бесполезной, тем более пишите.
Неисправности автомобильного генератора, их причины и способы устранения
Причины неисправности | Способы устранения |
---|---|
При включении зажигания не горит сигнализатор разряда аккумуляторной батареи (АКБ) | |
Обрыв провода между генератором, выключателем (замком) зажигания и сигнализатором | Устраните обрыв |
Сигнализатор разряда АКБ не гаснет послу запуска мотора | |
Слабое натяжение ремня, неисправен автоматический натяжитель | Подтяните / замените ремень, замените автоматический натяжитель |
Неисправен генератор (изношены или неплотно прилегают к контактным кольцам щетки, сгорела обмотка возбуждения, неисправен выпрямитель или регулятор напряжения) | Замените или отремонтируйте генератор |
Замыкание на «массу» провода между генератором и сигнализатором | Изолируйте провод |
Генератор не обеспечивает заряд АКБ | |
Окисление клемм батареи | Зачистите, закрепите и смажьте специальной смазкой наконечники проводов и клеммы |
Неисправна АКБ | Замените АКБ |
Слабое натяжение ремня | Натяните / замените ремень или натяжитель |
Неисправен регулятор или выпрямительный блок | Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок |
АКБ перезаряжается | |
Неисправен регулятор напряжения или выпрямительный блок | Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок |
Повышенное падение напряжения в цепи генератор-аккумуляторная батарея | Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в выключателе (замке) зажигания, монтажных блоках предохранителей и реле, разъемах, проверьте соединение корпуса генератора с массой |