Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402
Несмотря на то, что ЗМЗ-402 давно снят с производства, он пользуется большой любовь российских автолюбителей. Не слишком прожорливый, он отличается потрясающей ремонтопригодностью даже по сравнению с любыми моторами ВАЗ, а его крутящего момента и мощности вполне достаточно не только для Волги, но и для достаточно тяжелой Газели. В этой статье мы расскажем о том, в каком порядке регулируют клапаны этого мотора и откроем некоторые секреты, которые позволят вам улучшить его работу.
Периодичность процедуры
Несмотря на потрясающую ремонтопригодность, по своим техническим характеристикам ЗМЗ-402 получился не слишком удачным. Нижнее расположение распредвала, наличие длинных тяг толкателей, да не слишком высокое качество деталей, все это увеличивает вибрационную нагрузку на газораспределительный механизм, а значит, сокращает временной промежуток между регулировками. Если мотор используется бережно, без работы под максимальной нагрузкой и резких стартов, то регулировку необходимо проводить каждые 15 тысяч километров. Если же водитель любит быстрые старты, езду на малой скорости и высоких передачах, а также вынужден возить тяжелые грузы или ездить по горам, то пробег сокращается до 10 тысяч километров. Если же вы используете не соответствующий головке блока цилиндров (ГБЦ) бензин, то вне зависимости от настроек зажигания клапаны на 402 двигателе необходимо регулировать через 5–6 тысяч километров. Это позволит снизить вероятность прогара клапанов и потери компрессии.
Инструменты для работы
Чтобы отрегулировать тепловые зазоры клапанов ЗМЗ-402 вам потребуются:
- ключ-трещотка с удлинителем и длинной головкой на 10 мм;
- рожковые и накидные ключи на 8, 10, 11, 12, 13 и 14 мм;
- свечной ключ;
- мощная плоская отвертка;
- крестовая отвертка;
- молоток;
- универсальный щуп;
- чистая тряпка.
Тепловые зазоры клапанов
В официальном руководстве по обслуживанию ЗМЗ-402 тепловые зазоры впускных и выпускных клапанов определены в 0,40 мм. Однако такая регулировка подходит лишь для Газелей, которые постоянно возят тяжелые грузы. Из опыта известно, что уменьшение теплового зазора до 0,25–0,3 на впускных и выпускных клапанах позволяет увеличить приемистость и тяговитость двигателя, а также снизить расход топлива. Однако, это касается лишь спокойной езды. Если вы любите ездить быстро, резко стартуете или часто ездите по горам, то зазоры необходимо увеличить до 0,30–0,35, а в особо тяжелых случаях до 0,40.
Также необходимо увеличить зазоры до 0,40, если ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на 76-м(80-м). И наоборот, если головка под АИ-76 (АИ-80), а вы заливаете АИ-92. Если же ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на сжиженном природном газе (СПГ), то зазор должен быть 0,35 для впускных клапанов и 0,40–0,45 для выпускных. Использовать газ с ГБЦ под 76-й бензин нельзя, быстро прогорят поршня и клапаны.
Порядок регулировки клапанов на 402 двигателе
- Отсоедините все шланги, которые отходят от клапанной крышки, а также снимите шланг устройства опережения зажигания.
- Отсоедините тросик или тягу акселератора, если они прикреплены к клапанной крышке.
- Выкрутите 6 болтов и снимите клапанную крышку. Иногда для этого приходится снимать воздушный фильтр, зависит от модели карбюратора.
- Выкрутите свечи.
- Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого совместите третью метку на шкиве коленвала и прилив на корпусе двигателя. Коленвал вращайте с помощью стартера или лопастей вентилятора (за исключением переделанных моторов, в которых вентилятор приводится в действие электродвигателем).
- Снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится напротив контакта 1-го цилиндра. Если нет, проверните коленвал на 1 оборот и снова совместите метки на шкиве и корпусе.
- Регулируйте клапаны в следующем порядке: 1 впускной, 1 выпускной, 2 выпускной, 3 впускной. Затем проверните коленвал на полный оборот, совместите метки на шкиве и корпусе и отрегулируйте 2 впускной, 3 выпускной, 4 впускной и выпускной. Если вы не знаете, какие клапаны впускные, а какие выпускные, то придерживайтесь следующего порядка – сначала 1, 2, 4, 6, затем 3, 5, 7, 8.
- Для регулировки клапана сделайте следующее – покачайте коромысло вперед-назад по валу, затем молотком не сильно стукните по нему над клапаном. Не перепутайте место удара. Если вы ударите над толкателем, то погнете его и толкатель придется менять.
- Придерживайте регулировочный винт ключом на 11 или мощной отверткой и открутите фиксирующую его гайку.
- Измерьте зазор и при необходимости отрегулируйте его.
- Придерживая ключом или отверткой болт, зафиксируйте его гайкой. Если зазор соответствует норме, переходите к следующему клапану, если нет, повторите регулировку.
- Установите на место свечи, крышку трамблера и высоковольтные провода.
- Заведите двигатель и убедитесь, что на все толкатели подается масло. Если масло не идет, ослабьте гайку крепления оси коромысел в районе 4-го цилиндра. Если это не помогло, мотор требует прочистки масляной системы.
- Заглушите двигатель, наденьте клапанную крышку, закрутите болты и подключите все шланги.
- Заведите мотор и дайте ему поработать до полного прогрева. Послушайте звук работы клапанов. Если вы их правильно отрегулировали, то не будет ни металлического звона, ни глухого цокота.
Видео
ЗМЗ-402. Регулировка зазора между клапанами и коромыслами.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Регулировка проводится на холодном двигателе.
Снимаем корпус воздушного фильтра карбюратора. (См. Замена воздушного фильтра и Снятие карбюратора).
Отсоединяем трубку отвода картерных газов.
Отсоединяем шланг вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания (см. Снятие карбюратора).
Торцевым ключом “на 10” выворачиваем шесть болтов крышки головки блока,…
…и уплотнительную прокладку.
Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ. При этом третья метка шкива коленчатого вала совместится с указателем на крышке шестерен, и оба клапана первого цилиндра окажутся закрыты.
Ключом “на 14” отпускаем контргайку регулировочного винта и на один-два оборота отворачиваем регулировочный винт. Между стержнем клапана и коромыслом вставляем щуп. Заворачиваем регулировочный винт до тех пор, пока щуп не будет двигаться в зазоре с небольшим усилием.
Выставив зазор удерживаем регулировочный винт и затягиваем контргайку и вновь проверяем зазор.
Регулируем зазоры обоих клапанов первого цилиндра.
Затем специальным ключом за храповик поворачиваем коленвал на 180° и регулируем зазоры второго и остальных цилиндров в порядке: 1–2–4–3.
Зазоры в клапанном механизме должны быть для впускных клапанов первого и четвертого цилиндров (крайние клапаны) — 0,35–0,40 мм, для остальных — 0,40–0,45.