- Порядок работы цилиндров двигателя ЗМЗ-402
- Обязательное ТО двигателя ЗМЗ 402
- Порядок работы цилиндров 402 двигателя
- Необходимый инструмент для регулировки зазоров клапанов
- Последовательность действий при регулировочных работах
- Порядок монтажных работ по обратной сборке 402 двигателя
- Регулировка зажигания ЗМЗ 402
- Сопоставление меток
- Регулировка угла опережения
- Проверка порядка работы цилиндров на 402 двигателе
- Заключение
Порядок работы цилиндров двигателя ЗМЗ-402
Карбюраторный двигатель УАЗ 402 надолго сохраняет стабильные показатели при правильном выставлении зажигания. Частая ошибка заключается в неправильном выборе метки ГРМ. Такая небрежность приводит двигатель в сервис на капитальный ремонт. Чтобы не искать деньги на дорогой ремонт или новый мотор, нужно знать порядок работы цилиндров.
Обязательное ТО двигателя ЗМЗ 402
Силовой агрегат неприхотлив, он не имеет сложных технических элементов. Главная проблема устройства двигателя заключается в том, что клапаны цилиндров необходимо регулировать каждые 15 тыс. км. (в два раза чаще при активной перевозке грузов или использовании бензина разных марок).
Прокладки головки цилиндров со временем изнашиваются, это приводит к ослаблению гаек головки цилиндров, прогоранию прокладок и утечке газа. Подтяжку головки блока цилиндров следует проводить каждые 20 тыс. км.
По мере износа двигателя, увеличения утечки масла из колец на стенках камеры сгорания и днище поршня откладывается слой нагара. Он препятствует передаче тепла от стенок к охлаждающей жидкости, что приводит к увеличению расхода топлива и общему снижению мощности двигателя. Если наблюдаются признаки местного перегрева, периодической детонации и калильного зажигания, следует очистить камеру сгорания и днище поршня от нагара.
Порядок работы цилиндров 402 двигателя
Перед началом ремонтных работ важно знать порядок работы цилиндров двигателя.
В ЗМЗ-402 цилиндры работают в следующей последовательности: 1–2–4–3. Завершающим звеном является коленвал, который поворачивается на 720° у четырехтактного двигателя и на 360° у двухтактного.
Зазоры на клапанах первого и четвертого цилиндра составляют 0,40–0,45 мм, они отвечают за поступление топлива в камеру сгорания. Клапаны, утилизирующие отработанные газы, имеют зазор 0,35–0,40 мм.
Необходимый инструмент для регулировки зазоров клапанов
Для выполнения работ по регулировке зазора клапанов мотора ЗМЗ 402 необходима подготовка. Нужно разместить инструменты и измерительные приборы в удобном месте. В наборе инструментов обязательно должны быть:
- заметочный щуп;
- набор накидных ключей;
- ключ для извлечения свечей зажигания;
- приспособление для проворота коленвала;
- плоские и крестовые отвертки.
Более точно выставить зажигание можно при помощи стробоскопа. Этот прибор проверяет УОЗ на автомобиле, он поможет выставить заводские параметры. Однако стробоскоп рассчитан на идеальный бензин и образцовый двигатель, что редко встречается на практике.
Последовательность действий при регулировочных работах
Сначала 402 двигатель необходимо охладить, затем нужно отсоединить шланги, трубопроводы и трос педали. Далее демонтируется фильтр воздухоочистителя и клапанные крышки.
Лучше начать с первого цилиндра. Нужно повернуть коленчатый вал и установить поршень в положение верхней мертвой точки. Чтобы проверить точность операции нужно совместить метки ременной передачи на коленчатом валу с метками блока двигателя.
Зазоры клапанов регулируются последовательно. Сначала регулируются первый, второй, четвертый и шестой клапаны. Затем коленчатый вал поворачивается на 360° по часовой стрелке.
Потом регулируются 3-й, 5-й, 7-й и 8-й клапаны. Удерживая отверткой рабочий винт, нужно ослабить гайку и установить его в требуемое положение. Щуп с необходимой толщиной должен вставляться в зазор с небольшим усилием. Таким же образом измеряется зазор других клапанов.
При каждом повороте коленчатого вала поршень следующего цилиндра должен быть правильно установлен в ВМТ. Нужно повернуть коленчатый вал на пол-оборота после регулировки первого цилиндра, чтобы убедиться, что поршень второго цилиндра находится в ВМТ. Для этого необходимо вставить щуп диаметром 3 мм в отверстие свечи зажигания или использовать отвертку. Поршень должен остановиться. По мере подъема поршня щуп будет выдвигаться.
Порядок монтажных работ по обратной сборке 402 двигателя
По завершении “прощупывания” клапанов 402 двигателя порядок обратной сборки силового агрегата следующий:
- установка свечей зажигания;
- выставление зажигания;
- закрепление клапанных крышек;
- закручивание болтов (с моментом минимум 0,5 Нм, максимум – 0,8 Нм);
- установка воздушного фильтра;
- подсоединение троса и шланга педали газа.
Регулировка зажигания ЗМЗ 402
Чтобы правильно отрегулировать порядок зажигания на 402 двигателе, необходимо не только установить угол опережения, но и правильно выставить положение метки.
Если автовладелец не понимает устройство двигателя и не разбирается в его механизмах, лучше доверить работу опытному механику в сервисном центре.
Сопоставление меток
Перед следующими манипуляциями следует вынуть свечу зажигания из первого цилиндра и закрыть отверстие тканью. После этого необходимо вращать коленчатый вал до тех пор, пока тряпка не выдавится под давлением воздуха в цилиндре.
Чтобы правильно совместить метки и скорректировать установку зажигания двигателя, нужно:
- Выровнять первый цилиндр по верхней мертвой точке.
- Повернуть коленчатый вал так, чтобы метка его шкива совместилась с меткой головки блока цилиндров.
Эти действия также помогут в поиске завершающего такта сжатия или верхнюю мертвую точку цилиндра.
Регулировка угла опережения
Последовательность действий для регулировки угла опережения зажигания 402 двигателя:
- Ослабить болт октан-компенсатора на трамблере.
- Совместить угол опережения зажигания двигателя с центром шкалы.
- Слегка ослабить винт, крепящий пластины компенсатора уровня октанового числа.
- Повернуть распределитель так, чтобы красная метка на головке ротора находилась напротив метки статора.
На последок нужно одной рукой придержать распределитель двигателя, а другой – затянуть все винты. На этом мероприятие по выставлению зажигания считается оконченным.
Проверить правильность выбора момента зажигания можно быстрым нажатием педали на скорости 50–60 км/ч. В этот момент создается детонация. Если она прекратится в течении трех секунд, то момент зажигания установлен верно.
Проверка порядка работы цилиндров на 402 двигателе
После завершения работы проверяется порядок работы цилиндров двигателя. Запуск двигателя производится до его полного прогрева. Когда рабочие температуры охладителя двигателя и цилиндров находятся в нормальном диапазоне, нужно прислушаться к работе ДВС. Отсутствие лязгающих или металлических звуков свидетельствует о том, что впускные и выпускные клапаны отрегулированы правильно.
Порядок зажигания на 402 двигателе примитивен. Цилиндры всегда считаются от шкива коленвала. Нумерация следует по порядку, то есть 1–2–3–4, а очередность тактов 1–2–4–3. В случаях, когда бегунок трамблера повернут на 180°,то посчитать цилиндры можно и в обратном порядке, принципиально ничего не меняется. Нужно провернуть шкив на 360° и выставлять с четвертого номера.
Различий достаточно много, вот основные из них:
— гильзы УМЗ-417 посажены через резиновые кольца, а у ЗМЗ-402 через медные прокладки;
— блок УМЗ-417 лишен оребрения или имеет всего 3–4 ребра (как на последних выпусках);
— у ЗМЗ стакан с фильтром, у УМЗ фильтр от ВАЗ-2101;
— Помпа двигателя ЗМЗ-402 оснащена сальником от движка ВАЗ. В УМЗ стоит фибра;
— у ЗМЗ тарелки клапанов больше;
— у ЗМЗ используется два раздельных выпускных коллектора и раздвоенная приемная труба.
Рекомендуется прогреть машину и на скорости 50–60 км/ч резко нажать педаль газа. Если не произошло характерного звука детонации (похож на хруст пальцев), значит зажигание позднее. Если детонация длительная, то зажигание раннее. Детонация, которая длится 1–3 секунды, означает, что выбран оптимальный угол опережения зажигания.
Регулировка клапанов ЗМЗ-402 аналогична способу регулировки на двигателе УМЗ-417. Его тоже устанавливают на УАЗы, конструктивно моторы очень похожи, хотя существует множество отличий. Некоторые детали этих двигателей взаимозаменяемы.
Заключение
Водители автомобилей, оснащенных ДВС 402, ценят простоту конструкции, легкость обслуживания и длительный срок службы. Производительность двигателя от УАЗа, экономный расход топлива и надежность напрямую зависят от правильной настройки системы зажигания.