Инициатором разработки, создания и последующего выпуска вездехода Ямал стала компания «Ямалспецмаш», занимающаяся выполнением работ в условиях мерзлоты. Существующая на тот момент времени техника не могла удовлетворить всем запросам специалистов, поэтому было решено о разработке вездехода-снегоболотохода.
Первый экспериментальный образец модели был представлен в 2009 году, а уже в 2010 году было запущено серийное производство машин на 2- и 3-осных шасси. В настоящее время продажа Ямал Т-64 осуществляется в 4 комплектациях.
На сегодняшний день количество заказов внедорожника постоянно растёт: за годы эксплуатации была на практике доказана надёжность выпускаемой продукции, способной исправно функционировать в тяжёлых природных условиях. Если сначала производство было штучным, то спустя пару лет с конвейера стало сходить уже около 20 единиц транспортных средств ежегодно, а в 2018 году был поставлен новый рекорд – 40 автомобилей.
Процесс производства снегоболотохода начинается с приобретения серийного УАЗа Патриот, после производится его переделка: снимаются мосты и грузовой отсек, удлиняется и усиливается рама. Редукторные мосты используются как смешанного типа, так и применяются разработки, заимствованные у других производителей (зависит от модификации).
Основная пара коробки берётся от УАЗа, подшипники и сальники изготавливаются за рубежом, шестерни и редукторы колёс ставятся от трактора МТЗ. Полуоси делаются компанией самостоятельно, основой для производства рукавов мостов служит нефтяная труба, отличающаяся толстыми стенками.
Основные технические характеристики болотохода на шинах низкого давления следующие:
- мосты с числом передачи 8,7 или 10,8;
- редукторы моста, заимствованные от трактора или УАЗа;
- раздаточная коробка Dymos с электроприводом;
- дорожный просвет, равный 650 мм;
- усиленные крылья, которые не деформируется даже при ходьбе по ним;
- наличие ещё одной дополнительной раздаточной коробки от БТР-60 с усиленными рессорами от ГАЗели (механизм раскачивается вместе с мостами, что сделано с целью повышения хода подвески до 300 мм);
- шины 1350×700 R21, выпущенные фирмой Трэкол;
- задние усиленные рессоры от ГАЗели.
За кабиной болотохода находится платформа с широкими продольными сиденьями по бокам: её можно использовать как для перевозки пассажиров, так и грузов. Более того, как показали испытания амфибии, в проём между скамейками убирается буровая установка компактных размеров, а при необходимости из кузова можно устроить передвижной ремонтный пункт (неудивительно, что желание купить автомобиль нередко изъявляют различные сервисные службы).
В базовую комплектацию вездехода Ямал Т-64 6х6 входят блокируемый задний дифференциал, мосты с тракторными редукторами, сигнализатор при включении заднего хода, передняя лебёдка, фара, противооткатный упор, набор для проведения ремонта в полевых условиях и некоторые другие опции.
Стоимость автомобиля в начальной комплектации составляет 4 миллиона рублей, цена более комфортных модификаций (Comfort, Classic, Limited) выше.
Вездеход Ямал – незаменимый вариант для езды по сильному бездорожью.