- Техосмотр с 1 сентября 2022 года: что изменится и для кого?
- Для кого и в каких ситуациях нужна диагностическая карта?
- Ответственность за отсутствие диагностической карты
- Что изменится и для кого с 1 сентября 2022 года?
- Техосмотр автомобиля в 2023 году: что изменилось
- Главное о техосмотре
- Кто должен проходить техосмотр
- Как проходит техосмотр
- Нужен ли техосмотр для ОСАГО
- Что такое регресс и предъявят ли его без техосмотра
- Почему лучше все‑таки проходить техосмотр
Техосмотр с 1 сентября 2022 года: что изменится и для кого?
Для кого и в каких ситуациях нужна диагностическая карта?
В конце 2021 года в России был принят закон, в рамках которого с 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, стало добровольным (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Это касается легковых авто и мотоциклов, используемых в личных целях – их владельцам больше не нужно получать диагностическую карту, по крайней мере для эксплуатации ТС на территории РФ. При этом они вправе обращаться за проведением техосмотра в добровольном порядке. Но по-прежнему его придется проходить владельцам легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет при постановке транспортного средства на учет, совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства или в случае регистрации изменений в его конструкции.
Техосмотр остался обязательным для коммерческого транспорта, такси, автобусов и грузовиков.
Помимо этого, наличие действующей диагностической карты необходимо для выезда за рубеж, на таможне принимающей стороны с большой вероятностью ее запросят.
Диагностическая карта подтверждает, что автомобиль находится в исправном состоянии и пригоден для передвижения по российским дорогам. Она выдается по итогу прохождения техосмотра в одном из аккредитованных пунктов технического осмотра (ПТО).
Техосмотр проводится по графику, который зависит от класса транспортного средства и его предназначения.
На сегодняшний день периодичность прохождения техосмотра по категориям транспортных средств выглядит следующим образом:
Периодичность проведения техосмотра
Раз в 2 года (для физлиц только в случае регистрационных действий)
Ежегодно (для физлиц только в случае регистрационных действий)
Грузовые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн
Мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн
Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов; прицепы и полуприцепы к ним
Такси, автобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более восьми
Ответственность за отсутствие диагностической карты
С 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра, составляет 2 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП). Фиксировать данное нарушение помимо сотрудников ДПС могут автоматические камеры с частотой до одного раза в сутки. Если же речь идет о юридических лицах, то согласно ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ штрафы за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр, влечет наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 500 руб.; на юридическое лицо 50 тыс. руб.
Данные штрафы на сегодняшний день применимы к следующим категориям авто:
- коммерческому транспорту (такси, автобусы, грузовики);
- транспорту, принадлежащему юридическим лицам;
- личному транспорту, который используется в рабочих поездках;
- личному транспорту при перерегистрации автомобиля, если его возраст превышает четыре года;
- при внесении изменений в конструкцию автомобиля (например, после тюнинга и т. п.).
Но как показывает практика, при обнаружении отсутствия диагностической карты в комплекте документов для регистрационных действий, вам просто откажут в регистрации и штраф, скорее всего, выписывать не станут.
Рассчитать полис ОСАГО самостоятельно за 3 минуты, чтобы проверить страховщиков перед покупкой, поможет наша шпаргалка
Не стоит забывать, что если при остановке, скажем, для проверки документов, у инспектора ДПС возникнут сомнения в исправности транспортного средства, он может провести экспертизу при наличии соответствующих средств диагностирования, и в случае выявления неисправности запретить эксплуатацию ТС до момента ее устранения. Наличие же действующей диагностической карты позволит избежать данных процедур.
Что изменится и для кого с 1 сентября 2022 года?
Изменения, вступающие с указанной даты, относятся к правилам проведения ТО, а именно к количеству параметров, проверяемых в рамках данной процедуры, и применяются ко всем категориям транспортных средств.
1 сентября 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306, согласно которому в процедуру техосмотра вносятся изменения, уменьшающие число проверок систем автомобиля с нынешних 82 до 55.
Так под нож попали следующие пункты диагностирования:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- проверка способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- проверка работы штатного противоугонного устройства и другие.
При этом введено несколько новых параметров проверки. Так, с 1 сентября 2022 года при диагностике двигателя будет проверяться «подсос воздуха» (скорее всего, речь идет о проверке герметичности впускного коллектора) и утечка выхлопных газов в обход «системы выпуска» (выпускного коллектора, глушителя, нейтрализатора и др.).
Проще говоря: теперь, не нужно будет предъявлять аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки, но, скажем, на наличие тюнинга и незарегистрированных изменений внесенных в конструкцию ТС внимание технические эксперты обращать по-прежнему будут, поэтому перед техосмотром рекомендуется привести комплектацию и внешний вид авто к заводскому состоянию. Также, наконец, отменили необходимость измерения шума авто, поскольку данная процедура в условиях промышленных помещений все равно была лишена смысла – шумомер невозможно было откалибровать перед работой, была необходима полная тишина, достигнуть которой в рамках помещения ПТО практически невозможно.
Техосмотр автомобиля в 2023 году: что изменилось
Рассказываем, в каких случаях не нужен техосмотр, выпишут ли штраф за его отсутствие и что будет при ДТП без диагностической карты.
Главное о техосмотре
Техосмотр личной легковой машины понадобится, если сменился собственник и требуется поставить ТС на учет, — и то только для машин старше четырех лет. Еще техосмотр потребуется, если решите изменить конструкцию авто.
Для покупки ОСАГО техосмотр не нужен, если вы физическое лицо и у вас транспортное средство категории В или мотоцикл.
Если водитель стал виновником ДТП и у него не было диагностической карты на ТС, страховые не могут выставить регресс — при условии что ему не обязательно проходить техосмотр.
Кто должен проходить техосмотр
Раньше обязательно требовался техосмотр легковых автомобилей и мотоциклов старше четырех лет. С 30 декабря 2021 года в этот закон внесли изменения. Теперь проходить техосмотр нужно только в некоторых случаях.
Если водителю нужно проходить техосмотр и он этого не сделал, штраф — 2000 ₽. ГИБДД следит за нарушениями с помощью дорожных камер и может штрафовать раз в сутки — когда заметит нарушение. Чтобы штрафы перестали приходить, придется оформить диагностическую карту и погасить штрафы.
Освобождение от техосмотра не отменяет обязанности следить за состоянием авто. Перед выездом водитель должен проверить исправность машины. Чтобы следить за ее состоянием, автовладелец может обращаться в пункт ТО, любую автомастерскую или сервис официального дилера, если авто на гарантии.
Как проходит техосмотр
С 1 марта 2021 года оформить диагностическую карту можно только в пункте техосмотра. Сделать это онлайн, как раньше, нельзя: такое оформление было незаконным.
Для техосмотра можно выбрать любой аккредитованный пункт, независимо от места регистрации авто или прописки его владельца. Список пунктов ТО есть на сайте Российского союза автостраховщиков. Жители Москвы могут воспользоваться картой на сайте Департамента транспорта.
Как проходит техосмотр. Машину нужно привезти в пункт техосмотра — это может сделать любой водитель, собственнику присутствовать не обязательно. В пункте техосмотра понадобится паспорт водителя, а также ПТС или СТС.
Перед диагностикой специалист сверяет VIN, номера кузова, рамы и кабины с данными из документов. Если они не совпадают, водителю откажут в техосмотре, а информацию об этом зафиксируют в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра — ЕАИСТО.
Если номера совпадают, операторы проверяют тормозную систему, двигатель, рулевое управление, шины и колеса. Фотографируют начало и окончание техосмотра, марку, цвет и госномер авто, фиксируют время и место диагностики. Также на фото должен быть технический специалист, который проводит осмотр. Фотографии хранят в ЕАИСТО не менее 5 лет.
Вот в каких случаях машина не пройдет техосмотр:
Если не прошли техосмотр с первого раза, можно устранить неполадки и в течение 20 дней обратиться в тот же пункт ТО. Тогда повторная диагностика обойдется дешевле первичной. Если 20 дней прошли, техосмотр нужно будет проходить заново и оплачивать полную стоимость.
Сколько стоит техосмотр. Техосмотр всегда платный. Сумма зависит от категории машины и региона. Например, в Москве диагностика легкового авто стоит до 913 ₽, а во Владивостоке — 1022 ₽.
Как оформить диагностическую карту. По итогам техосмотра оператор оформляет диагностическую карту с заключением о состоянии автомобиля.
Диагностическая карта будет храниться в электронном виде в ЕАИСТО — патрульные ГИБДД всегда смогут ее проверить. Бумажную диагностическую карту с подписью и печатью нужно запрашивать у оператора пункта техосмотра.
Проверить диагностическую карту можно на сайте ГИБДД.
В некоторых случаях диагностическую карту могут аннулировать:
если на техосмотре выявили неисправности, при этом у авто есть диагностическая карта, например оформленная ранее.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО
Диагностическая карта для покупки полиса ОСАГО не нужна. Это условие действует для всех, а не только для владельцев личного транспорта.
Что такое регресс и предъявят ли его без техосмотра
Когда водители попадают в аварию, страховая компания выплачивает потерпевшему страховое возмещение по ОСАГО. Но в некоторых случаях страховая может потребовать от виновника ДТП возмещения ущерба. В том числе если авария произошла из‑за технической неисправности автомобиля, который по закону обязан проходить ТО, но на момент ДТП диагностической карты не было. Это называется регрессом.
Регресс могут предъявить водителям — виновникам ДТП, которые управляют автомобилем без диагностической карты, если техосмотр для этого авто остается обязательным. А тем, кто использует легковой автомобиль или мотоцикл в личных целях, — не могут.
Для такси, пассажирских автобусов и грузовиков техосмотр остается обязательным. Поэтому если водители станут виновниками ДТП, а диагностической карты не окажется, то страховая может предъявить им регресс. Но если авария произошла из‑за неисправности, которую можно было заметить на техосмотре, регресс предъявят оператору ТО.
Почему лучше все‑таки проходить техосмотр
Освобождение от техосмотра не отменяет обязанности следить за состоянием своего авто. Перед выездом водитель должен проверить исправность машины. Чтобы следить за ее состоянием, автовладелец может обращаться в пункт ТО, любую автомастерскую или сервис официального дилера, если авто на гарантии.
Если вы не обязаны проходить техосмотр, можете сделать это добровольно. Вот несколько причин:
Если у вас есть диагностическая карта, инспектор ГИБДД не может проверять автомобиль просто так. Только если заметит неисправность, которая создает угрозу безопасности.
Если ДТП произошло из‑за неисправности авто, но техосмотр был пройден, регресс могут предъявить не вам, а оператору ТО. Это касается только машин, которые обязаны проходить техосмотр, например легковых такси или автобусов.