- Момент затяжки ГБЦ на двигателе ЗМЗ 406 и необходимые инструменты
- Особенности двигателя ЗМЗ 406
- Дефектация плоскости ГБЦ
- Инструмент для крепления головки цилиндров
- Порядок проведения работ и момент затяжки ГБЦ ЗМЗ 406
- Протяжка ГБЦ 406
- Полезные советы
- Затяжка ГБЦ ЗМЗ 406 — 3 этапа
- Параметры затяжки ГБЦ
- Порядок затяжки болтов ГБЦ ЗМЗ 406
- Схема затяжки болтов ГБЦ ЗМЗ 406
- Момент затяжки ГБЦ змз 406
Момент затяжки ГБЦ на двигателе ЗМЗ 406 и необходимые инструменты
Двигатели
Головная боль владельцев машин с 406 мотором — место стыка головки блока цилиндров с самим блоком, чтобы избежать проблем важно точно знать момент затяжки ГБЦ ЗМЗ 406 и порядок проведения работ.
Особенности двигателя ЗМЗ 406
ЗМЗ 406 — родоначальник линейки моторов ЗМЗ 406, 405, 409, и их модификаций. Снискавший себе популярность на коммерческом транспорте, он не лишен конструктивных недоработок, что характерно для первопроходцев.
Силовой агрегат крайне чувствителен к перегреву. ГБЦ двигателя ЗМЗ 406 не справляется с вызванными температурой напряжениями, ее «ведет» и герметичность прокладки нарушается. Просто поменять деталь — это временный выход: поскольку плоскость головки уже искривлена, ее приходится фрезеровать.
В последующих моделях недостатки устранили:
- из головки ушли каналы холостого хода;
- была применена очень тонкая инновационная прокладка;
- на 24 мм увеличилась длина стяжных болтов, это позволило разгрузить блок цилиндров в диапазоне хода поршневых колец.
Но все эти изменения коснулись новых модификаций моторов, а «дедушка» 406-й еще в строю и требует к себе внимания.
Дефектация плоскости ГБЦ
Затяжка ГБЦ ЗМЗ 406 не может быть выполнена правильно, если головка кривая и прилегает неравномерно. В искривлении плоскости можно убедиться, если приложить к ней металлическую линейку и попробовать подсунуть под нее щуп.
Можно положить головку плоскостью на доводочную плиту и немного потереть ее с притирочным порошком или пастой. Места провалов будут хорошо видны, так как они не тронуты абразивом.
На доводочной плите можно произвести незначительную правку с целью снять минимальный слой. Можно даже и полностью вывести неровности на плите. Тереть нужно со сменой направлений: кругами, вправо-влево, восьмеркой, тогда шероховатость будет минимальная.
Время от времени плоскость ополаскивают и проверяют распространение пятна контакта. Тяжелая головка плоскостью с вязкой абразивной пастой прилипает к плите, интенсивно двигать ее — тяжелый труд, но он способствует укреплению косых мышц спины. Везде есть свои плюсы.
Промывка и продувка сжатым воздухом ГБЦ после абразива — необходимая и крайне ответственная работа. Ни капли состава не должно попасть в двигатель.
Если плоскость получилось профрезеровать в допустимых заводом пределах, и других нареканий головка не имеет, ее можно устанавливать на место.
Поверхность блока должна быть очищена, а из отверстий под крепежные болты удалены попавшие туда капли охлаждающей жидкости. Если этого не сделать, то болт, затянутый по всем правилам динамометрическим ключом, не обожмет головку блока цилиндров должным образом, и со временем ослабит хватку. Для обеспечения корректной затяжки ГБЦ ничто не должно препятствовать процессу. Крепления выпускного коллектора и прочие дополнительные компоненты, устанавливаются потом.
Когда головка установлена на направляющих втулках, можно начинать затяжку, предварительно собрав инструмент.
Инструмент для крепления головки цилиндров
Правильный момент затяжки обеспечит динамометрический ключ. Они бывают:
В авторемонте наибольшей популярностью пользуются ключи со щелчком. На них выставляется нужная величина момента, по достижению которой затяжку нужно приостановить.
Точность стрелочного ключа ниже, нужно внимательно наблюдать за показаниями, а это не всегда удобно. Зато процесс возрастания момента можно отслеживать постоянно. Кроме того, эти ключи дешевле.
Для крепления головки блока цилиндров следует подготовить:
- торцевую головку;
- удлинитель с квадратом 1⁄2;
- коловорот (вороток или трещотку);
- динамометрический ключ возьмем профессиональный — со щелчком: в сравнении со стрелочным он точнее и обеспечивает наиболее равномерное усилие затяжки болтов ГБЦ.
Порядок проведения работ и момент затяжки ГБЦ ЗМЗ 406
Перед началом затяжки смажьте болты и торцы шайб тонким слоем моторного масла.
Считается, что смазка останется на болте тонким слоем, когда стечет с вертикально установленной детали за полчаса.
Далее, в соответствии с установленной инструкцией последовательностью (от центра к периферии), завинтите крепеж до касания с опорной поверхностью. Это удобно и быстро сделать коловоротом. Болт должен завернуться без повышенного сопротивления, если усилие неожиданно возрастает, необходимо устранить неисправность (это могут быть засорение, дефект резьбы, искривление болта).
Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗМЗ 406:
- Прижмите болты головки блока моментом 40–60 Н·м, соблюдая определенный изготовителем, порядок затяжки ГБЦ 406. В заданном диапазоне мастер вправе сам выбирать усилие, но нужно стараться, чтобы по всем болтам оно было одинаковым. Затяжка должна проходить равномерно, без рывков в конце.
- Теперь повторите операцию, выставив момент затяжки ГБЦ ЗМЗ 406 динамометрическим ключом в пределах 127–142 Н·м. Это окончательное усилие.
- Выждав полчаса, еще раз обожмите ГБЦ конечным значением момента. Болты могут подтянуться.
Динамометрический ключ — точный инструмент, но он тоже требует контроля. Если вы чувствуете, что он уже давно должен сработать, а щелчка все нет, то нужно разбираться: либо ключ врет, либо что-то с крепежом.
Однажды мы затягивали на дизель-генераторе шатунные болты. Они все тянутся и тянутся. Поменяли ключ на стрелочный. Тянем, а усилие не только не растет, но даже и уменьшаться стало. Тут болт и лопнул. Оказалось, производитель стал выпускать болты с уменьшенным моментом затяжки, а до нас информация не дошла.
Протяжка ГБЦ 406
Если прокладка головки блока уже потекла, то протяжка вряд ли поможет. Но, тем не менее, ремонт часто начинают с почти безнадежной операции, и иногда это выручает. Например, если произошел обрыв болта, и в этом месте потекло. При подтяжке меняем болт, и все становится на свои места. Также это может помочь, если болт растянулся выше предела упругости.
Протяжка ГБЦ 406 выполняется, когда этого требует регламент технического обслуживания. Если произошел перегрев, который не привел ни к каким негативным последствиям, также стоит сделать протяжку. Возможно, произошла вытяжка крепежа, которая не дала еще о себе знать.
Совершенно точно не нужно превышать регламентированное усилие. Если состояние крепежа позволяет, доведите момент до верхней границы допуска.
Нельзя протягивать болты, не дав двигателю остыть, это может привести к серьезным поломкам.
Полезные советы
После установки головки блока не торопитесь откладывать в сторону динамометрический ключ. В ходе дальнейшей сборки еще предстоит установка распределительных валов.
Затянуть болты крепления крышек распредвалов надо моментом 19–23 Н·м, 1,9–2,3 кгс·м. Для этого понадобится другой динамометрический ключ — с меньшими границами диапазонов.
Старайтесь выбирать такой динамометр, чтобы значения измеряемых величин не находились на крайних границах его шкалы.
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала зажимается моментом 56–62 Н·м, 5,6–6,2 кгс·м. Больше затруднений может вызвать установка положения распределительных валов, но в этой статье речь о другом.
Если вы не знаете момент затяжки, не нужно его рассчитывать в соответствии с какими-то зависимостями от размеров и класса прочности крепежа, они могут не совпасть с рекомендованными заводом-изготовителем. Во всех руководствах по ремонту прописаны моменты затяжки ответственных резьбовых соединений: они упоминаются в соответствующих разделах и сведены в специальные таблицы. Например, это болты:
- крепления водяного насоса;
- крепления крышки головки блока;
- впускной трубы;
- опоры коленчатого вала.
Там же есть и таблицы моментов затяжек крепежа общего назначения.
Опытные механики рекомендуют менять крепеж головки блока при каждой новой затяжке. Если уверенности в его надежности нет, то лучше с ними согласиться. Кто хорошо знает историю ремонтов своей машины сам примет верное решение.
Затяжка ГБЦ ЗМЗ 406 — 3 этапа
Затяжка ГБЦ на двигателе ЗМЗ 406 производится в три приема. Но приёмов может быть больше. Чем плавнее головка притягивается к блоку двигателя. Тем более равномерно сдавливается прокладка головки блока. Усилие при затяжке распределяется от центра головки к краям. Поэтому прокладка как бы отжимается от своей середины к краям. Это способствует более плотному прилеганию прокладки.
Параметры затяжки ГБЦ
Для затяжки ГБЦ важно знать три основных параметра
- Порядок затяжки болтов. То есть очередность их затягивания. Благодаря этому происходит выравнивание прокладки ГБЦ по всей плоскости головки
- Момент затяжки. Это усилие, с которым болт должен затянут. Этот параметр позволяет не только предотвратить обрыв болтов. Момент затяжки позволяет распределить одинаковое усилие между всеми болтами.
- Этапы затяжки. Помогают плавно распределить усилие затяжки на прокладку ГБЦ.
Порядок затяжки болтов ГБЦ ЗМЗ 406
Порядок затяжки болтов представлен в виде схемы где пронумерована очерёдность. С которой производится затяжка болтов.
Схема затяжки болтов ГБЦ ЗМЗ 406
Момент затяжки ГБЦ змз 406
- Первый этап заключается в том чтобы завернуть болты до соприкосновения их шляпок с поверхность ГБЦ. При том что не требуется прилагать усилие. Этот этап важный. Тем что он позволяет убедиться в правильности установки ГБЦ. Головка при установке может встать неровно на направляющих штифтах. И при затяжке уже с усилием. Может повредится как сама головка так и прокладка ГБЦ. Поэтому необходимо несильно прижать головку и убедиться что она прижалась равномерно
- Когда головка села на свое место. При помощи динамометрического ключа производится затяжка ГБЦ. Приблизительно с половиной от максимального усилия.
Для ЗМЗ 406 предусмотрена предварительная затяжка с усилием 40-60 Н.м
Эта затяжка должна производиться согласно схемы представленной выше.
Затяжка также производится по схеме согласно порядка затяжки болтов.
После того как проведена окончательная затяжка ГБЦ ЗМЗ 406 необходимо дать головке отстояться. Чтобы прокладка села на свое место. И по истечении 30 мин. Осуществить контрольную проверку усилия затяжки. С максимальным усилием 145 Н*м
При установке прокладки головки блока необходимо нанести герметик. На ту часть прокладки которая прижимается к крышке механизма ГРМ. Это позволит избежать вероятность подтекания масла в этом месте. Завод изготовитель рекомендует использовать герметик марки Эластосил 137-83.