«Ночной кошмар Tesla»: что известно о производителе электрокаров Rivian Статьи редакции
Компания привлекла $3,1 млрд инвестиций и поставит 100 тысяч фургонов для службы доставки Amazon.
Рынок электромобилей продолжает расти. В 2018 году мировые продажи увеличились на 63% по сравнению с 2017 годом и составили 2,1 млн единиц.
Тем не менее электромобили составляют лишь 2,2% от всего авторынка. Доля электрокаров (BEVs) и гибридов (PHEVs) с 2017 года балансирует примерно на одном уровне.
Tesla остается международным лидером, на втором и третьем месте – китайские производители BYD и BAIC Motor.
Кроме того, Tesla в 2018 году заняла четвертое место по продажам в люкс-сегменте, опережая в рейтинге Audi, Cadillac и Porsche. Это единственный производитель электрокаров, который вошел в список 20 самых продаваемых автомобилей в США.
При этом Tesla специализируется на седанах, когда самыми популярными моделями в США являются пикапы и внедорожники. Особой популярностью пользуются пикапы Ford F-Series, в частности модель F-150.
Лидеру рынка в 2018 году бросил вызов не известный широкой аудитории стартап Rivian: на автосалоне в Лос-Анджелесе компания представила собственный пикап (R1T) и внедорожник (R1S).
Forbes назвал компанию «ночным кошмаром Tesla», а эксперты стали задавать вопросы: «Как Tesla планирует реагировать на появление нового конкурента?».
В результате осенью 2019 года Tesla представила собственный внедорожник — Cybertruck.
Cybertruck будет выпускаться в США в трёх комплекстациях: с одним, двумя или тремя моторами.
В зависимости от комплектации электромобиль может проехать на одном заряде от 402 до 800 километров, и разогнаться до 100 км/ч от 6 до 2,9 секунд.
Внедорожник Rivian R1S также будет представлен в трех комплектациях, с разным объемом батареи и мощностью моторов. В зависимости от комплектации запас хода электромобиля составляет от 386 до 660 километров, максимальная скорость — до 201 км/ч, разгон до 100 км/ч — за 3 секунды.
У пикапа R1T длина кузова сопоставима с популярной моделью F-150 от Ford. Модель также выполнена в футуристичном дизайне с протянутыми вдоль бамперов светодиодными огнями, и овальными «стадионными» фарами.
R1T будет весить до 5 тонн и аналогично R1S разгоняться до 100 км/ч за 3 секунды. Однако для данной модели максимальное расстояние на одном заряде будет варьироваться от 300 до 562 км.
Как отмечает главный аналитик авторынка консалтинговой компании IHS Markit Стефани Бринли, автомобили Rivian стоит рассматривать как лайфстайл продукт, а не транспорт для путешествий.
Rivian планирует выпустить R1S и R1T до конца 2020 года. Стоимость моделей в разных комплектациях будет варьироваться от $60 тысяч до $90 тысяч. Сейчас потенциальные клиенты уже оформили десятки тысяч предзаказов с внесенной предоплатой $1000.
Стоимость Cybertruck от Tesla — от $39,9 тысяч до $69 тысяч.
После презентации обозреватели назвали автомобиль «уродливым», а в социальных сетях пользователи упражнялись в остроумии.
Из-за негативной реакции акции Tesla упали на 6,1%, но на фоне растущего количества предзаказов снова начали расти: за 5 дней компания получила 250 тысяч заявок, для оформления которых требовался взнос в $100.
Примерная дата запуска Cybertruck пока неизвестна, но эксперты предполагают релиз не ранее конца 2021 года. Ещё до презентации Маск не исключал, что Tesla может выпустить пикап в более привычном дизайне, если Cybertruck не понравится публике.
По мнению Tesla, новая модель будет конкурировать на рынке не столько с Rivian, сколько с самым продаваемым в США пикапом F-150 от Ford.
Rivian запустил выпускник Массачусетского технологического института Роберт Скариндж в 2009 году. Первоначально предприниматель планировал выпустить спортивный электрокар, похожий на Tesla Roadster.
Однако через несколько лет Скариндж пересмотрел цель компании: он понял, что конкурировать в нише люкс-сегмента с другими производителями электромобилей новому бренду было бы сложно.
Он решил дифференцироваться от других производителей. Проанализировав рынок, Скариндж увидел свободную нишу и сфокусировался на разработке электрических внедорожников и пикапов.
Однако он увидел проблему: внедорожники и пикапы предназначались для загородных путешествий, а за пределами городов и крупных трасс станций подзарядки для электрокаров практически не было. Поэтому компания сосредоточилась на увеличении ёмкости аккумуляторов.
В 2015 году Rivian открыла исследовательский центр по разработке автомобилей, спустя два года — приобрела бывший завод Mitsubishi в штате Иллинойс.
Скариндж привлек в компанию лучших экспертов и профессионалов. В 2018 году стартап удвоил количество сотрудников до 750, многие из них работали в Ford, Tesla, Faraday Future, McLaren Automotive.
Кроме того, позицию технического директора занял бывший вице-президент Apple Майк Белл, руководивший запуском первого iPhone. Главой департамента дизайна стал Джефф Хэммонд, ранее занимавший ту же позицию в Jeep.
Как и у большинства электромобилей, в основе конструкции пикапа R1T и внедорожника R1S — платформа-скейтборд. Но в отличие от конкурентов, вместо одного центрального мотора, каждое колесо подключено к отдельному двигателю мощностью до 200 лошадиных сил. Такая система повышает проходимость и плавность хода.
Хотя электромобили Rivian позиционируются как внедорожники, они оснащены передней подвеской на двойных поперечных рычагах и многорычажной задней подвеской.
Такая система обычно используется в спорткарах, так как создает лучшую амортизацию при резких поворотах на ровной дороге. Конструкция обеспечивает высокую подвижность колёс и уровень контроля.
В электрокарах установлены динамические стабилизаторы, которые позволяют автомобилю балансировать по бездорожью. К тому же пневматическая подвеска позволяет регулировать высоту машины.
Так, например, для удобства пассажиров автомобиль может опускаться до 20 см. На трассе минимальная высота около 24 см, а для поездок по пересеченной местности может подниматься до 35,5 см, при этом преодолевая водоёмы глубиной до 1 метра.
По данным Crunchbase, всего Rivian привлёк $3,1 млрд инвестиций, причём только $201 млн — до 2019 года.
Раунд серии «А», в котором участвовали Amazon и фирма Abdul Latif Jameel, стала рекордной по объёму в США и девятой в мире.
В сентябре 2019 года Amazon заказала у стартапа 100 тысяч фургонов для службы логистики. Вице-президент компании Auto Forecast Solutions Сэм Фиорани считает, что такой заказ сильно повысил имидж Rivian в глазах клиентов и инвесторов.
С другой стороны, улучшился и имидж Amazon в глазах клиентов, поскольку компания отказывается от бензиновых и дизельных автомобилей для доставки заказов.
В свою очередь, управляющий директор Amazon Кевин Стерлинг отметил, что электрокары требуют меньших затрат на обслуживание и снизят расходы компании на топливо. Первая поставка 10 тысяч фургонов планируется в 2021 году, последняя – в 2030.
По словам Скаринджа, партнерство с Amazon носит стратегический характер: компания планирует продавать автомобили напрямую и Amazon может помочь наладить связанные с этим бизнес-процессы.
Второй по размеру инвестиций в стартап стал Ford, который вложил $500 миллионов. Президент Ford Джо Хинрикс вошел в совет директоров Rivian.
Ford обещает стартапу предоставить недостающую экспертизу в индустрии и ресурсы в обмен на технологии. Автоконцерн планирует серию автомобилей на основе скейтборд-платформы, которую будет поставлять Rivian. Такая коллаборация может стать стабильным источником дохода для стартапа.
Также Rivian разработает для Ford новый электрокар, который будет принципиально отличаться от электрического F-150 и гибридного кроссовера Mustang.
В сентябре 2019 стало известно об инвестиции в $350 миллионов от Cox Automotive, компании по обслуживанию и продаже автомобилей. Партнеры планируют сотрудничество в области логистики, клиентского сервиса и digital-дистрибуции. Cox Automotive также получит членство в совете директоров Rivian.
Как и Tesla, Rivian будет выставлять электрокары в своих собственные дилерских центрах-галереях, где покупатели смогут погрузиться в атмосферу бренда, поучаствовать в тест-драйве и заказать машину. Также будет запущена собственная сеть сервисов в дополнение к партнерским.
Есть важное отличие: Tesla не сотрудничает с местными дистрибьюторами и реализует электромобили через собственную сеть автосалонов и интернет-магазин. А Rivian планирует в том числе использовать стандартную для автомобильного рынка работу через дистрибьютеров и автодилеров.
В США Rivian планирует запустить новый формат продвижения: электромобиль можно будет арендовать на выходные для «захватывающих приключений» на природе.
Сравнение Tesla и Rivian не ограничивается бизнесом, эксперты также сравнивают личностей основателей.
Илон Маск, известный за пределами автоиндустрии, представляется инноватором, который в своих проектах фокусируется на новых технологиях и не боится рисковать при запуске новых продуктов.
В то время как Роберт Скариндж пытается просчитать успех, отталкиваясь от текущих запросов аудитории, и заключая контракты с крупными игроками автоиндустрии.
Несмотря на всю популярность Маска, в рейтинге самых влиятельных людей автоиндустрии (Motor Trend Power List 2020) он занимает лишь 24 место, в то время как Скариндж — 3-е. Во многом это объясняется привлечением крупных инвесторов и приближающимся релизом R1T и R1S.
Несмотря на оптимистичные прогнозы, аналитик из исследовательской компании Morningstar Дэвид Вистон считает, что инвестиции не помогут Rivian обогнать Tesla, ведь у компании нет Илона Маска, «величайшего маркетолога 21-го века».
Кого только не называли «ужасом» и «убийцей» Tesla, как только Tesla
не уходила в минус, но всем просто по кайфу то, что делает именно Илон Маск 🙂
Ну стоит взять на рассмотрение цены — Пикап Tesla 40к за 400км, Пикап Rivian за 60к около 300км? При этом, у Tesla выходят обновления, которые добавляют ход. Ну и Вы меня конечно простите, но за 70к запас хода в 800км у Tesla и за 90к запас хода 600км у Rivian . Это да, очередной убийца, спора нет.
Хрен с ней с Теслой, вы скажите, почему при заходе на сайт мне вылетает реклама на весь экран с предложением скачать альбом Скриптонита. Вы там перепили что-ли?
Хрен с ним со скриптонитом, ты мне скажи почему ты не юзаешь блокировщики рекламы?
Я скачал. Альбом как альбом, типичный Скрипи последних лет (мне не нравится)
Скриптонит вписался соинвестором,
Выглядит переводом джинсы от Rivian по нескольким причинам:
1. Тесла уже существующий автопроизводитель с капитализацией топ3, Rivian уже 10 лет как вечный «стартап», привлекающий миллиардные инвестиции. Китайские стартапы вроде NIO за меньший срок наладили выпуск электрических внедорожников, штампуют их десятками тысяч и выходят на биржи. Да Форд уже и сам показал очень неплохой кроссовер, пока эти раскачиваются, зачем ему технологии Rivian?! Поэтому вопрос, в чем стратегия инвесторов и изюминка стартапа (мотор-колесо?).
2. Для Маска Тесла один из проектов, сравнивать с чуваком, который занимается только автопромом некорректно)), поржал
3. Личное мнение: Тесла, как проект предпринимателя, раз за разом ломает границы автопрома и задаёт новые тренды, построенные вокруг новых/будущих предпочтений пользователя. Потом новшества от Теслы хватают другие стартапы и автопроизводители и имеем то, что имеем — глобальный переход на электромобили и базовые решения по дизайну и технологиям от Теслы. Rivian внутри — унылый американский пикап, который укачивает на кочках😂 Снаружи. дизайнер из Jeep, что ещё можно сказать😂😂😂 Впечатление такое, что ребята грамотно подсасывают бабки от традиционного автопрома, понемногу скрещивая наследие дедушки Форда с новшествами прорывных электропроизводителей. Их ЦА — реднэки, для которых важны кожа и привычные формы. И, да, они метят в ключевой сектор автомобильного рынка США, пикапы, но ведут себя, скорее, как маркетинговый «стартап», а не как реальный прорыв. К моменту их запуска (конец 2020/начало 2021), выйдут уже и другие стартапы-пикапы, раскачаются кармейкеры, а самое страшное для них, что и Cybertruck будет не за горами, задавая новый тренд, по сравнению с которым Rivian к моменту выхода уже устареет. Все это сугубо личное мнение и буду рад ошибиться, если тачки от Rivian окажутся достойными и более кайфовыми, чем Model X