- 5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
- Высокая добавленная стоимость
- Отсутствие драйверского духа
- «Способности» на бездорожье
- Недокроссоверы
- 7 примеров, когда купил кроссовер вместо седана и пожалел
- Почему не стоит покупать маленький кроссовер?
- Кроссоверы В-класса
- Достоинства малых кроссоверов
- Недостатки кр оссоверов В-класса
- К чему стремиться?
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
В музыке кроссовер – это смешение двух стилей, а для нас, автомобилистов, это, конечно, смешение нескольких автомобилей. То ли внедорожника с чертами городского универсала/хэтчбека, то ли наоборот. Все мы, по-своему, конечно, любим кроссоверы за их универсальность, и цифры продаж тому явное подтверждение, но сейчас давайте поразмышляем, за что мы их терпеть не можем.
В музыке кроссовер – это смешение двух стилей, а для нас, автомобилистов, это, конечно, смешение нескольких автомобилей. То ли внедорожника с чертами городского универсала/хэтчбека, то ли наоборот. Все мы, по-своему, конечно, любим кроссоверы за их универсальность, и цифры продаж тому явное подтверждение, но сейчас давайте поразмышляем, за что мы их терпеть не можем.
Ситуация вокруг кроссоверов пронизана раздражающими вещами, как эфир Владимира Соловьева. Садясь за их руль, люди сходят с ума. Расталкивая «Матизы» с пиццей они проезжают по школьной экскурсии на пешеходном переходе, потому что начались скидки в Л’Этуаль. А вечером, паркуясь у дома, встают одним колесом на бордюре, а другим – на детской карусели. При этом сами кроссоверы обычно более прожорливые, чем традиционные легковушки, и выбрасывают в атмосферу больше вредных веществ, потому что имеют лишний вес и аэродинамику Саяно-Шушенской ГЭС.
Ах да, мы еще забыли съязвить в адрес «вседорожных» моделей Bentley, Porsche, Lamborghini и Rolls-Royce, но пока мы попробуем успокоиться и ограничимся несколькими главными причинами нашей всепоглощающей ненависти.
Высокая добавленная стоимость
Чтобы проиллюстрировать этот аспект, можно вспомнить историю модели Qashqai, которую придумали в офисе Nissan, когда столкнулись с убытками на британском заводе в Сандерленде. Выпускавшаяся там европейская версия модели Almera продавалась плохо и приносила убытки, и над филиалом нависла опасность закрытия.
Рассчитывать на увеличение спроса на «Альмеру» не приходилось – оставалось придумывать, как зарабатывать на каждой машине больше. После мозгового штурма сотрудники пришли к выводу, что им очень нужна массовая модель, которая в производстве будет обходиться примерно как городской хэтчбек, но сможет продаваться по более высокой цене. В общем, они придумали Qashqai.
Покупатели расценили высокий дорожный просвет как достаточное основание для того, чтобы заплатить больше, а конкуренты быстро поняли, что если не поторопятся, то проморгают тренд десятилетия. А ведь задолго до этого из-за высокой доходности автомобилей класса SUV в США буквально озолотилась «Большая тройка». Так что кроссоверы позволяют компаниям больше зарабатывать, а нам – больше тратить.
Отсутствие драйверского духа
Большинство современных кроссоверов построены на базе легковых платформ и это хорошо – легковушки сразу разрабатываются так, чтобы ездить на них было приятно и безопасно в первую очередь по асфальтированным дорогам. Поэтому от большинства врожденных недостатков настоящих внедорожников («длинный» руль, валкость, слабые тормоза) кроссоверы оказываются избавлены еще на стадии проектирования. С другой стороны, кроссоверы должны вмещать больше груза, должны быть просторнее и удобнее внутри и обязаны не бояться плохих дорог. И это влечет за собой целый ряд недостатков.
Проблема в том, что найти удачный компромисс между комфортом и управляемостью разработчикам кроссоверов удается далеко не всегда. Высокий центр масс (и сама возросшая масса более крупного кузова) заставляет машину сильнее крениться в поворотах, а необходимость справляться с разбитым асфальтом вынуждает инженеров «распускать» подвески, что опять же негативно сказывается на удовольствии от управления таким автомобилем. И пусть некоторым импульсивным владельцам кроссоверов кажется, что они выглядят в потоке как гонщики, на деле это похоже на бег с препятствиями верхом на носороге.
При этом любые попытки заставить кроссовер ехать с азартом легковушки приводит к тому, что дорожный просвет сокращается до смешных цифр, а подвеска превращается в камень, отчего комфорта на проселке, ради которого и был придуман этот класс автомобилей, не остается. От слова «совсем».
«Способности» на бездорожье
Простонародное прозвище «паркетник» как-то сошло на нет, хотя реальный дорожный просвет некоторых кроссоверов под защитой двигателя составляет меньше 150 миллиметров. У других хромает геометрическая проходимость (вам же нравятся красивые блестящие бамперы, да?) и машина в буквальном смысле «ест» землю губой переднего бампера. Или оставляет задний в безобидном с виду сугробе.
При этом полноприводная трансмиссия (если она вообще имеется) зачастую не выдерживает сколько-нибудь серьезной нагрузки: греются вариаторы, муфты, тормоза и автомобиль становится переднеприводным. Настоящее железо для преодоления бездорожья (вроде межосевых и межколесных блокировок) имитирует электроника (с переменным успехом), а в качестве бесплатного утешительного приза нам, как всегда, дарят что-то ненужное – вроде системы помощи при спуске с горки. Такую же полезную, как система антиопрокидывания холодильника или встроенный прикуриватель для стиральной машины.
Недокроссоверы
Надо признать, что кроссоверы – это в первую очередь мода. Или даже нездоровое увлечение. Ведь родился этот класс автомобилей не в России или Эфиопии, где с дорогами действительно не очень, а в странах, где этой проблемы не существует. Впрочем, встречаются в автомобильном мире и более странные формы жизни – машины, которые под кроссоверы маскируются, как ложные опята и лисички.
Ведь если немного приподнять обычный хэтчбек над дорогой и украсить по кругу черной «юбкой», то его можно продавать дороже (см п1)! При этом полный привод у таких машин не предусмотрен в принципе ни за какие доплаты. В природе это называется мимикрия и позволяет какому-нибудь листохвостому геккону прикидываться тем, кем он не является, заслужив свое скромное место в эволюции. С другой стороны, в черную защиту бамперов, порогов и днища надо бы одевать каждую машину, приезжающую в Россию, от Fiat 500 до Rolls-Royce Phantom. Правда, кроссовером она от этого все равно не станет.
7 примеров, когда купил кроссовер вместо седана и пожалел
Вы знаете про недостатки кроссоверов, которых лишены седаны? Если нет, то вот их перечень. Заранее извиняемся, если после прочтения, вы разочаруетесь в своем паркетнике.
Мода на кроссоверы по-прежнему очень актуальна. Некоторые бренды оставили в своей линейке только авто с этим популярным типом кузова, убрав все остальные. Но так ли уж вам нужен именно кроссовер? Эксперт Алексей Ревин привел несколько убедительных доводов.
Перечислим лишь некоторые «преимущества» кроссовера, которые, возможно, позволят вам сделать выбор в пользу седана.
1. Кроссовер всегда будет дороже седана с сопоставимым уровнем оснащения. Чаще всего это плата за полный привод, но все больше автопроизводители представляют моноприводные версии кроссоверов, в результате вы переплачиваете за статус обладателя «внедорожника».
2. Владение кроссовером также обойдется дороже: у него больше расход топлива из-за большей массы и худшей аэродинамики, чем у седана. Дороже он и в обслуживании, ремонте и нуждается в дополнительной регулировке углов установки колес, да и доступ у кроссовера ко многим узлам и агрегатам хуже.
3. Весомый аргумент в пользу кроссоверов – клиренс. Им обычно хвастают производители, но на поверку оказывается, что у многих седанов дорожный просвет сопоставим, то есть сесть на «брюхо» можно с одинаковым успехом, только вот владелец седана не поедет туда, где можно застрять.
4. А так ли уж вам нужен полный привод, часто ли вы им пользуетесь? Среднестатистическому автовладельцу он пригодится разве что зимой, и то при условии, что дороги в вашей местности плохо чистят от снега. Для серьезного бездорожья современные кроссоверы не предназначены, а владелец самонадеянно может посчитать иначе и влипнуть в неприятную историю.
Почему не стоит покупать маленький кроссовер?
У кроссоверов малого класса есть и преимущества, и недостатки. Какие из этих моделей годятся на роль единственного автомобиля в семье?
Начнем с того, что практически всегда кроссовер строится на легковой платформе. При этом кроссоверы, спроектированные на базе особо малого (А-класса), в нашей стране не продаются. Следующими идут кроссоверы на платформе В-класса – про них и поговорим. Будем рассматривать полноценные кроссоверы, которые имеют версии с полным приводом. Потому что автомобили типа Lada XRAY или Kia Rio X-line кроссоверами называют только те, кому этого очень хочется. Как правило, это или маркетологи фирмы-производителя, или сами владельцы. По большому счету, эти машины просто приподнятые на несколько сантиметров переднеприводные хэтчбеки.
Кроссоверы В-класса
Это Hyundai Creta, Renault Duster, Renault Kaptur… Ой, а вам не кажется, что это как раз лидеры продаж в сегменте кроссоверов на нашем рынке? Значит, вопрос серьезный и в нем надо разобраться подробнее.
Во-первых, помимо этих, весьма удачных и востребованных автомобилей, в компанию малых кроссоверов попадают и машины, снискавшие несколько меньшую популярность: Ford EcoSport, Suzuki Vitara, Nissan Juke, Mitsubishi ASX, Skoda Yeti, Opel Mokka. Список неполный, но за сменой моделей у китайцев не уследишь. А остальные пусть не обижаются.
. а багажничек с трудом вмещает верхнюю часть детской коляски. При этом «шасси» коляски пришлось заталкивать в салон.
. а багажничек с трудом вмещает верхнюю часть детской коляски. При этом «шасси» коляски пришлось заталкивать в салон.
Итак, перечислим, чем хороши и чем не очень удобны для потенциального покупателя кроссоверы В-класса.
Достоинства малых кроссоверов
- Небольшие габаритные размеры, позволяющие легко парковаться и маневрировать в условиях мегаполиса.
- Двигатель сравнительно небольшого рабочего объема обеспечивает приемлемую динамику и вместе с тем разумный расход топлива.
- Внешность многих малых кроссоверов весьма привлекательна.
Сидеть в иных кроссоверах В-класса втроем на заднем сиденье – задача для сильных духом. Очень уж тесно.
Недостатки кр оссоверов В-класса
- Тесный второй ряд сидений
- Скромный объем багажного отделения. В такой не получится разместить вещи, перевозимые на дачу, или придется отправиться в дальнее путешествие с экипажем не более двух человек.
- Скромная колесная база, из-за которой поездка по разбитой дороге может оказаться недостаточно комфортной.
Nissan Juke установил антирекорд: вместимость багажника – всего 180 л (по замерам «За рулем»). Какие уж там коляски!
К чему стремиться?
Конечно, гораздо более удобными и универсальными являются кроссоверы покрупнее, построенные на платформе С-класса. Здесь нормальный размер багажного отделения уже сочетается с удобной и довольно просторной посадкой на заднем сиденье. Таковы Volkswagen Tiguan, Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4, Mazda CX-5 и многие другие.
Объем багажных отделений у этих автомобилей в среднем на 50-100 литров больше, чем у автомобилей предыдущего класса. Расстояние до спинок передних сидений при разложенных задних позволяет расположиться на ночлег прямо в автомобиле даже высокому человеку – например, при поездке на рыбалку. Также свободно принимают в свое «чрево» среднеразмерные кроссоверы и два–три велосипеда. При этом можно подобрать версию с достаточно экономичным двигателем – либо турбированным, либо с не очень большим рабочим объемом. Ну, и конечно, очень сильно на средний расход топлива влияет стиль езды.
«Многоэтажный» багажный отсек Nissan X-Trail с разными вариантами трансформации позволит разместить множество вещей. По результатам наших замеров, вместимость багажника — около 350 л. Вполне достойный результат!
«Многоэтажный» багажный отсек Nissan X-Trail с разными вариантами трансформации позволит разместить множество вещей. По результатам наших замеров, вместимость багажника — около 350 л. Вполне достойный результат!
Популярные в России малые кроссоверы
Объем багажника, л (замеры ЗР)