- Выбираем зимние шины: без шипов, но с «когтями». Или с «карманами»?
- Как меняются черты лица?
- До чего дошел прогресс?
- Вам какой размер?
- Кто кого?
- Зимняя шина Nokian Hakkapeliitta R3 — тесты, отзывы, обзор
- Тест Nokian Hakkapeliitta R3 от финского Moottori (2018)
- Итоги теста
- Шины Nokian Hakkapeliitta R3 SUV в тестах
Выбираем зимние шины: без шипов, но с «когтями». Или с «карманами»?
Фирмы Continental и Nokian – давнишние конкуренты. Постоянно бьются в шинных тестах «За рулем» за лидерство, идут ноздря в ноздрю. Неудивительно, что они почти одновременно обновили свои флагманские зимние нешипованные шины, которые появятся на российском рынке этой осенью. Отличный повод для виртуальной дуэли! Тем более и подход при создании зимних шин Nokian Hakkapeliitta R3 и Continental VikingContact 7 применен разный.
Как меняются черты лица?
Я о рисунке протектора. У конкурентов разные подходы. Nokian использует направленный рисунок, упирая на то, что он более эффективно самоочищается и лучше работает в лужах, слякоти и снежной каше. «Елкоподобный» протектор шины Hakkapeliitta R3 изрезан водоотводящими канавками, расширяющимися в плечевой зоне для более активного отвода воды и снежной каши из пятна контакта. В средней части протектора появилось сплошное ребро. Производитель заявляет, что оно упрочняет конструкцию и улучшает поведение шины на высокой скорости.
Continental в зимних шинах скандинавского направления использует асимметричный протектор (ContiVikingContact 6 – не исключение), поясняя такой выбор оптимальным балансом в поведении на снежно-ледовых покрытиях и асфальте. Но с переходом на новую модель VikingContact 7 немцы отказываются от многолетней традиции и меняют рисунок.
Узор новых шин напоминает симметричный протектор в шашечку грузовых покрышек родом из семидесятых годов прошлого века. Диагональные канавки в средней части протектора предназначены для отвода воды и снежной каши: они слегка расширяются от середины к краям, что и определяет направленность шины.
Особенность шин VikingContact 7 – направленный рисунок протектора, обеспечивающий лучшее противостояние аквапланированию и отвод снежной каши.
До чего дошел прогресс?
Прорывных новостей нет. Обе шины продолжают соревноваться в увеличении количества трехмерных ламелей и острых кромок, улучшающих сцепление на скользких покрытиях. Эти «усилители» сцепления на снегу, унаследованные от предыдущих моделей, есть у обеих шин: у Nokian они называются «снежные когти», а у Conti – «снежные карманы».
У обеих шин есть соединительные мостики-перемычки между блоками протектора, которые делают его более жестким ради улучшения управляемости на асфальте. Однако Nokian продолжает использовать так называемые ламели-насосы, прячущие в себе воду и выводящие ее из пятна контакта, а также жесткие микроскопические пластиковые кристаллы, содержащиеся в массе протектора.
В химическом составе компаунда откровений тоже нет. В обеих новинках стало больше диоксида кремния (он же силика или искусственный каучук), улучшающего сцепление на мокром асфальте.
Шина Nokian Hakkapeliitta R3 – это развитие решений, известных со времен первой «эрки». Микроскопические частицы Cryo Crystal 3, которыми начинена смесь протектора, работают как микрошипы, улучшая сцепление на льду. Выросло количество ламелей-насосов, прячущих в себе воду из пятна контакта и тем самым улучшающих сцепление на влажной дороге.
Вам какой размер?
Буква R в названии шины Nokian Hakkapeliitta R долгое время отождествлялась с индексом скорости (170 км/ч) всей ее размерной линейки. Новую шину впору называть RT, так как начиная с 17 дюймов она стала доступна в более скоростных версиях – часть шин теперь имеет индекс скорости Т (190 км/ч). А самый большой, 21‑дюймовый размер теперь представлен только с индексом Т.
У Nokian R3 подрезали модельный ряд «снизу»: легковая версия новинки начинается с 14 дюймов, хотя R2 имела и 13‑дюймовое исполнение.
Версия SUV, отличающаяся от шин прочих производителей боковиной, усиленной арамидом, тоже прибавила в скоростных возможностях: для шин от 20 дюймов и выше индекс скорости – Т (190 км/ч). Максимальный размер – 21 дюйм. Как и в легковом секторе, размерную линейку поджали «снизу»: минимальная размерность шины R3 SUV – 215/65 R16. Легковые версии начиная с размера R16, а кроссоверные – с размера R17 доступны в исполнении «ранфлет».
Continental поддерживает смену «шестерки» на «семерку» увеличением максимального размера с R20 до R21, оставляя наименьший размер R14. Скоростные возможности всех шин седьмой генерации соответствуют скоростному индексу Т (190 км/ч).
Усиленная модификация SUV пока не предусмотрена. Continental считает, что для кроссоверов вполне пригодны легковые шины. Главное – чтобы размер подошел. Правда, для тяжелых рамных вездеходов версию SUV все-таки обещают.
Для части размерной линейки Conti предусмотрено исполнение SSR (тот же «ранфлет»), ContiSeal (с внутренним герметизирующим слоем, затягивающим прокол) и даже ContiSilent (с внутренним слоем, снижающим шум качения).
Обе новинки, Continental VikingContact 7 и Nokian Hakkapeliitta R3, нацелены на скандинавский рынок и поэтому больше ориентированы на езду по льду и снегу, чем по асфальту.
Кто кого?
Мне удалось протестировать обе новинки – в разное время и в разных местах. Заочное сравнение не совсем корректно, но оценить характеры можно.
Претензий к управляемости (как на льду, так и на снегу) автомобилей, обутых в уходящие со сцены шины Nokian Hakkapeliitta R2, у меня не было, и в сугробах они чувствовали себя как рыба в воде. Видимо, поэтому «тройка» на таком бэкграунде не впечатлила. Разве что ускорения при разгоне и торможении на льду показались более высокими.
«Семерка» Conti порадовала больше. Реакции на повороты руля стали заметно острее и точнее, ведь «шестерка» в этих упражнениях не блистала – баранку приходилось вращать на очень большие углы. Удивительно, но и сугробы новая покрышка бороздит увереннее предшественницы.
Равнозначные соперники! Различия – в нюансах, и лучше ловить их с помощью измерительных приборов. Что мы и сделаем в ходе очередных больших испытаний зимних шин, подобрав этой парочке достойных конкурентов. Результаты опубликуем в одном из ближайших выпусков журнала «За рулем».
Фото: фирмы-производители
Зимняя шина Nokian Hakkapeliitta R3 — тесты, отзывы, обзор
Nokian Hakkapeliitta R3 — зимняя фрикционная шина премиум класса с направленным рисунком протектора, предназначенная для легковых автомобилей.
У модели также есть SUV-версия для кроссоверов и внедорожников.
Тест Nokian Hakkapeliitta R3 от финского Moottori (2018)
В 2018 году эксперты финского издания Moottori провели тест зимней шины Нокиан Хакапелита Р3 в размере 205/55 R16 и сравнили её с семью аналогичными фрикционными покрышками среднего и премиум класса.
Итоги теста
По итогам теста Nokian Hakkapeliitta R3 заняла 4-5 место на асфальте, 3 на льду и 2 на снегу.
В целом шина показала очень сбалансированные и высокие результаты в каждой из дисциплина. Единственной её слабостью было торможение на сухом асфальте, но это сложно назвать явным недостатком, так как отставание от лидеров было невелико.
Дисциплина | Место | Комментарий | |
---|---|---|---|
Торможение на мокром асфальте с 80км/ч | 2 | Тормозной путь на 2,8 метра длиннее, чем у лидера теста. | |
Управляемость на мокром асфальте | 3 | Время прохождения трассы на 0,7 сек дольше, чем у лидера теста. | |
Управляемость на мокром асфальте | 1-3 | Один из лучших результатов. Субъективная оценка управляемости — 9 баллов. | |
Торможение на сухом асфальте с 80км/ч | 7 | Тормозной путь на 1,7 метра длиннее, чем у лидера теста. | |
Управляемость на сухом асфальте | 4-6 | Субъективная оценка управляемости — 8 баллов. | |
Торможение на льду с 20км/ч | 4 | Тормозной путь на 0,4 метра длиннее, чем у лидера теста. | |
Разгон на льду | 3 | Время разгона до 25км/ч на 0,17 сек больше, чем у лидера теста. | |
Управляемость на льду | 3 | Время прохождения трассы на 4,6 сек больше, чем у лидера теста. | |
Управляемость на льду | 1-3 | Один из лучших результатов. Субъективная оценка управляемости — 7 баллов. | |
Торможение на снегу с 40км/ч | 5-7 | Тормозной путь на 0,2 метра длиннее, чем у лидера теста. | |
Разгон на снегу | 3-4 | Время разгона до 30км/ч на 0,03 сек дольше, чем у лидера теста. | |
Управляемость на снегу | 2 | Время прохождения трассы на 0.1 сек дольше, чем у лидера теста. | |
Управляемость на снегу | 1-4 | Один из лучших результатов. Субъективная оценка управляемости — 9 баллов. | |
Шум | 1-3 | Один из лучших результатов. Субъективная оценка уровня шума — 9,5 баллов. |
Отзыв экспертов, проводивших тест:
Шина хорошо зарекомендовала себя на льду, но при этом в тесте были и более эффективные модели. Хорошее поведение на мокрой дороге и снегу. Тихий ход. Явные недостатки отсутствуют.
Список протестированных шин:
Шины Nokian Hakkapeliitta R3 SUV в тестах
Управляемость на снегу
Торможение на снегу (самый короткий тормозной путь в тесте)
Торможение на мокром покрытии (самый короткий тормозной путь в тесте)
Торможение на сухом покрытии (самый короткий тормозной путь в тесте)
достаточно тихие
Торможение на льду
Комфорт (незначительные претензии в адрес способности смягчать вибрации от дороги)
2 место — Tyres Testing Group: Тест зимних шин размера 215/65 R17 (2021)
На затяжной ледовой дуге возможны сносы, поэтому для плавной стабилизации нужно сбрасывать газ.
Уверенное поведение на снегу — машина легко ускоряется и хорошо контролируется в поворотах, которые может проходить с легким заносом.
На мокром асфальте шина хорошо входит в повороты, а если поворот резкий, то возникающий небольшой занос «добавляет поворачиваемости». Даже если шины на задней оси ушли в скольжение, машина остается под контролем и управлять ею можно без особого усилия.
3 место — ABW.BY: Тест зимних шин размера 215/65 R17 для кроссоверов (2020)
приемлемые результаты на асфальте
очень низкое сопротивление качению
Показатели на льду
Показатели на снегу
Отличная управляемость и в целом очень хорошие результаты на снегу и льду. А также приемлемые результаты на асфальте.
8 место — Журнал «Авторевю» протестировал зимние шины для кроссоверов
Тяговое усилие на снегу
очень короткий тормозной путь на мокром асфальте
Торможение на льду (короткий тормозной путь для нешипованных шин)
1 место — Auto Motor & Sport: Тест нешипованных зимних шин размера 275/45 R20 (2018)
самый короткий тормозной путь и лучшая управляемость на мокром асфальте среди шин этого класса
самый короткий тормозной путь на сухом асфальте среди шин этого класса
Управляемость на льду (оптимальная)
Сцепление на льду (отличное)
Управляемость на снегу (оптимальная)
Сцепление на снегу (отличное)