Pilot II SH-AWD . Система полного привода
В пилот эта ситема не устанавливается, привожу для сравнения и понимания возможностей обеих систем. На Пилоте устанавливается система полного привода VTM-4
Для справки: Человека, который в 2004 году придумал и под руководством которого разрабатывалась система полного привода SH-AWD , зовут Ясужи Шибахата. Он же разработал полный привод на Nissan Skyline GT-R (до Honda, Ясужи работал в компании Nissan), и он же еще в 90-ых разработал автоматическую систему распределения момента на передней оси ATTS, которая устанавливалась на спортивное переднеприводное купе Honda Prelude. По своей сути SH-AWD — это логическое продолжение эволюции ATTS.
Привод SH-AWD , с момента его появления установили на флагманский седан компании Honda Legend (он же Acura RL). В дальнейшем почти вся линейка автомобилей (Acura MDX II, Acura RDX, Acura ZDX, Acura TL, Acura RL) люксового подразделения Acura также стала комплектоваться именно этим фантастическим приводом. Чем же он так хорош, попробуем разобраться.
В первую очередь, дадим краткое толкование системе SH-AWD . В переводе с английского “Super Handling All Wheel Drive” переводится дословно, как суперсистема управления приводом на все колеса или суперсистема полного привода . SH-AWD – автоматическая система полного привода , которая распределяет момент не только между осями, но и между колесами задней оси, причем одно из задних колес может получить до 100% момента, подаваемого на заднюю ось. Такая система полного привода разрабатывалась, прежде всего, для обеспечения максимально точной управляемости (нейтральной) автомобиля на любых скоростях, но как оказалось SH-AWD не спасует и даст прикурить другим системам полного привода и на умеренном бездорожье, но об этом чуть позже.
Устройство и принцип работы системы полного привода SH-AWD (Super Handling All Wheel Drive)
Ну а теперь разберемся с устройством SH-AWD . На Honda Legend (Acura RL) устанавливается самая продвинутая версия привода SH-AWD . Крутящий момент передается от переднего моста через карданный вал, выполненный из легких и высокопрочных материалов, который в свою очередь соединен с ускорительным устройством заднего дифференциала. Затем через планетарные передачи момент передается на гипоидную передачу, вращающую выходной вал под углом 90? для привода соответствующих полуосей (левая и правая).
На каждой полуоси располагаются электромагнитные муфты, которые и передают момент на задние колеса. С помощью этих муфт момент распределяется между осями в диапазоне от 30% до 70%, в зависимости от ситуации. Кроме этого, электромагнитные муфты позволяют распределять момент не только между осями, но между каждым из задних колес. Таким образом, при входе в поворот “под газом” внешнее заднее колесо получит до100% момента от общего, подаваемого на заднюю ось. Это позволит избавиться от недостаточной поворачиваемости. Муфты приводятся в действие электромагнитной катушкой, посредством подачи на последнюю электрического тока. Причем, чем ток больше, тем сильнее давление на муфту и тем меньше скорость вращения солнечной шестерни в планетарной передаче, которая и осуществляет подачу момента на соответствующее заднее колесо.
Прямолинейное движение.
Соотношение передаваемого крутящего момента ускорительным устройством на устройство заднего привода близко к 1:1 – а это значит, что количество оборотов входного вала равно количеству оборотов выходного вала. Во время прямолинейного движения входной вал сблокирован с ведомым валом планетарной передачи и соотношение не меняется.
Движение в повороте.
В момент, когда автомобиль совершает поворот, скорость выходного вала увеличивается благодаря планетарному редуктору, который управляется гидроприводом, а, следовательно, изменяется и соотношение — 1: 0,95. Иными словами, в такой ситуации, скорость вращения задних колес может избыточно увеличиваться на 5%, тем самым еще больше помогая автомобилю “ввинтиться” в поворот и сохранить стабильность на выходе из него.
Электронная система управления SH-AWD
Электронный блок управления (ECU) SH-AWD объединен с ECU Двигателя и ECU системы стабилизации VSA. Блок управления двигателем сообщает следующие данные — величину оборотов двигателя, давление во впускном коллекторе и передаточное отношениев в трансмиссии, а ECU VSA – данные, полученные датчиком скорости вращения колеса, угла поворота руля, а также величину ускорения и отклонения от курса. Тем самым, взаимодействуя между собой, полученные данные позволяют системе SH-AWD регулировать момент на каждой из муфт, т.е распределять момент на каждое колесо, так как требует этого ситуация.
Offroad. Стоит отметить, что такая система полного привода очень неплохо ведет себя и на умеренном бездорожье, ведь она всегда понимает, какому колесу в данный момент необходим крутящий момент.
Режимы работы системы SH-AWD .
Настройки (режимы работы) SH-AWD , установленной на Acura RL (Honda Legend) — самая совершенная и продвинутая система полного привода SH-AWD :
— Во время движения в половину газа по прямой и в пологих поворотах до 70-процентов крутящего момента двигателя поступает на передние колеса;
— В режиме “газ в пол” при движении по прямой, до 40-процентов мощности передается на заднюю ось;
— В крутых поворотах “под сильным газом”, до 70-процентов крутящего момента подаются на задние колеса для улучшения баланса шасси. При этом до 100-проценов этого момента может подаваться к внешнему заднему колесу, причем ускорительное устройство может увеличить скорость вращения еще до 5,7 процентов, т.е если система SH-AWD поймет, что автомобиль не ввинчивается (возникает недостаточная поворачиваемость и автомобиль стремится “наружу”) в текущий поворот, то с помощью 2 планетарных передач она еще сильнее раскрутит заднее внешнее колесо, тем самым восстановив нейтральный баланс шасси на выходе. Таким образом, отключив систему курсовой стабилизации VSA сильно закладывая в поворот под полным газом можно получить даже избыточную поворачиваемость, как бы имитируя повадки заднеприводного автомобиля;
— На скользком покрытии каждое колесо получает равное значение крутящего момента, т.е на каждое колесо приходится по 25%;
— SH-AWD функционирует на всех пяти передачах вперед + задняя.
Настройки (режимы работы) SH-AWD , установленной на Acura RDX:
— На высоких скоростях до 90-процентов крутящего момента может передаваться на передние колеса;
— В режиме “газ в пол” при движении по прямой до 45-процентов крутящего момента может быть направлено на задние колеса;
— Во время ускорения в крутых поворотах до 70-процентов крутящего момента может быть направлено на задние колеса для лучшего и уверенного прохождения поворотов;
— В зависимости от условий до 100-процентов крутящего момента может быть направлено на одно из колес задней оси.
Настройки (режимы работы) SH-AWD , установленной на Acura MDX II:
— Система Grade Logic Control позволяет не беспокоиться на спусках со склонов, поскольку автоматически до 70-процентов крутящего момента направляется на задние колеса;
— Для подъема на гору до 70-процентов крутящего момента могут быть направлены на задние колеса, тем самым увеличивая максимальную тягу;
— Во время равномерного движения с крейсерской скоростью до 50-процентов крутящего момента может быть передано на передние колеса, тем самым максимально эффективно сжигается топливо, а следовательно повышается экономичность;
— В крутых поворотах для улучшения баланса шасси и курсовой устойчивости, до 50-процентов крутящего момента может быть направлено на заднюю ось;
— В зависимости от дорожных условий, до 100-процентов крутящего момента от общего, подаваемого назад, может быть направлено на одно из колес задней оси;
— По сравнению с предыдущим поколением Acura MDX, вес привода SH-AWD на втором поколении уменьшился на 7 процентов.
Настройки системы полного привода SH-AWD , установленной на Acura ZDX, практически идентичны настройкам Acura MDX.
Pilot II Система полного привода VTM-4 Honda.
Система подключения полного привода (VTM-4) фирмы Honda.
Система полного привода, пришедшая на смену системе DPS (Dual Pump System), называется VTM-4 (Variable Torque
Management 4WD).
Блок управления в зависимости условий движения и состояния может автоматически подключать полный привод. При
чем каждое из задних колес подключается независимо друг от друга, что позволяет в трудных условиях подвести весь
момент от карданного вала к одному из колес.
Система VTM-4 выполняет следующие функции:
— перераспределение крутящего момента при ускорении;
— функцию дифференциала повышенного трения;
— функцию блокировки дифференциала.
Эти функции автоматически выполняются при резком ускорении автомобиля или при пробуксовке колес и система перерас-
пределяет крутящий момент между передними и задними колесами.
При движении автомобиля со скорость не выше 30 км/ч и положениях селектора «R», «1» или «2» возможно принуди-
тельно подключить полный привод. Подключение осуществляется нажатием на выключатель «VTM-4 LOCK».
1. Перераспределение крутящего момента при ускорении.
При резком ускорении автомобиля блок управления системы подключения полного привода направляет часть крутяще-
го момента к задним колесам. Величина момента подводимого к задним колесам зависит от ускорения автомобиля
(зависимость показана на рисунке).
2. Функция дифференциала повышенного трения.
При пробуксовке передних колес происходит подключение задних. При этом, чем больше разница в частоте вращения ме-
жду передними и задними колесами, тем больший момент подводится к задним колесам.
3. Функция блокировки дифференциала.
Функция блокировки дифференциала — принудительное подключения полного привода. Подключение осуществляется
нажатием на выключатель «VTM-4 LOCK».
В этом режиме на скорости до 10 км/ч система имитирует 100% блокировку дифференциала. При скорости свыше 10
км/ч процентное соотношение снижается и полный привод полностью отключается при достижении автомобилем ско-
рости 30 км/ч.
1. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подставки.
2. Снимите задние колеса.
3. Выключите зажигание и переведите селектор в положение «Р».
4. Опустите рычаг стояночного тормоза.
5. Отсоедините разъем (А) левой электромагнитной муфты и разъем (В) правой электромагнитной муфты.
6. Выставьте на динамометрическом ключе значение 20 Н?м. При помощи динамометрического ключа поверните ступи-
цу по часовой стрелке.
7. Если при вращении момент не превышает установленной нормы (нет щелчков динамометрического ключа), то сис-
тема в норме.
8. Если при вращении момент превышает установленную норму (слышны щелчки динамометрического ключа), то в
системе имеется неисправность.
1. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подставки.
2. Снимите задние колеса.
3. Выключите зажигание и переведите селектор в положение «Р».
4. Опустите рычаг стояночного тормоза.
5. Отсоедините разъем (А) левой электромагнитной муфты и разъем (В) правой электромагнитной муфты.
6. Подсоедините вывод «1» к положительной клемме аккумуляторной батареи, а вывод «2» — к массе.
7. Выставьте на динамометрическом ключе значение 200 Н?м. При помощи динамометрического ключа поверните сту-
пицу по часовой стрелке.
8. Если при вращении момент превышает указанное значение (слышны щелчки динамометрического ключа), то систе-
ма в норме.
9. Если при вращении момент не превышает указанное значение (нет щелчков динамометрического ключа), то замени-
те задний редуктор.
(Проверка правой э/м муфты)
10. Подсоедините вывод «6» к положительной клемме аккумуляторной батареи, а вывод «3» — к массе.
11. Выставьте на динамометрическом ключе значение 200 Н?м. При помощи динамометрического ключа поверните сту-
пицу по часовой стрелке.
12. Если при вращении момент превышает указанное значение (слышны щелчки динамометрического ключа), то сис-
тема в норме
13. Если при вращении момент не превышает указанное значение (нет щелчков динамометрического ключа), то
замените задний редуктор.
Подготовил: А.Родионов
Сотрудник издательства «Легион-Автодата»