Прошивка эбу hyundai tucson
Процесс чип-тюнинга, а точнее процесс работы с автомобильными контроллерами интересовал меня давно. Изучая профильные форумы постоянно сталкивался с такими фразами типа «Что-бы заниматься чип-тюнингом нужно 10 лет диагностом отработать». Так вот отчасти верно, но только отчасти.
Кто считает, что это дорого, не оправдано, могут не читать дальше и записаться на репрог в соответствующих темах.
Мне был интересен сам процесс.
Итак начнём. Пост буду дополнять по мере поступления новой информации. Место закончится, буду продолжать в другом посте.
Фактически процесс состоит из двух частей.
1. Слить/залить прошивку.
2. Поправить прошивку, т.е допилить, доработать, оттюнить.
Так вот вышеупомянутая фраза относится именно к правке прошивок, т.к для того что бы менять параметры нужно РЕАЛЬНО представлять как работает двигатель и система впрыска. Что на что влияет и чем всё это грозит.
Для того что-бы слить-залить прошивку знание автодиагностики не нужны вообще. Ну кроме таких понятий как «Зажигание» «Масса», ДАД, ДМРВ и тому подобные азбушные истины. Очень не лишним будут навыки работы с паяльником, а лучше с паяльным феном, т.к в особо трудных случаях это единственный способ реанимировать кирпич — выпаять флеш и залить прошивку через программатор.
Кирпич — уснувший ЭБУ после неудачной прошивки.
Для прошивки блоков больше нужны знания компьтера и операционных систем, т.к большая часть проблем возникает имено на стыке ЭБУ-ПК.
Нужно чётко представлять как эмулируется COM-порт, как задать его скорость, какие настройки есть у драйвера FTDI, навыки работы с HEX-редактором, что такое контрольная сумма и т.п.
Процесс ковыряния в калибровках я пока рассматривать не буду, пусть этим занимаются Паулюс, Адакт и другие профи.
Однако перенос данных об иммобилайзере (ключей), возможность залить свою прошивку в аналочный блок с разборки, но с другим номером, затрону.
Слить/залить прошивку можно тремя способами.
1. Через диагностический разъём OBDII (через розетку)
Как правило в этом режиме сливается не вся прошивка, а лишь её часть. Некоторые блоки вообще не дают вычитывать прошивку в этом режиме.
Но залить калибровки или всю прошивку можно в любом случае, зависит от блока. Это предусмотренно заводом для дилеров.
2. Через специальный отладочный интерфейс или как говорят в народе «на столе». Как правило говорят, залить через BDM, через BSL, в boot-режиме, зависит от типа блока.
3. Выпаять флеш память и далее работать через программатор, потом запаять. Так, как правило, делают при ремонте блока или для переноса прошики в другой блок, когда другие способы не доступны, например после аварии, если сама флеш память жива. Так делали на заре чип-тюнинга. При считывании программатором, непосредственно из микросхемы, прошивка считывается в зашифрованнов виде, соответствеено и заливать в микросхему нужно тоже в зашифрованном. Этот способ рассматривать не будем.
В кратце так. Теперь конкретика.
Для того что бы слить залить прошивку потребуется:
1. Ноутбук. Можно и обычный стационарный комп, но тогда его нужно подключить к бесперебойнику. ЭБУ лучше всего подключать к АКБ. Это всё обезопасит вас от случайных бросков напряжения или от отключения электричества.
2. Адаптер. Собственно это устройство согласования ЭБУ и COM-порта компьютера. В каждом конкретном случае нужен свой.
3. Программа загрузчик. Их много, но популярных всего три: Chiploader от ChipSoft, Combiloader от SMS Software, MultiFlasher by Romik. Программы все на русском и поддержка у всех русскоязычная.
Самая доступная по цене это Chiploader + модули для соответствующих блоков. Однако в сети есть ломанная версия ChipLoader 1.97.7, которая успешно работает с блоками бензиновых тушканов в режиме «на столе». Я пошёл по законному пути, но и протестировал не законный.
Блок Siemens 5WY SIMK43 (2 разъёма).
Данный блок устанавливается на бензиновых тушканах с объёмом двигателя 2.0 литра. На автомобилях с АКПП блок имеет два процессора C167 и две флешь папяти AM29F400BB. На машинах с МКПП соответственно по одному. Разбирается блок легко, всего шеть болтов под звёздучку и ни какого герметика. А вот достать его из машины- только в позе ЗЮ. Находится над левой ногой водителя.
У меня очень долго занял процесс поиска донора для эксперементов. Во первых машина у меня с ДАД, значит дорестайлы не подойдут (хотя попробовать можно) во вторых с АКПП. 2WD или 4WD не имеет значение. Отличается прошивка коробки 2WD и 4WD не известно. Есть только один способ проверить — слить прошивки из второй флешки и сравнить в HEX-редакторе, но нужно выпаивать флеш. Пока лень.
Работа с данным ЭБУ безопасна. Главное не сделать переполюсовки, КЗ и не уронить какой-нибуть болт на плату. И главное, прежде чем что-то лить нужно иметь пути отхода, т.е. иметь родную прошивку.
Если шьёте через розетку, то ОБЯЗАТЕЛЬНО считайте и сохраните родную.
Работа в режиме «на столе»
Подключение делаем на большом разъёме.
Распиновка ЭБУ
2 — масса
3 — +12В (АКБ)
22 — +12В (замок зажигания)
47 — К-Линия
Для этих целей я изготовил шнур. В качестве разъёма был использован разъём от блока ЭБУ ЯНВАРЬ 7.2 имеющий 81 контакт. Да, да эта вещь идеально подходит от жигулей.
Сливается вся прошивка полностью, с данными иммобилайзера. Так же полностью и нужно заливать.
В этом режиме считанная прошивка индивидуальна для каждого ЭБУ, и на другой машине, без перепривязки ключей, работать не будет. Только вместе с ключами или чипами от них.
Нам потребуется:
— K-Line адаптер (я использовал адаптер от Чипсофт) + DB9-OBD2 шнур.
— Программа загрузчик. Chiploader + МОДУЛЬ «Siemens 1″ с поддержкой следующих типов ЭБУ: Siemens 5WY SIMK41, SIMK43 (2 разъема, автомобили KIA, Hyundai) . » (прекрасно справляется с этой задачей и ломананая версия 1.97.7)
Для перевода ЭБУ в режим программирования, необходимо до подачи питания на него замкнуть 104 ногу процессора C167 (или 28 ногу FLASH памяти AM29F400BB) на массу, через резистор порядка 10КОм.
Лучше использовать специально подготовленный щуп и «триногу».
Удобнее это делать на процессоре, т.к там есть отверстие с дорожкой, в которое идеально ложится жало щупа.
На двухпроцессорнах блоках, работать нужно с процессором со стороны большого разъёма.
Коротим бут-пин на массу, подаём питание, устанавливаем связь и считываем прошивку. Затем сохраняем её на компе. Процесс записи строго такой же — в программе открываем нужную прошивку, коротим бут-пин на массу, подаём питание, устанавливаем связь, пишем.
Данный способ более затратен в плане оборудования и интересен только тем, кто занимается чип-тюнингом, т.к позволяет заливать только калибровки не затрагивая данные иммобилайзера и остальное ПО.
В этом режиме считываются данные иммобилайзера, калибровки и основное ПО. Записать можно как отдельно калибровки, так и калибровки + основное ПО.
Данные иммобилайзера записать НЕЛЬЗЯ.
Если что-то пошло не так, то можно повторить процесс. Если опять опа, то блок на стол. При этом у вас должны быть как минимум сохранены данные иммобилайзера, а полную прошивку (Фул) можно скачать с профильных форумом, там есть базы по ним. Далее в HEX-редакторе заменить ту часть прошивки, которая содержит информацию об иммобелайзере на свою и заливать через бут режим.
— Адаптер Tactrix Openport 2.0 или его аналог CHIPSOFT J2534 + DB9-OBD2 шнур.
Я приобрёл Openport 2.0 с рук ещё до плясок курса, сейчас конечно взял бы CHIPSOFT J2534, т.к ценник отличается уже в 4 раза.
— Программа загрузчик. Chiploader + МОДУЛЬ «SIEMENS SIMK31/SIMK41/SIMK43/SIM2K-47/SIEMENS (5 РАЗЪЕМОВ) — OBDII»
На машинах с ДМРВ (дорестайлы) работает ломанная программа Flasher SIMK 43
Подключаем адаптер к машине и компу, включаем зажигание, читаем паспорт ЭБУ (по желанию), считываем прошивку, сохраняем, выключаем зажигание.
Процесс записи, аналогичен, только после записи необходимо выполнить комманду «Сброс адаптаций»
Подробно останавливаться на работе программы Chiploader нет смысла, т.к подробная документация выложена на сайте разработчика.
Блок Siemens 5WY (5 разъёмов).
Данный блок устанавливается на бензиновых тушканах с объёмом двигателя 2.7 литра. Блок имеет один процессор C167 и одну флешь память AM29F400BB. На машиах с АКПП или МКПП всегда стоит однопроцессорный блок. Блок управления коробкой — отдельный блок, Kefico в чёрном корпусе. Находится над левой ногой водителя.
Работа в режиме «на столе»
Для подключения ЭБУ нужен толбко левый разъём.
Распиновка разъёма
4, 5, 6 — масса ЭБУ
1, 7, 8, 9 — +12В
3 — К-Линия
Нам потребуется:
— K-Line адаптер.
— Программа загрузчик. Chiploader + Модуль «Siemens 2″ с поддержкой следующих типов ЭБУ:Siemens 5WY (5 разъемов, автомобили KIA, Hyundai), Siemens 5WY SIMK31 (2 разъема, автомобили Chery QQ), Siemens MS43»
(прекрасно справляется с этой задачей и ломананая версия 1.97.7 на скорости 38400 бод)
Для перевода в бут-режим, нужно замкнуть 104 ногу процессора C167 или 24 ногу FLASH памяти на массу через резистор порядка 10К.
В данном блоке удобнее замыкать 24-ую ногу флешки. Там есть дорожка и отверстие.
(на фотках блок от Санты 2000-го года, поэтому флешь там AM29F200BB, но это не принципиально)
Коротим бут-пин на массу, подаём питание, устанавливаем связь и считываем прошивку. Затем сохраняем её на компе. Процесс записи строго такой же — в программе открываем нужную прошивку, коротим бут-пин на массу, подаём питание, устанавливаем связь, пишем.
По розетке, данные иммобилайзера вычитать нельзя, только с разбором.
На данном блоке этого не делают ни чиплоадер, ни Flasher SIMK 43.
— K-Line адаптер.
— Программа загрузчик. Chiploader + МОДУЛЬ «SIEMENS SIMK31/SIMK41/SIMK43/SIM2K-47/SIEMENS (5 РАЗЪЕМОВ) — OBDII» (читать строго вкладкой Siemens (Kia, Hyundai 2.7))
(Так же работает ломанная программа Flasher SIMK 43)
Если не лениться и работать на столе, то из оборудования, для самостоятельного репрога бензиновых машин, нужен только качественный K-Line адаптер. Цена вопроса порядка 1000р, на сегодняшний день.
Если работать ломаным Чирлоадером, то он не проверяет совместимость прошивок по типу флешь и залить можно прошивку от AM29F400BB в AM29F200BB. При этом ни какого сообщения об ошибке не буде, но блок на диагностику не выйдет. В более поздних версиях загрузчика это проверка предусмотренна. Но вроде как на бензиновых тусанах всегда AM29F400BB.
Продолжение следует . Далее дизеля .
Работа с прошивками — Пост №4