Киа Спортейдж 3. ПРИВОДЫ ПЕРЕДНИХ И ЗАДНИХ КОЛЕС
Приводы передних колес переднеприводных (рис. 6.19) и полноприводных автомобилей KIA Sportage III практически одинаковы по конструкции. Различаются только приводы правого переднего колеса: на полноприводном автомобиле вал 5 привода короче, чем вал переднеприводного варианта.
Рис. 6.19. Приводы передних колес: А — привод правого переднего колеса; Б — привод левого переднего колеса; 1 — наружный шарнир привода правого переднего колеса; 2 — большой хомут крепления чехла шарнира; 3 — чехол шарнира; 4 — малый хомут крепления чехла шарнира; 5 — вал привода переднего колеса; б — динамические демпферы; 7 — внутренний шарнир привода правого переднего колеса; 8 — стопорные кольца внутренних шарниров; 9 — внутренний шарнир привода левого переднего колеса; 10 — наружный шарнир привода левого переднего колеса
Приводы передних колес автомобилей с механической и автоматической коробками передач, а также передне- и полноприводных автомобилей различаются по длине. Для за-мены приобретайте точно такой же привод, что и на вашем автомобиле.
Помимо этого на вал привода правого переднего колеса переднеприводного автомобиля установлены закрепленные хомутами динамические демпферы 6.
Приводы задних колес полноприводных автомобилей KIA Sportage III по конструкции аналогичны приводам передних колес и отличаются от них только длиной валов и отсутствием динамических демпферов. Валы приводов задних колес одинаковой длины.
Приводы состоят из наружных 1 и 10, а также внутренних 7 и 9 шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), соединенных валами 5. Наружный шарнир обеспечивает возможность только угловых перемещений соединяемых валов. Внутренний шарнир дополнительно к угловым делает возможными и осевые смещения валов при повороте передних колес и работе подвески.
Шарниры всех приводов одинаковы по конструкции и различаются только размерами.
Наружный шарнир типа Бирфильд состоит из корпуса 1, сепаратора 4, обоймы 3 и шести шариков 2. В корпусе шарнира и в обойме предусмотрены канавки для размещения
шариков. Канавки в продольной плоскости выполнены по радиусу, что обеспечивает требуемый угол поворота наружного шарнира. Шлицевый наконечник корпуса наружного шарнира установлен в ступицу переднего колеса и прикреплен к ней гайкой.
Обойма наружного шарнира установлена на шлицах вала между упорным буртиком и стопорным кольцом.
Внутренний шарнир типа Трипод состоит из корпуса 1 и трех роликов 2 на игольчатых подшипниках, надетых на цапфы трехшиповой ступицы 3. В корпусе шарнира выполнены пазы для роликов. Трехшиповая ступица зафиксирована на валу стопорным кольцом, ролики позволяют ступице перемещаться в пазах корпуса шарнира в осевом направлении, благодаря чему привод может удлиняться или укорачиваться для компенсации взаимных перемещений подвески и силового агрегата. Шлицевый наконечник корпуса внутреннего шарнира закреплен в полуосевой шестерне дифференциала (на полноприводном автомобиле шлицевый наконечник корпуса внутреннего шарнира привода правого переднего колеса закреплен в промежуточном валу раздаточной коробки) пружинным стопорным кольцом 8 (см. рис. 6.19).
В наружном шарнире установлены шарики одной сортировочной группы. Все детали шарнира селективно подобраны друг к другу, поэтому ремонтировать шарнир заменой отдельных деталей нельзя, и в запасные части поставляют только шарнир в сборе, а также малый ремкомплект, включающий в себя стопорное и упорное кольца, чехол и хомуты крепления чехла и динамического демпфера.
Внутренний шарнир поставляют в запасные части в виде двух ремкомплектов: большого, включающего в себя все детали шарнира, и малого, аналогичного ремкомп-лекту наружного шарнира.
Для смазки шарниров применяют специальную смазку с дисульфидом молибдена (отечественный аналог — ШРУС-4). Герметизация шарниров обеспечена резиновыми чехлами 3 (см. рис. 6.19), закрепленными на корпусах шарниров хомутами 2 и 4.
Шарниры приводов очень долговечны, их расчетный ресурс почти равен ресурсу
автомобиля. Однако в эксплуатации шарниры приводов довольно часто меняют или ремонтируют. Такая работа довольно дорогая и трудоемкая. Для того чтобы серьезно сэкономить, регулярно проверяйте состояние защитных чехлов шарниров и немедленно заменяйте их при малейших повреждениях. Если в шарнир через поврежденный чехол попадет вода или пыль, он выйдет из строя через несколько сотен километров пробега. Герметичный шарнир изнашивается чрезвычайно медленно.
Замена приводных валов на Киа Спортейдж
Одной из распространенных процедур по ремонту Киа Спортейдж является замена приводных валов и ШРУС. Обычно эти узлы редко выходят из строя в процессе естественного износа. Необходимость их замены появляется по прошествии сотни и даже более тысяч километров пробега.
Основной симптом, указывающий на такую необходимость, — гул и хруст при движении в передней части автомобиля. Особенно явно проявляется при повороте колес. Бывают случаи, когда ремонт приводов колес может потребоваться раньше, но они, почти всегда, связаны с эксплуатацией автомобиля в тяжелых условиях, разрывом пыльников или механическими повреждениями.
Приводные валы (полуоси или приводы) — узлы трансмиссии, предназначенные для передачи крутящего момента от двигателя машины к колесам. Важные части полуосей — шарниры равных угловых скоростей или ШРУСы.
Эти части автомобилисты часто называют гранатами. Они предназначены для передачи вращения колесам, при изменении положения последних, связанного с перемещением во время работы подвески и рулевого управления.
Слабое место ШРУСов Киа Спортейдж, как и на других автомобилях, — резиновые пыльники. Они защищают рабочую часть шарниров от попадания влаги, грязи и позволяют им постоянно оставаться в смазанном состоянии.
При повреждении или разрыве пыльника ШРУСа, рекомендуется заменить узел целиком, так как при попадании песка внутрь, неизбежны его повреждения и выход из строя в течение короткого времени. Так как гранаты обычно не дешевы, некоторые автомобилисты и ремонтники предлагают сделать замену только резинового пыльника.
В этом случае необходимо полностью разобрать ШРУС, вычистить из него старую смазку, убрать все загрязнения, смазать заново и герметично одеть новый пыльник. Если шарнир не успел получить значительных повреждений, то, после такого ремонта, он может работать еще достаточно долго.
Порядок работы
Ремонт и замена приводных валов непростая работа, без навыков ее выполнить достаточно трудно. Разбирать придется большую часть ходовой. Трудности могут возникнуть при снятии ступицы с внешней части вала, освобождении шарового пальца рычага.
Здесь может понадобиться специальный инструмент. Следующий момент связан с отсоединением вала от КПП. Здесь нужно будет проявить осторожность чтобы не повредить детали привода, картер и сальник КПП. Ввиду сложности работы лучше доверить ее профессионалам.
Чтобы снять передний приводной вал Спортейдж 3 нужно действовать следующим образом. Поставить автомобиль на ровную поверхность и ослабить болты крепления колеса, со стороны которого планируется работа.
Лучше использовать подъемник или смотровую яму, без них проводить замену приводов и ШРУСов крайне неудобно.
Далее нужно снять передний тормозной суппорт, вывернув болты.
После этого нужно отвернуть гайку ступицы. Она должна быть закручена с большим моментом 196-274, поэтому можно использовать головку с длинным воротком или трубой. Помощник в это время должен нажимать на педаль тормоза.
Далее снимаем шланг тормозного контура и датчик вращения колеса. Затем отсоединить рулевой наконечник, вынув шплинт и открутив гайку на нем. Выворачиваем болт и снимаем рычаг подвески с поворотного кулака. Отсоединяем привод от внутреннего вала, снимаем вал, открутив болты его крепления.
Чтобы вытащить приводной вал из КПП, нужно установить рычаг между катером и корпусом ШРУСа Спортейдж. Для этого можно использовать монтировку. Нужно быть осторожным чтобы не повредить рычагом шарнир, картер КПП, сальник и другие части. При каждой новой установке природного вала нужно установить новое стопорное кольцо.
При замене пыльников гранат надо соблюдать следующие правила:
- Использовать только смазку рекомендуемого типа и не смешивать ее с другими видами смазок;
- Хомуты пыльников заменить на новые. Не использовать обычные хомуты, не предназначенные для приводов, они могут порвать пыльники и коррозироваться, что приведет к выходу из строя шарниров;
- Стараться не повредить пыльник при установке. Для этого шлицы вала нужно обмотать лентой;
Диагностика и основные неисправности Киа Спортейдж
Диагностика приводных валов и ШРУС на Киа Спортейдж включает в себя проверку резиновых пыльников на наличие механических повреждений, проверку шарнира на люфты, износ и повреждения, оценку состояния шлицов валов и наличия их износа, проверку динамического демпфера на повреждения, износ, правильность расположения.
Обычно первыми выходят из стоя внешние ШРУСы приводных валов. Это те, что со стороны колеса. Они получают больше повреждений из-за того что находятся близко к колесу и принимают на себя основные удары от неровностей дорожного покрытия.
Пыльники на них рвутся чаще из-за воздействия камешков, грязи и соприкосновения, к примеру, с жесткими ветками и частями растений при езде по проселочным дорогам. Внутренние шарниры реже выходят из строя, но при проведении диагностики ходовой части необходимо проверять и их.
Неисправности и преждевременный выход из стоя здесь чаще связан с нарушением правил установки при замене.
Важным моментом, влияющим на долговечность работы гранат, является смазка, которая должна находиться на рабочей поверхности шарниров. Из-за высоких нагрузок, приходящихся на эти узлы, они могут быстро выйти из строя при недостатке смазочного материала. Обычно используется несколько видов смазок:
Среди этих видов есть хорошая продукция как иностранных так и отечественных производителей. Обычно тюбик со смазкой идет в комплекте с новыми ШРУСами. Смазка для внешнего и внутреннего шарниров может отличаться.
Не следует применять для гранат Киа Спортейдж графитовую смазку, ее срок службы не более 25 тысяч километров пробега, а это значит что обслуживать узлы приводов придется в несколько раз чаще.
После замены ШРУС и ремонта приводных валов нужно хотя бы раз в сезон проводить их визуальный осмотр и проверять на люфты.