Триумф зимних шин Nokian Hakkapeliitta 10P SUV и Nordman 8 SUV в тесте «За рулем»
Специалисты журнала «За рулем» провели в 2022 году несколько тестов зимних покрышек. Один из них проходил на полигоне в Швеции, где была возможность проверить эффективность зимней резины на всех типах покрытий: сухом и влажном асфальте, гладком льду и заснеженных треках. В рамках очередного теста испытатели проверили восемь комплектов покрышек в типоразмере 235/60 R18. Шины тестировались на мощном Audi Q5 40TDi.
Примечательно, что в первую четверку лидеров вошли сразу две модели финских покрышек Nokian. При этом новейшая Hakkapeliitta 10P SUV, анонсированная лишь год назад, уверенно закрепилась на первом месте и получила заслуженное «золото». Модель Nordman 8 SUV с незначительным отрывом разместилась на четвертой ступеньке рейтинга, наряду с флагманскими шинами таких мировых гигантов, как Yokohama и Goodyear. Более детальные результаты испытаний можно увидеть в таблице, представленной ниже.
Итоги и оценки
+ Финские шины показали наилучшие результаты в ходовых испытаниях на ледяном покрытии, продемонстрировав отличное сцепление как в продольном, так и в поперечном направлении.
+ Специалисты высоко оценили модель за топливосберегающие свойства. Показатель сопротивляемости качению оказался одним из самых низких в проведенном тесте.
+ Также шины достойно показали себя на заснеженном треке. С ними автомобиль четко реагировал на рулевые команды, уверенно набирал скорость и безопасно входил в крутые повороты на большой скорости.
Общая оценка: 927 баллов. Настоятельно рекомендуется.
+ Сильной стороной немецких шин стала высокая работоспособность на льду. В таких условиях покрышки работали четко и слаженно, обеспечивая хорошее продольное сцепление, что повлияло на эффективность торможения и разгонную динамику.
+ Коэффициент сопротивляемости качению не превышает допустимые значения. На сухих и мокрых покрытиях отмечена существенная экономия горючего.
+ По сцепным свойствам на снегу данная модель уверенно обошла всех конкуренток и заняла лидирующие позиции в соответствующих испытаниях.
— Существенных недочетов, кроме цены, не выявлено.
Общая оценка: 913 баллов. Настоятельно рекомендуется.
+ Шины, занявшие третье место в финальном рейтинге, показали сбалансированные ездовые характеристики на снежном и ледяном треке.
+ Благодаря качественной ошиповке и ламелизации, покрышки обладают хорошей боковой устойчивостью и обеспечивают великолепную управляемость при динамичном маневрировании.
+ Также модель продемонстрировала высокую проходимость на толстом слое снега. С такими шинами можно легко выезжать из дворовых территорий, где не убран свежевыпавший снег.
— Серьезных минусов не обнаружено.
Общая оценка: 885 баллов. Рекомендуется.
+ Шипованные покрышки, разработанные на основе модели Hakkapeliitta 8, показали себя с лучшей стороны при разгоне на ледяном покрытии.
+ Благодаря упругим и эластичным боковинам, шины обеспечивают плавный и комфортный ход автомобиля на дорожных неровностях и так называемой «стиральной доске» – бугристой снежной поверхности.
+ Резиновая смесь имеет достаточно низкое сопротивление качению, благодаря чему экономия топлива становится ощутимой.
+ Специалисты также присвоили этим шинам высокие баллы за проходимость на заснеженном покрытии.
Общая оценка: 879 баллов. Рекомендуется.
+ Японские шины с направленным шипованным протектором продемонстрировали великолепные сцепные качества на снегу и ледяном покрове.
+ Разгонная динамика и проходимость на глубоком слое снега – одни из сильных сторон модели iG65.
+ Испытатели отметили высокий уровень ездового комфорта и сравнительно низкие показатели шума.
— По топливосберегающим свойствам модель незначительно уступает лидерам теста.
Общая оценка: 874 балла. Рекомендуется.
+ Южнокорейские шины получили 818 баллов в общем рейтинге и заняли шестое место.
+ Модель особенно хорошо проявила себя при торможении на сухой дороге и показала высокую курсовую устойчивость.
+ В снежных испытаниях шины Hankook показали положительные результаты в тестах на управляемость и боковую устойчивость.
— Незначительные нарекания к сцепным характеристикам на мокром треке.
Общая оценка: 818 баллов. Рекомендуется.
+ Шины от дочернего бренда Michelin оказались одними из лучших в испытаниях на чистом асфальте. Особенно высокие результаты зафиксированы в тестах на торможение.
+ Благодаря широкой центральной зоне протектора, покрышки продемонстрировали один из самых высоких показателей курсовой устойчивости.
+ Достаточно высокая проходимость и хорошая динамика на рыхлом снегу.
+ Плавный и мягкий ход машины на дорожных неровностях.
— На льду и мокрых покрытиях модель заметно уступает лидерам данного теста.
Общая оценка: 815 баллов. Рекомендуется.
+ Покрышки отечественного бренда отлично прошли испытания на сухой дороге, продемонстрировав достаточно короткий тормозной путь.
+ Уровень акустического комфорта, несмотря на наличие металлических шипов, находится в пределах нормы.
+ Неплохие показатели курсовой устойчивости на чистом асфальте.
+ Удовлетворительные результаты в испытаниях на управляемость (как на льду, так и на снегу).
— Повышенный показатель сопротивления качению.
Общая оценка: 805 баллов. Рекомендуется.
Nokian Nordman 7 SUV — бюджетная «колючка»
Шины линейки Nordman мы пытались заполучить на тест несколько лет подряд, но все как-то не получалось. Оно и понятно — основной упор маркетологов Nokian Tyres был направлен на премиальную линейку Hakkapeliitta, а «бюджет» итак раскупится. Но мы не теряли надежды, за что и были вознаграждены. И сегодня можем рассказать вам о бюджетной «колючке» из Заполярья более подробно.
Мы не спроста так хотели заполучить на нашу редакционную «рабочую лошадку» именно шины Nokian Nordman. Дело в том, что бюджетная линейка финского шинника очень хороша и многими недооценена. Как правило, на всех тестах, которые проводит Nokian Tyres в своей вотчине за полярным кругом, во главе угла стоят премиальные новинки, бюджетным же уделяется мало внимания.
В этом есть резон — и в со размере с инвестициями, и в плане стратегии продаж. И на всем этом фоне часто теряется весьма важное – например, то, что бюджетная линейка получает все наработки премиума. Да, не сразу — спустя годы, но получает! А значит у потребителя есть возможность купить продукт де-факто премиального качества по цене бюджетного класса. В нашем случае шины Nokian Nordman 7 SUV вобрали в себя практически все наработки шин Nokian Hakkapeliitta 7 SUV. Да, последняя была представлена в уже далеком 2009 году. И сейчас ее уже не найдешь в шинных центрах. Но ведь она была чертовски хороша!
И прекрасно справлялась со своими обязанностями. А снег — он и в Африке снег — за эти годы не изменил своих физических свойств. Разве что сами зимы стали несколько иными — глобальное потепление и все такое, но это уже другая история… Так что, на наш взгляд, Nokian Nordman 7 SUV, увидевшая свет в 2017 году, вполне себе еще приходится ко двору.
Итак, прошедшей зимой наш редакционный Nissan Terrano получил новую «обувку», чему мы были несказанно рады. Последние годы ему приходилось в зимнее время несладко — всесезонка Nokian Rotiiva исправно дослуживала свой век, но частые рабочие поездки за пределы города заставляли вести себя крайне аккуратно. Нынешняя же зима обещала совсем другие эмоции. И «семерка» не подвела. Увы, за зиму удалось накатать всего порядка 3500 км. А выбраться в горы так и не удалось. Это в городе снега было мало, предгорья заваливало так, что перевалы то и дело оказывались закрытыми. Тем не менее оценить преимущества шипованной резины все же удалось.
Наш резко континентальный климат славится тем, что даже при относительно теплой зимней погоде с утра подмораживает так, что на парковках образуется прочная ледяная корка. А ближе к полудню запросто можно попасть на приличный участок шуги. Во дворах так и вовсе часто встречается жесткий лед с проталинами, вперемежку со все той же шугой — весьма коварное сочетание. А на дорожках за городом чаще всего встречаются утрамбованные снегом колеи. Так и катались, пока из-за карантина по периметру города не поставили блок-посты…
Nokian Nordman 7 SUV показала себя просто великолепно. Позволяла уверенно маневрировать на тесных парковках, когда под колесами был сплошной лед, давала возможность с легкостью выбираться из снежных сугробов. Разгон, торможение, перестроение — порой складывалось впечатление, что этой резине без разницы какой тип покрытия под колесами в данный момент — она старалась обеспечить максимально внятное сцепление как на сухом или мокром асфальте, так и на льду и снегу.
Небольшие сложности возникали, пожалуй, лишь, когда попадались участки жесткого льда, покрытые сверху шугой. Но здесь уже ничего не попишешь — не изобрели еще такой шины, которая бы ехала по такому покрытию как влитая. Шестигранный шип, «медвежьи когти» и несколько типов ламелей — все это хорошо, но мозг отключать не надо.
Что же касается уровня шума, то после «обкатки» он стал едва заметным. Цокание шипов слышно лишь на скорости до 40 км/ч, ну и при переезде разделительных линий на голом асфальте. Здесь, конечно же, большую роль играет фирменная технология Air Claw, которой оснащены шины Nokian Nordman 7 SUV. Это воздушные каплевидные углубления на блоках протектора перед шипом, выполняющие роль воздушного амортизатора (на манер пяточных амортизаторов в кроссовках). Они призваны снижать не только шум, но и вибрацию шипов при контакте с дорогой, что продлевает как срок службы самих шипов, так и дорожного полотна.
Сам шип у этих шин шестигранный. Как показала практика, а также многочисленные тесты, скошенные углы многогранника улучшают сцепление с поверхностью во время бокового скольжения плюс обеспечивают максимально надежное сцепление с поверхностью при торможении или разгоне. Наклону шипа, дабы опять же улучшить сцепление, препятствует технология Bear Claw («Медвежий коготь»). А специальная технология ошиповки — Eco Stud (у основания шипа располагается смягчающая подушка, играющая роль амортизатора шипа) — также вносит свою лепту в снижение шума от шипов и продлевает их срок службы.
Практические результаты налицо. Ни одного шипа за первую зиму потеряно не было. Акустический комфорт вполне сносный. Сцепление с дорожным полотном за исключением редких случаев отличное. Единственное, что печалит — шипы уже не так сверкают в лучах солнца: дорожное полотно, капризы природы и химические ингредиенты, которыми щедро поливают наши дороги, внесли свои коррективы в их внешний вид — местами обточили на свой лад, местами потерли…
Зато индикатор износа говорит о том, что шины еще довольно свежи и готовы служить не один сезон — на нем еще просматривается «восьмерка», а «снежинке» так, вообще, еще жить и жить.
Алексей Лиходеев
фото редакции